В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов:`Президентские выборы и мирный процесс в Чеченской республике` Назад
Вагиф Гусейнов:`Президентские выборы и мирный процесс в Чеченской республике`
Чеченская республика вступает в период президентских и парламентских выборов в ситуации, когда большинство ее населения, хотя и не без проблем, но признало неизбежность членства Чечни в России. Согласно опросам общественного мнения, около 65% жителей республики высказывается за то, что Чечня должна находиться в составе России. Стабильный "сепаратистский" сегмент общественного мнения составляет лишь 15-20% респондентов. Такому положению дел способствуют понимание неизбежности участия России в восстановлении экономики республики, негативный опыт "независимости де-факто", надежды на то, что членство в России позволит рано или поздно жить в условиях мира и спокойствия.

После кровавых событий последних лет чеченское общество медленно и не без проблем приходит к выводу о том, что идея создания собственного государства оказалась утопичной. Это не означает, что оно поддерживает последовательных сторонников "пророссийского" варианта - вынужденный характер членства в России, нежелание идентифицировать себя с федеральными силами заставляет чеченское общество искать лидеров среди политических фигур, не бывших на первых ролях в "смутные" 90-е годы.

Обращает на себя внимание тот факт, что переход вооруженных группировок к массовым терактам, в результате которых гибнут не только представители федеральных структур и местные администраторы, но и "простые чеченцы", привел к почти консенсусному осуждению террористической деятельности.

Такие тенденции носят позитивный характер, но нуждаются в закреплении с помощью дальнейшей активизации политического процесса в республике. Было бы серьезной ошибкой преувеличивать достигнутые результаты. Население Чечни травмировано многолетним насилием, нарушениями элементарных прав человека, совершаемых различными силами. Сохраняется активность экстремистов, которые продолжают совершать теракты, стремясь поддерживать в республике "состояние войны", дискредитировать политический процесс в республике, вызвать ответную жесткую реакцию со стороны федеральных сил. Отсюда и насущная потребность в создании в Чечне легитимной власти, которая пользовалась бы доверием не только федерального центра, но и собственных сограждан.

Тем более что нельзя сбрасывать со счетов и возможность возникновения третьей чеченской войны. По некоторым данным, в республике уже полным ходом идет ее подготовка. Называются и точные сроки начала широкомасштабных военных действий - начало осени, когда в республику попадут деньги на компенсации гражданам, потерявшим жилье. Таким образом, в сегодняшней Чечне для нового конфликта существуют абсолютно те же предпосылки, что и семь лет назад, опасность приобретает реальные очертания.

Политика российского руководства в отношении Чечни

Чеченское направление региональной политики Кремля в предвыборный год вновь стало приоритетным. Федеральной власти необходимо снять "чеченский вопрос", по крайней мере, с предвыборной повестки. Кроме того, для власти ситуация в республике представляет особую угрозу. В 1999 году рост популярности президента был в значительной степени обеспечен возросшим спросом граждан на лидера, способного предложить четкий план решения "чеченской проблемы". Несмотря на то, что за четыре года Чечня была в значительной степени "унифицирована" с остальными субъектами, а Кремль предложил региону четкий план политического развития на стратегическую перспективу, основные затруднения остаются непреодоленными. Во время выборов, в период естественного роста политической активности населения Чечня в своем нынешнем состоянии угрожает выгодному Кремлю инерционному сценарию думской и президентской избирательных кампаний. Текущий политический процесс в регионе должен быть разведен с федеральной избирательной кампанией, одновременно демонстрируя устойчивый прогресс центральной власти на пути урегулирования.

Москве необходимо создание самодостаточной политической системы в регионе, способной к формированию здоровой внутренней конкуренции.

А. Кадырову, как и любому другому кандидату, необходима официальная поддержка Кремля, скорейшая победа на президентских выборах, формирование лояльного парламента и оформление "особого" двухстороннего договора с Центром, предоставляющего властной группировке Кадырова максимум полномочий и финансовых ресурсов.

Установленная дата выборов полностью отвечает интересам бывшего муфтия и позволяет ему стать законно избранным руководителем Чечни. Одновременно для обеспечения "гладкости" избирательного процесса в республике Кремль "пакетом" внес сопутствующие принципиальные инициативы, ориентированные на разные "целевые группы".

Во-первых, всей региональной элите устами замглавы администрации президента Д. Козака оговорена возможность предоставления Чечне "более широкой автономии", включающей расширенные полномочия по распоряжению природными ресурсами.

Во-вторых, Центр подтвердил свое желание окончательно передать всю ответственность за безопасность в республике А. Кадырову, существенно расширив тем самым "силовые" полномочия его властной группировки. С 1 сентября руководство оперативным штабом контртеррористической операции на территории региона передано от ФСБ к структурам МВД. Наконец, решением правительства, утверждающим порядок компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество в Чечне, Центр обязался выплатить ее населению 14 млрд рублей. Тем самым Центр рассчитывает существенно повлиять на электоральные настроения чеченцев.

Подготовка и перспективы президентских выборов

Президентские выборы в Чечне назначены на пятое октября. После отказа Джабраилова осталось 10 кандидатов на пост президента республики: нынешний глава республики Ахмад Кадыров, экс-глава администрации Ачхой-Мартановского района Шамиль Бураев, бизнесмен Малик Сайдуллаев, депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов, преподаватель чеченского Госуниверситета Авхад Хачукаев, чеченский поэт Николай Пайзулаев, заместитель военного коменданта Чечни Саид-Селим Цуев, заместитель гендиректора ОАО "Грознефтегаз" Кудус Садуев, бывший вице-премьер Ичкерии Хусейн Бийбулатов и бывший главный федеральный инспектор по ЮФО Абдула Бугаев.

Фаворитами гонки изначально являются депутат Государственной Думы по Чеченскому одномандатному округу Асламбек Аслаханов и влиятельный представитель "московской" чеченской диаспоры, заранее начавший работать над своей популяризацией в республике, глава концерна "Милан" Малик Сайдуллаев. Они занимают первое и третье места по популярности в Чечне (20,1% и 17,6%).

Кроме того, наивысшим электоральным рейтингом и показателем доверия со стороны чеченских избирателей обладает ветеран российской политики Р. Хасбулатов, который свою кандидатуру снял. А. Кадыров занимает лишь четвертое место по популярности и обладает одним из наиболее высоких антирейтингов.

В ходе выдвижения кандидатов большинство из обозначенных чеченских политиков получило возможность начать непосредственную агитационную кампанию: для подстраховки параллельно с подписями каждый из них внес избирательный залог.

Постепенно выясняется и расклад сил. Еще во время выдвижения кандидатов стало известно о политическом альянсе Сайдуллаева с Аслахановым. Объявил о поддержке связки Сайдуллаев - Аслаханов и Хасбулатов. Сюда же примыкают экс-кандидаты Б. Гантамиров и Х. Джабраилов. Таким образом, накануне агитационной кампании сформировался мощный центр оппонирования Кадырову.

И все же, даже не получив санкции на полномасштабное противодействие конкурентам, Кадыров остается наиболее влиятельной политической фигурой в регионе. Ему прямо подконтрольны региональная исполнительная власть, местное самоуправление, Госсовет ЧР, играющий роль временного парламента, формирующиеся органы внутренних дел, республиканская избирательная комиссия, а частично и молодая судебная система. Административный контроль, продемонстрированный в ходе голосования по Конституции, позволит добиться победы если не в первом туре, то во втором.

Федеральный Центр пока не демонстрирует прямой поддержки Кадырову. Скорее, наоборот, тактика Кремля в чеченской избирательной кампании предполагает наличие конкуренции. Центр на первом этапе не желает вмешиваться в выборы, лишь обозначая правила игры и контролируя ситуацию от обострения конфликта.

Кремль оставляет себе возможность "смягчения" последствий легитимизации Кадырова. Подписание двустороннего договора отложено на послевыборный период. Причем Кремль, скорее всего, существенно скорректирует параметры документа. Центр может сформулировать уступки, затребованные Кадыровым, но оформить их как временное делегирование своих исключительных полномочий.

На окончательные параметры чеченской выборной кампании и будущую систему отношений Центра с Чечней может повлиять и обострившаяся борьба кремлевских элитных группировок. Принципиальное расхождение сторон по "чеченскому" вопросу определяет политические перспективы каждой из них.

В целом выборы, скорее всего, пройдут в два тура. Продемонстрировав всем целевым аудиториям "конкурентный" и политически чистый первый тур, Кремль, вероятнее всего, позволит Кадырову определить исход второго. Поражение бывшего муфтия повлечет новый виток нестабильности в республике, поэтому Центр вряд ли отступится от легитимизации его политического режима.

Политические инструменты.

По этому вопросу трудно сказать что-нибудь новое: все они уже либо испробованы, либо применятся сейчас. Ведь проведение референдума и предстоящие выборы также относятся к политическим инструментам, причем одним из наиболее действенных. Пока они не привели к решительной перемене ситуации, что во многом связано с общей ситуацией в мире. В первую очередь я имею в виду фактическое завершение создания мирового "террористического интернационала", который во многом препятствует урегулированию ситуации.

Тот факт, что такой интернационал создан и активно действует, лишний раз подтверждают сообщения из Ирака о том, что туда началось массовое проникновение террористов из многих стран региона и всего мира.

Думается, что в этих условиях российское руководство в настоящее время проводит в Чечне в целом правильную политику, но, видимо, нам всем следует запастись терпением. Разрядка ситуации в Чечне во многом будет теперь зависеть от того, как мировому сообществу удастся если не ликвидировать, то, по крайней мере, обуздать и локализовать мировой терроризм.

Северный Кавказ в контексте политической и экономической стратегии России.

В последнем десятилетии XX в. перед Россией в очередной раз встала северокавказская проблема. Отношения федерального Центра с народами и правительствами Северного Кавказа, в отличие от других регионов, проходят не только экономические, финансовые испытания, но и приобретают форму довольно острого противостояния. Осетино-ингушский конфликт, военные действия в Чечне, активизация местных национальных движений, исламский ренессанс - все это заставляет настойчиво вести поиски выхода из кризисных ситуаций.

Задача политиков, связанных по роду своей деятельности с этим регионом, - выработка срочных решений. Характер современной политической ситуации на Северном Кавказе требует тщательного и всестороннего анализа. Но даже исходя из общеизвестных фактов последних лет, можно сделать вывод, что обострение обстановки в этом регионе напрямую связано с ослаблением центральной государственной власти страны, неудачно проводимой национальной политикой, отсутствием единого подхода к проблемам межнациональных отношений, принятием скороспелых и непоследовательных решений с далеко идущими тяжелыми последствиями. С другой стороны очевидно, что никакого единого антироссийского движения на Северном Кавказе не было и нет; не говоря уже о многовековой перманентной войне. Существуют лишь конъюнктурные действия местных национальных элит, которые, используя слабость государственной власти в современной Российской Федерации, стремятся добиться для себя наибольших экономических и политических выгод, применяя при этом все возможные методы - вплоть до политического шантажа и открытого террора.

При этом стоит также отметить, что 80% террористических актов в России происходит на территории Северного Кавказа, каждая шестая единица оружия изымается в этом регионе. Нельзя вылечить Северный Кавказ, не решив в первую очередь его социально-экономических проблем. Ведь каждый десятый житель региона - безработный, в горных районах Чечни процент безработицы достигает 95-98%. В то же время современная политика России на Северном Кавказе является в экономическом смысле довольно слабой и вялой. Российское руководство не в полной мере учитывает то, Северный Кавказ стал ареной борьбы влиятельных сил не только Востока, но и Запада.

Развитие ситуации на территории Чеченской Республики, в целом на Северном Кавказе, где вновь активизировались террористические вылазки, а также явная активизация чечено-ваххабитского подполья в центральных районах России явились самым серьезным предупреждением федеральным властям о преждевременности расчетов на быструю стабилизацию ситуации в северокавказском регионе. Эта проблема еще напомнит о себе как в ходе президентской избирательной кампании в самой Чеченской Республике, так и во время федеральных избирательных кампаний текущего и будущего года. По-видимому, не случайно в СМИ в последнее время пробрасываются слухи о неизбежности третьей чеченской войны. События, так или иначе связанные с Чечней и общей криминальной ситуацией на Северном Кавказе и в России в целом, также поднимают проблему эффективности использования военной организации государства и работы правоохранительных органов и органов государственной безопасности.





заседание Круглого Стола "Президентские выборы в Чеченской республике и перспективы мирного урегулирования на Северном Кавказе"
09.09.2003
http://open-forum.ru/members.php?member_id=35

Док. 416483
Перв. публик.: 09.09.03
Последн. ред.: 14.01.08
Число обращений: 589

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``