В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Госдума может принизить роль общественности в формировании государственного образовательного стандарта Назад
Госдума может принизить роль общественности в формировании государственного образовательного стандарта
Поправки в законодательство, изменяющие понятие и структуру государственного образовательного стандарта, Государственная дума РФ рассмотрит в ходе пленарного заседания завтра, 11 сентября, в первом чтении. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, по мнению первого председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина (КПРФ), идея ввести стандарт на образовательные условия - правильная, другое дело - как она реализована.

"Говоря об образовательных условиях, надо иметь в виду, что в России вагон школ, которые не имеют удобств, которые нуждаются в капремонте, некоторые сельские школы кроме мела ничего не имеют из наглядных пособий. Поскольку в законе не содержится государственных гарантий создания образовательных условий, может произойти то же, что с рецензированием - субъекты федерации не выделяют деньги на пожарную безопасность, после чего директор попадает под суд за то, что он не обеспечил пожарную безопасность школы к учебному году", - заявил Смолин.

Вместе с тем депутат отметил, что в представленной редакции фракция КПРФ законопроект поддержать не может, в частности из-за того, что исключается понятие минимальное содержание образования. По словам Смолина, если примерная программа, которая определена новым законопроектом, действительно будет примерной, то есть школа выполняет ее "с большими оглядками и большими вариациями", неизбежно возникнет ситуация, когда в разных школах учат одно и тоже, но в разном объеме и в разные сроки. "Ребенок, который переедет из одного региона в другой, из одного города региона в другой, из одного округа Москвы в другой, может оказаться в положении, что чего-то он вообще не изучал, а что-то изучает дважды", - заявил Смолин. "Другое дело, если примерные программы будут трактоваться не как примерные, а как обязательные, тогда мы переходим к более жесткому регулированию на основе образовательных стандартов", - добавил он. По словам Смолина, невозможно спрогнозировать, к чему приведет законопроект еще и потому, что парламент передает функции парламента и гражданского общества исполнительной власти. "Весь законопроект можно было написать из одной фразы: стандарт утверждается правительством. Эта фраза там есть, это означает, что ни парламентские комитеты, ни гражданское общество реально участвовать в этом деле не может", - заявил Смолин.

В свою очередь заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Чернышов (ЛДПР) отметил, что этим законопроектом роль учительства, общественности в формировании образовательного стандарта будет принижена. Депутат обратил внимание и на то, введение единого образовательного стандарта, возможно, бессмысленно, "ведь до сих пор нет единых требований по сдаче экзаменов в вузы".

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Денисов ("Справедливая Россия-Родина") не согласен с тем, что, как по утверждению разработчиков документа, дополнительного финансирования на реализацию законопроекта, если он будет поддержан, не потребуется. По словам депутата, переход на новый стандарт ляжет на субъекты Российской Федерации.

Член комитета Госдумы по образованию и науке Владимир Семаго ("Единая Россия") высказался в поддержку законопроекта. Вместе с тем, он отметил, что такой компонент образования, как воспитание, "втиснуть в стандарты не представляется возможным". По словам Семаго, на образовательный процесс будет все больше влиять фактор политизированности. "Старшие классы лет через 10 будут играть все более существенную роль в общественной жизни страны. И сочетание таких компонентов, политика и воспитание, нравственные компоненты в стандартах никак не участвуют. Нужно активнее готовить старшие классы к реалиям сегодняшнего дня, а отсюда возникает фактор некоей активности самого учителя", - заявил он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, поправки в законы "Об образовании " и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предполагающие введение федерального государственного образовательного стандарта взамен действующего госстандарта, внесены в Госдуму правительством РФ 29 июня 2007 г. Согласно поправкам, ныне действующий институт государственных образовательных стандартов, состоящий из трех компонентов - федерального, регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения - меняется на институт "федеральный государственный образовательный стандарт". Новый стандарт компонентного деления не предусматривает.

Согласно внесенным поправкам, федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего и профессионального образования. Требования будут предъявляться к результатам освоения программ, к их структуре, условиям реализации.

Как сказано в законопроекте, порядок разработки и утверждения федерального государственного образовательного стандарта будет определяться правительством, а сами стандарты утверждаться не реже одного раза в 10 лет. Предполагается, что законопроект вступит в силу 1 июля 2008 г.

regnum

Док. 415905
Перв. публик.: 10.09.07
Последн. ред.: 13.01.08
Число обращений: 319

  • Денисов Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``