В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Приоритетный Национальный Проект: `Развитие агропромышленного комплекса` в Чеченской Республике. Назад
Приоритетный Национальный Проект: `Развитие агропромышленного комплекса` в Чеченской Республике.
Завершается второй год реализации национального проекта "Развитие Агропромышленного комплекса". Как показывает опыт последних лет, регионы заметно отличаются друг от друга по степени готовности к реализации в жизнь национальных проектов, в том числе и в решении реальных практических задач по развитию АПК. В одних районах возросло внимание региональных органов власти к сельскому хозяйству, повысилась исполнительская дисциплина и ответственность управленческих кадров всех уровней, завершается разработка собственных проектов, а в других как бы продолжается болезнь начального периода. Причин тому много: так как центр тяжести работы по реализации проекта перемещается на региональный и муниципальный уровень, а навыки грамотной управленческой и организационной работы на местах во многом утрачены, кроме того, мешает необустроенность быта, многие не видят перспективы развития, то и проблемы по реализации проекта " Развитие АПК" решаются не оперативно. Подводя итоги восстановления социально-экономической сферы в Чеченской республике за последние 6 лет и анализируя результаты реализации национального проекта по развитию аграрного сектора, приходится констатировать, что сегодняшнюю ситуацию в сельском хозяйстве трудно назвать "эффективной, продуктивной и экономически выгодной, с хорошими условиями туда" (А.В.Гордеев Министр сельского хозяйства РФ, Интернет конференция. 20 ноября 2006 г.).
В связи с известными событиями республике был нанесен трудно восполнимый ущерб не только инфраструктуре, промышленности, жилому фонду, но и серьезно пострадал весь аграрный сектор. Разрушено до 80 % объектов сельскохозяйственного назначения, из оборота выведено более 150 тысяч гектаров сельхозугодий. Некогда мощный производственный потенциал АПК был практически утрачен. Общий ущерб нанесен на сумму, превышающую 100 млн. рублей.
Большинство, ранее используемых земель, оказались заброшенными, сократились посевные площади. Неухоженная земля зарастает бурьяном, напичкана опасными последствиями боевых действий, которые до сих пор угрожают здоровью и жизни людей. В результате в республике к 2000 году пригодны были лишь 20%, имеющейся в наличии пашни.
Более того, потеряна такая важная отрасль, как семеноводство, перестали существовать такие отрасли как шелководство и табаководство, которые обеспечивали республике определенный доход и значительную занятость населения, практически полностью нарушена система орошения.
По сравнению с 1991 годом машинный парк сократился вчетверо. Обеспеченность аграрного хозяйства тракторами сократилась в 3,3 раза, зерноуборочными комбайнами в 4 раза, грузовыми автомобилями в 4,2 раза. Аналогичное положение сложилось и с другой сельскохозяйственной техникой.
К сожалению, не только количественно, но и качественно техническая оснащенность труда работников сельского хозяйства чрезвычайно низка, сельскохозяйственные работы ведутся с нарушением установленных сроков и низким качеством, что, в свою очередь естественно, приводит к значительным потерям во время уборки урожая. Ежегодно Чечня теряет около 50 тысяч тонн зерна.
Особо следует отметить плачевное состояние многолетних насаждений. С 1991 года практически не возобновлялись плантации садов и виноградников, тогда как старые за счет интенсивной несанкционированной раскорчевки постоянно уменьшаются в площадях, что, конечно, сказывается на производстве продукции. Отмечается невысокая урожайность зерновых культур, подсолнечника. Естественно, это связано с дефицитом азотно-фосфорных удобрений, так как за последнее десятилетие ни минеральные, ни органические удобрения практически не вносились.
В результате, показатели урожайности и других культур значительно ниже тех, что республика имела до 1991 года. Так из-за длительного использования без научно-обоснованных севооборотов, разрушения многих водохозяйственных сетей и гидросооружений, а также необходимого набора сельскохозяйственной техники, удобрений, средств защиты растений и других негативных факторов, произошло резкое убывание плодородия почвы.
По данным государственного учета ранее в республике имелось 138,7 тыс. гектаров орошаемых земель. За период военных действий существенная часть этих угодий была изъята из оборота в связи с нарушением системы водоподачи (разрушена оросительная сеть). При этом за последние 15 лет не выделено ни одного рубля на восстановление оросительной сети и гидросооружений, на ремонт лотковой и коллекторной сети. За это же время не приобретено ни одной единицы мелиоративной техники. А ведь почти 85% имеющейся сельхозтехники выработало свой технический и эксплуатационный ресурсы и морально устарело. Глубокий экономический кризис, в котором оказалась республика, сказался и на животноводстве, и в первую очередь пастбищном и горном.
Чеченская республика располагает благоприятными климатическими и почвенными условиями на большей части территории, что и определило возникновение в регионе развитой базы сельскохозяйственного производства. Преобладающие степные черноземные почвы способствовали развитию аграрного потенциала республики и позволяли эффективно осуществлять широкий спектр сельскохозяйственной деятельности: развивать зерновое хозяйство (продовольственное и фуражное зерно), выращивать виноград, масличные культуры, картофель, сахарную свеклу и другие овощные культуры. Лишь в горной части республики, особенно в высокогорье, где климат отличается прохладным летом и довольно продолжительной зимой, развивалось горное и пастбищное животноводство.
В советский период для развития сельского хозяйства республики были созданы соответствующие экономические условия. Основной специализацией растениеводства было производство зерновых культур, подсолнечника, сахарной свеклы. Кроме того, ведущими отраслями являлись овощеводство, садоводство и виноградарство. Выращиванию сельскохозяйственных культур уделялось самое пристальное внимание, потому как имеющаяся необходимая материальная - техническая база способствовала постоянному увеличению сельскохозяйственной продукции в нужном ассортименте. Это делалось за счет внедрения научно-обоснованных севооборотов, насыщения отрасли необходимым набором сельскохозяйственной техники, обеспечения её полной потребности органоминеральными удобрениями, средствами защиты растений, а также созданием базы семеноводства, а более 40% посевов было размещено на орошаемых землях. В сельском хозяйстве бывшей Чечено-Ингушской республики работало свыше 12 тысяч тракторов различной модификации, более 2 тысяч зерноуборочных комбайнов, а также необходимая другая сельскохозяйственная и мелиоративная техника. Все это позволяло земледельцам республики динамично развивать агропромышленный комплекс и постоянно наращивать производство сельскохозяйственной продукции.
Не менее важное значение для республики имело и животноводство. Было широко распространено птицеводство, разведение крупного рогатого скота, свиноводство.
На республику приходилось 4,5 % молока от всего его производства по Северо-Кавказскому экономическому району, 2,7 % мяса и 2,5% яиц. Но особое значение для страны имело пастбищное овцеводство, сочетавшее тонкорунное направление, в основном в равнинных районах, с полутонкорунным и грубошерстным в горах.
Таким образом, представляется возможным сказать, что в начале 1990-х годов аграрный сектор республики представлял достаточно развитую отрасль экономики.
В настоящее время республика является одним из самых сельских регионов России. Доля сельского населения по данным федеральных статистических органов в 2004 году составила 66,3% или более 743 тыс. чел. В сельской местности сейчас проживает около 450 тысяч человек трудоспособного населения. Значительная часть жителей занята в личном подсобном хозяйстве. Процессы, происходящие в сельском хозяйстве Чеченской республики, укладываются в общероссийские тенденции. Почти во всех субъектах федерации роль личного подсобного хозяйства возросла как с точки зрения владения землей, так и в производстве, хотя по некоторым позициям значение крестьянских (фермерских) хозяйств также высоко.
Способствует развитию личного подсобного хозяйства и дисперсный характер расселения по территории республики. Многие сельские администрации (муниципальные образования) оторваны от основных районов концентрации населения, вследствие этого личные хозяйства еще долго будут оставаться основным источником продуктов питания и доходов для удовлетворения необходимых потребностей в питании. Поэтому можно прогнозировать, что роль личного подсобного хозяйства, не требующего значительных материальных затрат по восстановлению, будет ещё долго превалировать в большинстве отраслей сельскохозяйственного производства республики. Следовательно, даже для хозяйств мелких товаропроизводителей необходимо создать условия для наращивания объёмов продукции и говорить о внедрении новых прогрессивных методов хозяйствования. С этой целью необходимо оказывать действенную помощь владельцам личных подсобных хозяйств техникой, удобрениями, семенами и другими видами услуг, с целью расширения посевных площадей и повышения уровня товарности хозяйства, роста уровня доходности, валового сбора овощей, картофеля и других видов продукции, увеличения занятости и снижения безработицы.
Сейчас в республике сельскохозяйственные предприятия всех категорий и направлений стараются восстановить структуру производства, которая была до начала военных действий. Однако отсутствие достаточных средств, необходимого количества техники, значительные разрушения оросительной сети, дефицит специалистов в области сельского хозяйства, нехватка минеральных удобрений приводят к увеличению затрат на производство, слабой урожайности большинства культур, а это сказывается на себестоимости продукции.
Сравнительный анализ производства основных сельскохозяйственных продуктов на душу населения позволяет сделать вывод, что по большинству показателей произошло снижение величин. Но самый значительный спад имеет место в выращивании сахарной свеклы, табака, подсолнечника и по производству шерсти.
Следует отметить что, до сих пор, в республике продовольственное обеспечение населения значительно уступает научно обоснованным нормам питания. Потребление на душу населения мяса, молочных продуктов, яиц, картофеля и даже овощей меньше норм. Единственным продуктом питания, удовлетворяющим полностью потребности населения республики, является хлеб.
Поэтому, основной целью восстановления и развития агропромышленного комплекса Чеченской республики является максимальное удовлетворение потребностей населения в молоке и молочных продуктах, мясе и яйцах, овощах и картофеле, плодах и ягодах за счет местного производства. Кроме того, для развития перерабатывающей промышленности, прежде всего овощеконсервной, сахарной и винодельческой необходимо сырье. Улучшение продовольственного снабжения населения будет являться залогом снятия социальной напряженности, стимулирования развития других отраслей, противодействовать кризисным явлениям рыночной коньюктуры.
В сложившейся экономической ситуации в Чеченской республике аграрный сектор дает в структуру регионального дохода примерно 34,2%, а структуре розничного оборота товаров для населения около 2/3 выручки дают продовольственные товары и изделия сельскохозяйственного сырья. Поэтому в социальном плане решение продовольственной проблемы занимает первостепенное значение. Особенно это актуально для миллионного населения Чеченской республики. Чтобы решить проблему обеспечения продовольствием населения, следует, прежде всего, преодолеть отставание в развитии агропромышленного комплекса, преломить ту отрицательную тенденцию, которая существует в производстве мяса и молока. Необходимо значительно ускорить предоставление льготных кредитов фермерским хозяйствам и гражданам, ведущим личное подворье. Негативные явления на продовольственном рынке, такие как импорт продовольствия, удорожание продуктов за счет перевозок, можно преодолеть путем увеличения объемов сельскохозяйственного производства, что позволит значительно сократить закупки за пределами республики. Немаловажным фактором, стабилизирующим продовольственную ситуацию, является обеспечение потребностей городского населения и промышленных центров республики плодоовощной продукцией и картофелем.
Решение этой задачи в настоящее время в республике зависит от подсобных хозяйств, которые не имеют стабильной товарной основы и подвержены влиянию многих субъективных факторов. Поэтому им необходимо оказывать всемерную помощь, путем удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования, развития инфраструктуры обслуживания - сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-бытовых, перерабатывающих, кредитных, оснащающих техникой, удобрениями, семенами).
Землеобеспеченность в Чеченской республике ниже, чем в среднем по Северо-Кавказскому экономическому району. Общая площадь земельных угодий республики примерно 1564,5 тысяч гектаров. Из этого количества сельскохозяйственные угодья составляли ранее 1030,4 тыс. гектаров или 65%.
В настоящее время одна треть этих земель вообще выпала из пользования. Это связано с выходом в непригодность пахотных земель из-за проходивших в республике военных действий, а также вследствие непродуманной и спонтанно проведенных реформаторских преобразований в сельском хозяйстве. Эту проблему можно решить путем восстановления и введение в оборот земель, путем рекультивации за счет раскорчевки старых садов и виноградников. Кроме того, необходимо провести обследования многих заброшенных земель на предмет их безопасности от взрывоопасных предметов.
Основная доля пахотных земель находится в предгорной и равнинной зонах. До недавнего времени орошаемые земли составляли около 133 тысяч гектаров или примерно треть всей пашни. При этом в засушливой затеречной зоне ведение сельскохозяйственного производства без орошения практически невозможно. Введение в оборот вышеназванных площадей, интенсификация сельскохозяйственного производства, внедрение новых высокоурожайных, районированных сортов плодовых и овощных культур, позволят резко увеличить производство сельскохозяйственной продукции.
В связи с принятием на Федеральном уровне национального проекта "Развитие АПК" необходимо специалистам Министерства сельского хозяйства Чеченской республики определить приоритетные направления по реализации основных задач поставленных перед сельским хозяйством:
ь    -ускоренное развитие животноводства;
ь    -стимулирование малых форм хозяйствования;
ь    -обеспечение жильем молодых специалистов на селе как элемент кадровой политики.
Национальные приоритетные проекты нацелены на конкретные результаты, в них определены четкие показатели на ближайшие годы. Задачи ставятся не только производственные и экономические, но проекты направлены и на решение важней политической и социальной задачи - на поддержку сельского хозяйства, как одного из главных, коренных укладов жизни российских народов. Что важно для Чеченской республики, где большая часть населения проживает в сельской местности.
В настоящее время сельскохозяйственную продукцию в республике производят три категории хозяйств: сельскохозяйственные организации, в нашем прошлом понимании - совхозы и колхозы, владеющие 68% посевных площадей; крестьянские (фермерские) хозяйства 23% всех посевных площадей и личные подсобные хозяйства населения 9% посевных площадей, вклад которых в производство сильно дифференцируется. Уже сейчас наметилось разделение труда между государственными производителями сельскохозяйственной продукции, крестьянско-фермерскими хозяйствами и арендаторами. Так, сельскохозяйственные организации являются основными производителями зерновых и зернобобовых культур, производством же картофеля и овощей почти исключительно занимаются крестьянско-фермерские хозяйства и арендаторы.
Основные полевые культуры Чеченской республики - озимая пшеница (средняя урожайность в течение многих лет 20-24 центнера с гектара), кукуруза, озимый ячмень, овес. До недавних пор это еще рис, подсолнечник и сахарная свекла. В горах главной культурой долгое время был табак, производство которого сейчас прекращено.
Расположенные вблизи городов, крестьянско-фермерские хозяйства и арендаторы занимаются выращиванием овощеводческой продукции и картофеля. Некоторых видов овощей и картофеля не хватает для внутреннего потребления и спрос на них удовлетворяется за счет ввоза из других регионов. Вместе с тем, в горной зоне имеются прекрасные условия для выращивания картофеля. В Итум-Калинском и Шатоевском районах традиционно выращивали высококачественный и экологически чистый картофель, которого при хороших урожаях хватило бы для покрытия значительной части внутреннего потребления.
Благоприятны для возделывания бахчевых культур северные области республики. Потенциально рентабельно в условиях Чечни выращивание винограда, однако за последние два десятка лет волевыми решениями властей площади под виноградниками то резко сокращались, то вновь увеличивались. Однако с 2003 года началось возрождение этой отрасли, прежде всего в Наурском, но и также в Надтеречном, Шелковском и Гудермесском районах. Новые посадки уже заняли более 1300 гектаров, только в 2006 году высажено более 188 га. С учетом важности восстановления виноградарства Министерством сельского хозяйства республики разработана программа развития этой отрасли. Её цель - посадка новых виноградников, увеличение сбора винограда до 30-35 тыс. тонн. Виноделы республики добились неплохих результатов, улучшения качества создаваемых вин. Участие в специализированной международной ярмарке алкогольной продукции в сентябре 2005 года только подтвердило мастерство чеченских виноделов. Продукция винзавода "Наурский", который в 2006 году отметил свое 50-летие, была удостоена 7 медалей.
Природно-климатические условия Чеченской республики позволяют также успешно развивать садоводство. В начале 90-х годов общая площадь земель, отведенных под сады и ягодники, составляла свыше 22 тысяч гектаров. В настоящее время площадь, занимаемая этими культурами, значительно сократилась. Исходя из особенностей природохозяйственных условий региона, садоводство и овощеводство сможет сыграть огромную роль в восстановлении аграрно-промышленного комплекса республики. Эти отрасли не только обеспечат население овощами и витаминной фруктовой продукцией, но и работой.
Сейчас возрастает значение государственных органов в процессе производства, переработки, хранения и транспортировки плодовой продукции. До сих пор произведенная крестьянами продукция скупается по очень низким ценам, попадает, как правило, к перекупщикам. Для решения этого вопроса в рамках национального проекта необходимо всячески развивать малое предпринимательство, создавать потребительские кооперативы по всем направлениям - обслуживающие, заготовительные и первичной обработки. На их цели выделяются как субсидированные, так и с уровня субъекта РФ кредиты. На каждый кооператив в год можно брать на 5 лет до 10 млн. рублей на организационные мероприятия, обустройство и начальный капитал.
Гарантируя максимальную свободу в осуществлении сельскохозяйственной деятельности, государство все-таки должно стоять на страже и защите интересов, как населения, так и в обобщающем виде, развития АПК. Рынок пока не может регулировать цены и ассортимент сельскохозяйственной продукции, что является следствием несовершенства рыночной системы и, и, видимо, обязывает государство активно вмешиваться в установление соответствующих пропорций. Поэтому исходя из низкой платежеспособности населения республики, необходимо установление минимальных цен на готовую продукцию АПК и регулирование цен на промышленную продукцию (технику, ядохимикаты, минеральные удобрения).
Существенный импульс развитию отраслей аграрно-промышленного комплекса республики могут дать федеральные и республиканские органы власти, предоставляя субсидии и кредиты в зависимости от объема производимой продукции и качества, от затраченных средств, а также осуществляя грамотную инвестиционную политику.
В ускоренном развитии нуждается весьма перспективная отрасль - животноводство. Сокращение поголовья скота и снижение его продуктивности привели к резкому уменьшению производства молока и мяса ( с 1991-2001 гг. в 3,5 раза).
Между тем, в республике можно реально рассчитывать на дальнейшее развитие животноводческой базы мясомолочного направления, птицеводства, овцеводства и козоводства. Наличие значительных естественных кормовых угодий предопределяет возможность развития мериносного овцеводства, дающего тонкую и полутонкую, весьма дефицитную шерсть, а также роста поголовья крупного рогатого скота мясного направления, в том числе и калмыцкой породы, мясо которой отличается высокими вкусовыми качествами.
Территориальная концентрация отраслей животноводства и её структура находятся в зависимости от кормовой базы. В настоящее время повсеместно доминирует разведение крупного рогатого скота, кроме горной части республики.
Важнейшей особенностью пастбищ в Чечне является их круглогодичное использование, т.е. возможность создания годового производственного цикла, построенного на посезонной смене участков, что позволяет значительно снижать затраты на производство продукции. Однако современное состояние экономики, развитие новых организационно- правовых норм не способствует формированию, долгое время существовавших, годовых производственных циклов смены разносезонных пастбищ. Снижение урожайности степных пастбищ, значительные затраты на производство страховых запасов стойловых кормов на зиму привели к тому, что зимнее пастбищное содержание скота в северных районах Чечни оказалось невыгодным, так как увеличило себестоимость продукции до уровня стойлового содержания скота. Поэтому в настоящее время мясное животноводство в целом нерентабельно, а производство мяса крупного рогатого скота - самое убыточное. Между тем недостаточное развитие животноводства - одна из причин безработицы и бедности в сельской местности. Его развитие позволит решить не только важные экономические задачи республики, но и реально повысит благосостояние сельских жителей. В ближайшей перспективе развитие животноводства будет способствовать расширению производства зерновых и кормовых культур, а самое главное обеспечит качественной отечественной продукцией рынок республики.
Крайне важно в горных районах в основную сферу приложения труда положить исторически сложившуюся отрасль животноводства - горное овцеводство, являющееся ранее второй по значению отраслью. Для создания экономико-административного механизма регулирования рыночных отношений, приоритетными здесь будут те направления, которые воздействуют на хозяйственные субъекты через их экономические интересы с целью обеспечения общечеловеческих интересов. Поэтому, в основу этого механизма должны войти не только хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на развитии традиционных занятий, но и те, чья деятельность может способствовать развитию сложившейся материальной культуры. Наиболее актуальным решением в организационном отношении может стать преобразование существующих форм производства и собственности в частные мелкотоварные формы экономики в виде фермерских, приусадебных и коллективно-частных хозяйств и в добровольной их кооперации.
Поскольку в некоторых горных районах (Галанчожском, Итум-Калинском, Чеберлойском и Шаройском) совсем недавно восстановилась административно- управленческая и социально-экономическая инфраструктура, возникла острая необходимость и здесь создать условия для жизнеобеспечения проживающего населения, доведя их до уровня остальных районов. Для этих целей потребуются значительные средства, так как предстоят работы по строительству дорог, линий электропередач и связи, подстанций, жилых домов, школ, медпунктов и других объектов социальной и производственной инфраструктуры. Источником восстановления районных администраций и прочих государственных структур должно быть финансирование из бюджета Чеченской республики.
Но наряду с этим, в ближайшей перспективе трудно рассчитывать на рост производства без альтернативных рыночных механизмов финансирования, которые нужно искать в инвестировании восстанавливаемых и вновь создаваемых высокоэффективных предприятиях, инвесторами которых стали бы частные лица и организации.
Исходя из особенностей исторически сложившегося землепользования горных районов Чеченской республики, представляется целесообразным передача пастбищных и луговых угодий в коллективную собственность сельским общинам с последующей передачей в лизинг отдельным селянам земли и скота с возможностью их выкупа через десять лет.
Для успешного проведения в жизнь национального проекта "Развитие АПК" необходимыми задачами должны стать гарантии государства по кредитам, предоставляемым горцам под закупку молодняка или по лизингу стада. Собственное поголовье скота за эти годы сократилось в горной Чечне в десятки раз. Поскольку в Ставропольском и Краснодарском краях идет систематическая распашка пастбищ под более выгодные здесь зерновые культуры и за счет этого происходит снижение поголовья овец и коз, то возможные излишки скота для соседних регионов, по межрегиональному соглашению, можно передать по лизингу в восстанавливаемые горные районы Чеченской республики.
Преодолевая моральный упадок на селе, особенно в горных районах, важно понимать, что сельскохозяйственный сектор экономики - это очень важная сфера жизни для чеченского общества, которая решает целый ряд государственно-важных задач: обеспечение социального контроля над территорией, вопросы сохранения национальных традиций, уклада жизни горцев.
Республиканским органам власти и муниципальным органам местного самоуправления с участием Россельхозбанка необходимо провести широкомасштабную просветительскую работу для ознакомления собственников земли о возможностях привлечения заемных средств на основе земельно-ипотечных кредитов. Эта работа будет содействовать созданию условий рынка ценных ипотечных бумаг и развитию сельской кредитной кооперации, что очень выгодно для сельского производителя. Как показал опыт последних лет, для решения многих проблем работников села, имеется довольно эффективный путь - образование сельских потребительских кооперативов (СпотрК), для их поддержки специально выделяются средства из федерального бюджета, распорядителем которого выступает ОАО "Россельхозбанк". В зависимости от вида деятельности потребительские кооперативы могут быть:
ь    перерабатывающие (переработка сельскохозяйственной продукции);
ь    сбытовые (продажа продукции, хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
ь    обслуживающие животноводческие фермы и подсобные хозяйства (проводящие ремонтные работы, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу);
ь    снабженческие ( закупка товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах);
ь    кредитные и страховые;
Кроме того, сельские потребительские кооперативы могут быть смешанного типа, то есть заниматься несколькими видами деятельности.
Республиканские органы управления АПК и информационно-консультативные пункты территориальных подразделений ОАО "Россельхозбанка" должны оказывать кооперативам информационную, организационную и консультационную поддержку. Это новое для сельского труженика дело и ему необходимо знать, что он может получить в кредитном кооперативе займы на закупку ГСМ, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, на покупку молодняка скота и птицы и др.
Серьезнейшая задача, которая сегодня является индикатором одной из главных проблем в сельском хозяйстве республики - это очень низкие доходы сельских тружеников и неспособность работодателей выплачивать достойную заработную плату, особенно в сельскохозяйственных организациях (ст. совхозах и колхозах)
С точки зрения товарных отношений, вероятно необходимо создание в республике вновь нарождающихся крупных предприятий, способных работать не только на рынке республики - это агрохолдинги, которые интегрированы вертикально, где в одних руках сосредоточены и управление собственностью, и земля, и перерабатывающие предприятия, и даже торговое звено. Тогда здесь будут быстрее происходить и инновационные процессы, и внедрение передовых технологий, и оптимизация затрат на управление, и заработная плата по всему уровню предприятия будет совершенно другая.
Но на сегодняшний день надо понимать, что личные подворья и крестьянско-фермерские хозяйства пока будут доминировать на локальных рынках, на уровне муниципальных и районных образований, когда требуется поставка свежей, качественной, натуральной продукции.
Создавая общую систему развитого сельского хозяйства в республике, проводя линию на вертикальную интеграцию (крупные хозяйства) и горизонтальную интеграцию, которую можно отнести к кооперации, необходимо чтобы каждый представитель предпринимательской деятельности (микро бизнес, малый бизнес и крупные компании) дополняли друг друга.
Между тем, решение многих проектов для внедрения новых технологий для подъёма и развития сельского хозяйства невозможно без нового корпуса менеджеров, новых молодых специалистов. Значительные изменения, которые должны произойти в ближайшие 5 лет в сельскохозяйственном секторе экономики Чеченской республики, повлекут за собой необходимость найма и подготовки большого количества специалистов. Следует отметить, что потребности республики во многих специалистах могут удовлетворить собственные средние и высшие учебные заведения. Однако с пересмотром приоритетов в экономическом развитии Чеченской республики возможны варианты целевого обучения в учебных заведениях соседних регионах.
Создавая условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса республики, обеспечения села молодыми специалистами, необходимо решить главный вопрос - жильё. Поэтому основным механизмом привлечения специалистов (или их семей), является осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) обеспечения их доступным жильем по договору коммерческого найма. Очень привлекательным для молодых семей является то, что им предоставляются субсидии на федеральном уровне в размере 30% рыночной стоимости жилья, которые субсидируются безвозвратно, при условии, что 40% стоимости будут субсидированы по усмотрению республики с её бюджета (т.е. 70%.).
Остается актуальной проблема развития пищевой промышленности - самого простого способа наполнения доходной части республиканского бюджета. Поэтому на данной стадии развития рыночных отношений, приоритетность её развития не вызывает сомнения. Важным моментом является то, что республика запаздывает с развитием производства (сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции) примерно на 10 - 15 лет. Все соседние регионы Южного федерального округа уже привели свое хозяйство в соответствии с требованиями рыночных отношений. В целях обеспечения конкурентоспособности отрасли, целесообразно привлечение на территорию республики крупных агрохолдингов, в частности, собственных инвесторов. Это позволит провести оснащение предприятий отрасли современным оборудованием. Возможно, пока следует пойти по пути формирования модульных предприятий. Наращивание мощности которых возможно при увеличении поступления сырья. Эти предприятия могут быть размещены в разных районах республики, что позволит, в связи с низким качеством дорожного покрытия, уменьшить объемы транспортируемой скоропортящейся продукции на далекие расстояния. Малые предприятия (модульные) могут быть сооружены в достаточно короткие сроки и с наименьшими затратами. Капитальными могут быть только те заводы, которые по технологическим особенностям должны иметь капитальные строения (сахарный завод, предприятия виноделия).
Очень перспективными, мало затратными и быстро окупаемыми инвестиционными проектами могут быть заводы по разливу минеральных столовых и лечебных вод, которыми богата республика. Ведь их можно разливать на месте в бутылки ПЭТВ или стеклянную тару. И такие предприятия уже созданы и начинают наращивать производственную базу.
Чтобы достигнуть положительной динамики, обозначить тенденции к росту сельскохозяйственной продукции, Министерство сельского хозяйства Чеченской республики подготовило в настоящее время программу развития агропромышленного комплекса, в которой особо выделило приоритетные направления по выходу из кризисной ситуации, наметило реальные задачи возрождения и дальнейшей модернизации и развития сельскохозяйственных отраслей. После одобрения её на заседании Правительства республики, было выделено 18 млн.рублей, из них 8 млн. рублей решено направить на восстановление животноводческого комплекса. В ближайшей перспективе на территории республики необходимо возникновение таких учреждений как консалтинговые фирмы, кредитные организации, машинно-тракторные станции, сбытовые учреждения.
Для исправления сложившейся ситуации в сельском хозяйстве республики нужны инвестиционные программы, которые были бы привлекательными в экономическом отношении, позволили бы создать современные конкурентоспособные предприятия с дополнительными рабочими местами для населения, улучшили финансовое положение предприятий агропромышленного комплекса, насытили внутренний рынок республики высококачественной и доступной по цене сельскохозяйственной продукцией.
При распределении инвестиций обязательно должна учитываться структура внутреннего потока инвестиций, то есть основной принцип иерархического построения финансовых приоритетов - государство в максимальной степени должно финансировать те проекты, которые имеют общероссийскую значимость (где возможен значительный выход продукции за пределы республики, например, виноградарство, овощеводство). За счет ликвидности сельскохозяйственной продукции эти отрасли могут в ближайшее время дать дополнительные весьма существенные источники поступлений средств в бюджет. На втором месте государственных приоритетов могут стоять социально ориентированные объекты (например, молочная промышленность), и за счет республиканского бюджета эти объекты должны финансировать в первую очередь. Возможно и совместное финансирование. Большая часть других предприятий должна финансироваться за счет республиканских средств, некоторые, финансовый результат которых зависит от "бизнес факторов" (резкое сужение рынка, монополизации отрасли, в том числе транснациональными корпорациями, например, табак, шелководство) исключительно сторонними инвесторами. Интенсификация, как процесс дополнительного получения сельскохозяйственной продукции, возможен только, если для этого имеются предпосылки в виде инвестиционного потенциала, соответствующих кадров и создания производственной цепочки с высокой рентабельностью не менее 50%.
Кроме того, надо исходить из того, что участвовать в восстановлении и развитии аграрного комплекса республики реально будут в основном только её граждане. А в условиях большого количества безработного населения, эти трудовые ресурсы следует отнести к одному из потенциальных факторов развития экономики республики. Занятость населения должна стать потенциалом не только экономического роста, но социальной и политической стабилизацией общества. В настоящее время, подавляющее большинство населения, особенно сельских районов, прекрасно понимают цели и задачи этого национального проекта. Сегодня в Чечне многие желают стать фермерами. В республику начали поступать финансовые средства для кредитования крестьянско-фермерских хозяйств. Уже выдано несколько сот кредитов. Их суммы составляют от 100до 300 тысяч рублей. Кроме того, для решения первоочередных проблем, Министерство финансов Чеченской республики выделило сельскохозяйственным предприятиям более 50 млн.рублей на ГСМ, 40 млн. рублей - на приобретение семенного фонда и ещё 6 млн. рублей - на лизинг техники. По подписанному в марте 2006 года соглашению между Правительством Чеченской республики и ОАО "Агромашхолдингом" в республику по лизингу поступает сельхозтехника из Волгограда, Владимира - трактора, из Красноярска - комбайны. Между тем, ряд восстанавливаемых предприятий остро ощущают нехватку квалифицированных кадров, профессионалов, особенно для наладки механизмов в животноводческих комплексах. Предоставление кредитов для покупки жилья молодым специалистам (или их семьям) может решить не только эту проблему, но и выровнять условия труда и жизни городского и сельского населения, преодолеть различия между ними.
Основой современных и перспективных сдвигов в социально-экономическом развитии Чеченской республики могут стать процессы не только вовлечения старых, но создания новых производственных мощностей. Поэтому средства, направляемые сегодня в Агропромышленный комплекс, дают возможность сохранять стабильность в регионе за счет растущей занятости населения на подсобных и личных хозяйствах. А привлечение значительной части безработного трудоспособного населения в отрасли сельского хозяйства и пищевой промышленности значительно пополнять доходную часть республиканского бюджета. Поэтому содействие Правительства республики в реализации наиболее эффективных инвестиционных проектов в приоритетные отрасли АПК существенно повысит инвестиционный потенциал региона.

(В большем объеме статья вошла как раздел в монографию Липиной С.А. "ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ", Издательство ЛКИ, Москва, 2007г.).

2008-01-15
ЛИПИНА Светлана Артуровна
www.nasledie.ru

Viperson

Док. 416733
Перв. публик.: 15.01.08
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 1390

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``