В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ахмед Билалов`Многие из тех, кто сегодня представляет власть, - бывшие достаточно успешные менеджеры крупных компаний` Назад
Ахмед Билалов`Многие из тех, кто сегодня представляет власть, - бывшие достаточно успешные менеджеры крупных компаний`
Тема сегодня очень актуальная и интересная. По нынешним временам даже, я бы сказал, деликатная. Тем более она становится интересной. Я бы хотел поговорить о диалоге бизнеса и власти.

В данном случае могу привести пример из своей собственной биографии. Я пришел в Государственную Думу в 1999 году из бизнеса, не скажу, что высшей лиги, но из первой лиги, если так можно назвать, и столкнулся с парадоксальной ситуацией, когда полностью отсутствовал всякий диалог. Власть, которая была представлена тогда в Государственной Думе, считала, что бизнес - это некий второсортный материал, который призван обеспечить сносную жизнедеятельность власти. Соответственно, бизнес считал: мы - созидатели, а вот они - трутни, которых мы должны содержать. Полное отсутствие диалога. Отсутствие идеологии созидателя у машины, которая отнимает, запрещает, делит и останавливает.

Я склонен считать, что с тех пор произошла серьезная метаморфоза. Если взять процесс становления российского бизнеса, то я бы его разделил на три части. Первый этап - когда российский бизнес становился, когда становились крупные собственники, и многие ныне здравствующие миллиардеры, идя в бизнес, не предполагали, что можно достичь таких результатов. Но самое главное - они не боялись идти, у них не было другого выхода. Они пришли во многом не потому, что были гениальными или очень эффективными менеджерами, а потому, что те государственные менеджеры, которые управляли крупными нефтяными компаниями, такие как Палий и другие, оказались неэффективными. Либо они летали там в какие-нибудь Австралии менять нефть на какие-нибудь часы, а потом неделю там сидеть.

Поэтому я думаю, что во многом они пришли к власти именно в этот момент. Это наглядно видно на примере того же "Сургутнефтегаза". Богдан - единственный человек, который занимался компанией, всегда платил налоги и никогда не использовал никакие схемы. Он и остался собственником.

Другой момент - они к тому времени уже стали собственниками - это середина 90-х годов. Они столкнулись тогда с такой ситуацией, что те, кто пишет им законы и ими управляют, делают это неэффективно. Т.е. возникает вопрос: зачем они должны содержать власть, которая выпускает ценные бумаги, которые, как их тут кто-то называл, были несостоятельными. Поэтому решили и пришли из бизнеса в политику, во власть, потому что зачем содержать людей, которые неэффективно работают? Если вы обратили внимание, многие люди, которые сегодня представляют власть, - это, во многом, бывшие достаточно успешные менеджеры компаний, которые до этого пришли в бизнес. Это и администрация президента, и Государственная Дума, это и правительство.

Начался обратный процесс, когда они поняли, что надо сконцентрироваться. Те механизмы, которые они использовали в бизнесе, отнимая или деля у государства в виде налогов или лицензий, они начали забирать обратно. Что делает "Газпром"? Все мелкие компании, которые были условно независимыми производителями газа, сегодня исчезают, потому что люди, которые находятся в руководстве "Газпрома", прошли этот путь. Обратный процесс пошел. Я думаю, что это - этап, который мы сегодня наблюдаем.

Третий этап - я надеюсь, что он впереди, когда произойдет некое разделение. Не скажу - на уровне законов, но, во всяком случае, в правилах он точно должен произойти. Во всем мире так происходит и происходило. Возьмите администрацию президента Буша. Все представители ее так или иначе были в крупном бизнесе, начиная с Кондолизы Райс, которая была в совете директоров "Шеврона", вице-президента Чейни, представлявшего "Halliburton", которая имеет самые крупные контракты на обеспечение армии в Ираке. Поэтому я думаю, что этот опыт впереди, и в нем, видимо, будет отчасти структурирована система взаимоотношений, диалога власти и бизнеса.

Такой процесс мы уже, в принципе, наблюдаем в регионах. Тут назывались регионы, где пришли молодые и успешные губернаторы. Этот процесс уже произошел. В частности, это можно отметить в Красноярском крае, в Краснодарском крае, потому что губернатор - пусть он и представляет крупный бизнес, но он не может дойти до каждой торговой точки и не может получать за нее взятку. Он является неким гарантом неких общих правил. Несмотря на то, что он представляет крупный бизнес, для него все-таки ближе интересы людей, которых он представляет. Может быть, это наглядно видно именно по Краснодарскому краю. Губернатор там представлял и крупный бизнес, и политиков - сегодня Краснодарский край занимает первое место по привлечению инвестиций на юге и пятое место по России. 10 миллиардов долларов за три года - это, по-моему, существенный показатель, и бюджет увеличился в четыре раза.

Конечно, он не может дойти до каждой точки и определять свою политику. Он должен создать некие правила игры, по которым этот механизм и конкретный регион развивается. Поэтому, я думаю, этот этап впереди. Я специально не стал отвлекаться и давать оценки, что плохо или хорошо. Я надеюсь, что этот этап начнется, и когда будут определенные правила, будут, безусловно, связи между транснациональными корпорациями, будут связи между бизнесом и политикой. Тогда мы - и государство, и гражданское общество, - имея капитальные и колоссальные ресурсы и возможности, наверное, сможем достичь максимального результата.





заседание Круглого Стола "Бизнес и власть в России"
08.06.2005
http://open-forum.ru/members.php?member_id=16

Док. 415968
Перв. публик.: 08.06.05
Последн. ред.: 13.01.08
Число обращений: 392

  • Билалов Ахмед Гаджиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``