В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Аринин :` Власть должна быть ответственной, то есть прозрачной` Назад
Александр Аринин :` Власть должна быть ответственной, то есть прозрачной`
Я согласен с мнением ведущего о необходимости сосредоточения на конструктивных предложениях по вопросам сегодняшнего обсуждения.

В России сегодня, как мне представляется, есть три главные проблемы, без решения которых наша страна не станет сильной, конкурентоспособной и процветающей. Во-первых, это обеспечение верховенства права. Во-вторых, это создание ответственной, дееспособной государственной власти, эффективно служащей общему благу. В третьих, это укрепление гражданского общества, повышение его активности.

По настоящему законы заработают тогда, когда у нас будут уважаться и соблюдаться права и свободы человека. Власть только тогда будет ответственной, когда она будет поставлена под публичный контроль граждан. Все это позволит создать благоприятные условия для развития сильного общества. Здесь главный вопрос состоит в том, как обеспечить дееспособные процедуры и инструменты контроля граждан над деятельностью власти. Мне представляется, что приоритетными задачами в этой связи являются: достижение информационной открытости власти, развитие свободных средств массовой информации, активизация местного самоуправления, повышение эффективности многопартийной системы, развитие гражданских инициатив.

Главный способ обеспечить подконтрольность власти - сделать ее информационно прозрачной, открытой для общества. Опыт процветающих стран учит, что там, где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, государство работает ответственно и эффективно на благо общества. С другой стороны, именно закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, беззаконие, коррумпированность, некомпетентность и недееспособность в служении людям.

Поэтому важнейшая задача сегодня - сделать власть информационно открытой. И надо смело идти этим путем, "ибо известно, что нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано".

Для обеспечения информационной прозрачности необходимо создать в Интернете сайты для размещения всей информации об деятельности исполнительной, законодательной и судебной власти, органов власти местного самоуправления, принимаемых ими решениях и их исполняемости. Безусловно, все это надо закрепить соответствующим законодательством.

Важнейшим шагом к установлению информационной прозрачности, открытости и доступности власти для общественного контроля является свободное развитие средств массовой информации (СМИ).

Один из главных шагов в этом направлении - обретение СМИ финансово-экономической самодостаточности. Выполнение этой задачи возможно только при условии цивилизованной конкуренции на рынке масс-медиа.

В свою очередь СМИ необходимо поставить в строгие условия финансовой ответственности за нарушение законодательства. Кроме того, сами средства массовой информации не должны быть вне критики общества. Только информационная ответственность перед конкурентами и обществом, подкрепленная возможностью судебных штрафов и уголовного наказания способна заставить СМИ самосовершенствоваться. Кроме того, корпоративные объединения в области СМИ сами должны выработать кодекс чести и поведения.

Таким образом, основная задача СМИ - вывести из тени высоких кабинетов власти все ее важнейшие действия. СМИ должны не только организовать информирование общества о деятельности всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, но и способствовать их взаимодействию в осуществлении необходимых преобразований.

Важной формой общественного контроля над деятельностью исполнительной власти являются парламентские расследования. Их цель, во-первых, укрепить демократический порядок организации и функционирования госвласти. Во-вторых, парламентские расследования призваны информировать общество об обстоятельствах и причинах негативных событий, имеющих общественную значимость. Наконец, парламентские расследования должны вырабатывать рекомендации по ликвидации последствий таких событий, их недопущению и наказанию виновных. В связи с важностью данной формы общественного контроля над деятельности исполнительной власти необходимо принять закон "О парламентских расследованиях". Закон должен установить, что в случае, если в ходе расследования установлена достоверность фактов принятия решений, совершения действий или бездействия должностными лицами, не совместимых с их статусом, то выносятся предложения об их ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной), которые адресуются соответствующим государственным органам.

Для эффективного публичного контроля над деятельностью органов власти необходимо наличие соответствующих структур самоорганизации граждан. Есть ли они в нашей стране? Безусловно, есть. Конечно, степень развитости институтов гражданского общества пока невысока. Поэтому для поддержки процесса становления и развития институтов гражданского общества следует предпринять ряд мер, направленных на создание благоприятных условий для активного формирования и развития субъектов гражданского общества. С чего начать?

Во-первых, власть обязана обеспечивать неукоснительное выполнение законов. Здесь выбор невелик: либо безответственность чиновника, либо законность, в основе которой права и свободы граждан. Третьего не дано. Есть законность - есть условия для свободной реализации человеком своих способностей и накопления обществом - созидательного потенциала. Есть законность - есть условия для строительства эффективной экономики, самоуправления граждан, институтов гражданского общества. Вот почему верховенство права - главная обязанность власти.

Во-вторых, консолидация и развитие гражданского общества во многом зависит от развитости и активности малого и среднего бизнеса. Поэтому одной из важнейших задач власти и крупного бизнеса является создание благоприятных правовых, административных, финансово-кредитных, инфраструктурных, информационных и кадровых условий для активного и широкого развития малого и среднего предпринимательства.

В-третьих, необходимо широко развивать местное самоуправление - важнейшую форму функционирования гражданского общества.

В-четвертых, активное развитие демократического партийного строительства - еще одно важнейшее условие укрепления институтов гражданского общества.

Важную роль в укреплении гражданского общества, расширении его участия в управлении государством играют гражданские инициативы, которые в широком смысле слова представляют собой как коллективное, так и индивидуальное обращение граждан к органам власти.

Между тем действующее законодательство не предусматривает эффективный правовой механизм рассмотрения в органах власти обращений граждан и их коллективов. В результате это право граждан, призванное обеспечить возможность воздействия общества на власть, содействовать вовлечению граждан в управление делами государства, на практике оказывается не подкрепленной реальным содержанием.

В связи с этим необходимо принять закон "О гарантиях права граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации".

Принятие данного закона позволит установить гарантии права граждан обращаться в органы государственной власти, а также в иные государственные органы, созданные в соответствии с федеральными законами для обеспечения и исполнения отдельных функций государственной власти. Закон позволит обращаться и в органы местного самоуправления (к должностным лицам местного самоуправления). Главное, закон позволит установить четкую правовую процедуру рассмотрения обращений граждан в органах власти, а также ответственность чиновников всех уровней за немотивированные и формальные ответы.

Соблюдение законов, установление общественного контроля над деятельностью органов государственной власти, укрепление гражданского общества - это не самоцель. Это прежде всего необходимый инструмент для раскрытия созидательного потенциала человека, создания благополучного общества и процветающей страны.




заседание Круглого Стола "Модернизация России: конфликты и опасности на пути продвижения к постиндустриальному обществу"
03.02.2004
http://open-forum.ru/members.php?member_id=9

Док. 415939
Перв. публик.: 03.02.04
Последн. ред.: 13.01.08
Число обращений: 381

  • Аринин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``