В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Вайнштейн. Само слово `модернизация` сегодня уже вызывает настороженность Назад
Григорий Вайнштейн. Само слово `модернизация` сегодня уже вызывает настороженность
Вначале два замечания по поводу прозвучавших здесь высказываний. Было сказано, что осуществление модернизации невозможно без общественной свободы. Я не думаю, что это - некий универсальный закон. В одних случаях, в одних обществах модернизация, действительно, требует свободы, а в других случаях она прекрасно происходит и без свободы. И примером тому служат многие общества, вполне преуспевшие в деле модернизации без особого изобилия демократических свобод.

В связи с этим: что понимать под модернизацией. Говорилось, что модернизация в классическом социологическом ее понимании представляет собой переход к демократии и к рынку. Мне кажется, что так можно понимать лишь один из вариантов модернизации. Ведь если считать его единственным, то тогда мы вынуждены будем отрицать, что модернизация происходит, например, в США или в странах Западной Европы, поскольку там давно уже есть и демократические свободы, и рынок. Однако отрицать это было бы нелепо, так как именно там, безусловно, происходит переход к постиндустриальному обществу. Именно там, в первую очередь, формируется информационное общество, идущее на смену индустриальному. То есть, именно там осуществляется та модернизация, о которой нам предложено сегодня говорить как о переходе к постиндустриальному обществу. Те же перемены, которые происходят у нас, имеют, как мне кажется, очень слабое отношение к постиндустриальному обществу. И в этом смысле, организаторы сегодняшнего круглого стола, по-моему, погорячились, связав нашу модернизацию с переходом к постиндустриальному обществу.

Я думаю, что при такой постановке вопроса увидеть в России движение к постиндустриальному обществу довольно трудно. Но ключевой вопрос в другом: а есть ли вообще в сегодняшней России модернизация? Налицо масса глубоких и масштабных перемен, в свете которых вроде было бы странным отрицать факт модернизации. Но, с другой стороны, позитивных, осязаемых большей частью общества результатов этих перемен так мало, что язык как-то не поворачивается сказать, что происходит модернизация. С точки зрения реальной, повседневной жизни, воспринимаемой через призму конкретных массовых ощущений, модернизация как цель общественных трансформаций утратила у нас и смысл, и общественную привлекательность, Само слово "модернизация", еще недавно будившее надежды, сегодня уже вызывает настороженность и сомнения, а завтра, похоже, будет рождать раздражение и отторжение. Такова эволюция общественных настроений в России.

Но можно ли говорить, что общественные разочарования в модернизации являются уделом одной лишь России? Я думаю, что сам по себе факт неоднозначного или, прямо скажем, негативного восприятия массами модернизации - отнюдь не чисто российский феномен. Он отражает объективную логику любой модернизации и наблюдается в рамках любой переживающей радикальные трансформации общественной структуры. Вопреки расхожим стереотипам, модернизация по сути своей не является и не может являться неким абсолютным благом. В любом обществе смена парадигмы его развития служит источником весьма болезненного конфликта между двумя общественными потребностями: с одной стороны, - в обновлении, а с другой, - в сохранении общественной стабильности и предотвращении того, о чем здесь сегодня говорилось как о распаде и деградации. В этом состоит, я думаю, главный конфликт и главная опасность любой модернизации. А в российском контексте этот конфликт обретает особо острые формы, поскольку российская элита оказалась совершенно неспособной и, более того, даже не стремящейся его минимизировать. Она не только плохо осознала возможность и опасность такого конфликта, но и попросту не устояла перед эгоистическим соблазном использовать общественную дестабилизацию в своих узкокорыстных интересах.

Не мудрено, что это привело к гигантскому разочарованию общества и к дискредитации самого понятия модернизации. По сути дела, с понятием "модернизация" происходит сегодня то же самое, что и с такими понятиями как "демократия", "свобода": оно оказывается дискредитированным реальной общественной практикой и реальным жизненным опытом людей. Думаю, что, не переломив этот формирующийся сегодня антимодернизационный социальный климат, осуществлять какие-то реформистские преобразования и бесперспективно, и попросту опасно.


03.02.2004
http://open-forum.ru/members.php?personal_id=108

Док. 416465
Перв. публик.: 03.02.04
Последн. ред.: 14.01.08
Число обращений: 361

  • Вайнштейн Григорий Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``