В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лысенко: Если Путин на это согласится... Назад
Владимир Лысенко: Если Путин на это согласится...

Владимир Николаевич, 24 февраля в Братиславе состоится встреча Путина и Буша. В последние годы складывается впечатление, что отношения между Россией и США строятся по двум независимым друг от друга уровням. Президенты уверяют друг друга в дружбе, говорят о совместных проектах, не позволяют прямой критики в адрес друг друга, но при этом на уровне ниже президентов отношения выглядят скорее натянутыми. Есть ли надежда, что то, о чем говорят президенты, начнет реализовываться или полномасштабное сотрудничество между Россией и США сейчас в принципе невозможно?

Все понимают, что встреча в Словении будет кульминационной в связи с тем, что Буш избран на второй срок, и на этой встрече будет дан старт политики США по отношению к России на последующие четыре года. В отличие от предыдущих четырех лет, когда Путин старался позиционировать себя жестким демократом, последний год показал, что он все больше отходит от этой позиции и устанавливает в стране авторитарный режим с жесткой вертикалью власти, с полным подчинением государству средств массовой информации - со всеми известными признаками. Сейчас стало очень заметно, что Путин начал меньше ориентироваться на Европу и Северную Америку, а практически ведет дело в союзе с Индией и Китаем, создавая азиатско-российский треугольник, поставляя Китаю самое современное вооружение. Сегодня Россия помогает ряду режимов, которые являются не демократическими (типа Сирии и Ирана), что вызывает в Европе и Северной Америке очень серьезное беспокойство. Поэтому у меня ощущение, что Буш под давлением общественности США займет более жесткую позицию, хотя и сохранит с Путиным нормальные партнерские отношения. Во время встречи с европейскими лидерами он уже высказывался, что есть четыре демократических ценности: разделение властей, свобода средств массовой информации, многопартийность и свобода прав и человека, которые для Америки являются главными и неизменными. Что касается этих ценностей, сегодня в России с ними очень большие проблемы. Насколько я понимаю, Президент Путин не стремится к тому, чтобы эти ценности стали не только европейскими, американскими, но и российскими. С одной стороны, США будут занимать позицию более жесткой критики и стремления направить Путина на путь восстановления демократических институтов. С другой стороны, с учетом борьбы с терроризмом, которым уже несколько лет занимается мировое сообщество, и большого значения российских энергоресурсов, когда газ и нефть поставляются в Европу и США, будет сохраняться определенный паритет, чтобы окончательно не разругаться с Россией, не загнать ее за железный занавес, которым она может отгородиться от мирового сообщества. Тем самым это не будет способствовать тому, чтобы этот режим стал жестким, с репрессиями, что присуще диктаторскому режиму. От этой встречи будет очень многое зависеть. Сейчас очень много прогнозов: чем она закончится, каковы будут ее основные результаты. Я полагаю, что главный ее результат (в отличие от всех предыдущих встреч Путина и Буша) состоит в том, что США потребуют от Путина восстановления демократических институтов и демократических ценностей. Если Путин на это согласится, они готовы будут и дальше к более активному и близкому сотрудничеству. Если Путин заявит, что это наши внутренние дела и американцы к этому никого отношения не имеют, у него будет возникать все больше проблем на международной арене.

А насколько для нас опасна жесткая позиция США?

Поскольку европейцы в этом вопросе достаточно близки к США, а последние четыре года Европа критиковала Россию жестче Буша, в этом отношении ужесточение позиций США будет означать, что Путин остается в изоляции среди цивилизованных стран. Фактически это будет его толкать на союз со странами-изгоями, либо со странами подобными Китаю (который очень быстро развивается и милитаризируется, и который в послании Буша был назван врагом США номер один). Мы можем оказаться в сообществе не самых лучших стран типа Белоруссии и среднеазиатских авторитарных режимов бывшего СНГ. Если брать страны, которые находятся за пределами бывшего Советского Союза, то это тоже не демократические страны. В этом отношении сегодня не только американцы, но и большинство российских граждан вряд ли поддерживают такие внешнеполитические приоритеты Путина.

22 февраля 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=55500

Док. 416536
Перв. публик.: 22.02.05
Последн. ред.: 14.01.08
Число обращений: 329

  • Лысенко Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``