В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Володин:`Лесной компромисс` Назад
Владимир Володин:`Лесной компромисс`
Почти полтора месяца назад в предыдущей статье на тему Лесного кодекса автор этих строк выражал опасения, что он все же будет принят стараниями депутатов от "Единой России", причем в существовавшем на тот день весьма сомнительном варианте. И вот кодекс принят. Правда, с рядом поправок, изменивших наиболее негативные его моменты. Отметим, между прочим, что и для нынешнего не слишком соломонова варианта потребовалось заявление президента о том, что он не подпишет спорный документ в его недавнем виде.

Итак, что мы получили в итоге? После полутора лет обсуждения из ультра-либерального мэртовского варианта выпало наиболее скандальное положение - введение частной собственности на лес. Да и сроки аренды лесных угодий в окончательном варианте ужались наполовину. Однако наши чиновники и депутаты не были бы самими собой, если бы не оставили в законе достаточного количества лазеек, позволяющих умным представителям бизнеса возможность "договориться" с опытными представителями органов власти о тех или иных, как выражался известный гоголевский персонаж, "негоциях".

Так, новая редакция кодекса снимает ряд правовых проблем, связанных с переводом лесов из одной категории в другую. В лесу теперь разрешено будет заниматься сельскохозяйственными работами, создавать и эксплуатировать лесные плантации, строить и эксплуатировать объекты инфраструктуры или переработки древесины. Как вдохновенно объяснял на заседании профильного комитета Совета Федерации представитель Минэкономразвития: "С введением кодекса в лесах можно будет строить железные дороги, порты. Даже пороховой завод!". Воистину радужная перспектива: выехали воздухом подышать, а там пороховой завод. А на ближайшей речушке - порт, и через лесную чащу железная дорога к нему.

Да и запрет на частную собственность на лес "в исключительных случаях" разумеется, можно будет обойти. А что это за "исключительные случаи", позволяющие заключать договоры купли-продажи лесных участков, еще определят субъекты федерации.

В последнем случае не повезло Московской области и Республике Ингушетия: они попали под действие наиболее спорной нормы кодекса, которая разрешает правительству не передавать региональным властям ряд полномочий по управлению лесным фондам, если плотность населения в субъектах в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ. Такая плотность оказалась только в этих двух регионах.

Зато повсеместно сделана уступка простым гражданам: в кодексе специально оговаривается, что они могут свободно и бесплатно ходить в лес и собирать там грибы, ягоды и прочие дары природы. Хотя будет ли действовать эта норма - большой вопрос. У нас в стране уже есть прецедент с подобным обременением права частной собственности: владельцы земельных участков, расположенных вблизи водоемов, не имеют права не пускать туда загорать посторонних. Однако не пускают.

Тем не менее, Лесной кодекс был принят не только Государственной Думой, но и Советом Федерации. Причем, если в Думе он прошел практически без возражений, то в Совете Федерации не обошлось без довольно резкой критики проекта. Первым с целым рядом принципиальных замечаний выступил спикер верхней палаты Сергей Миронов, которого поддержали и другие сенаторы.

Надо сказать, что кроме явных недочетов самого кодекса сенаторы отметили провальную подготовку нормативных актов, связанных с его реализацией. Погруженные в розовые мечты о строительстве в лесах железных дорог, портов и пороховых заводов правительственные чиновники позабыли, что для введения документа в действие с 1 января 2007 года на федеральном уровне должно быть принято 42 документа, на региональном - больше 150. Более того, первый зампред комитета Совета Федерации по природным ресурсам Николай Чуркин заявил, что принципиальным моментом является противоречие проекта кодекса с проектом бюджета на 2007 год. По мнению Чуркина, "Лесной кодекс революционен, он отменяет все действующее лесное законодательство, меняет всю систему управления, но на проведение реформы в бюджете финансирование не предусмотрено". Представителей правительства попросили ответить, откуда возьмутся 9,5 миллиардов рублей, необходимых для того, чтобы Лесной кодекс заработал.

И, тем не менее, кодекс был принят. Решение о его принятии, безусловно, было сугубо политическим: очень несовершенный новый кодекс после решительной правки стал все же лучше старого. С одной стороны, были, наконец, прекращены споры, длившиеся вокруг этого документа более четырех лет. С другой стороны, принятие нового кодекса должно прекратить хотя бы часть безобразий, творящихся в лесном хозяйстве под сенью кодекса старого. Наконец, принятие сегодня компромиссного варианта должно избавить нас от угрозы появления в самом ближайшем будущем
нового революционного варианта кодекса, подобного тому, который только что был радикально исправлен. Кроме того, в кодекс, по всей видимости, еще будут вноситься поправки.

Впрочем, целого ряд принципиальных проблем лесной отрасли не решат никакие, даже самые лучшие законы. Обладая колоссальными запасами леса (25 % мирового фонда), Россия занимает лишь 2-3% мирового рынка переработанных продуктов. Наши лесопромышленники предпочитают гнать на экспорт кругляк (в 2005 году за рубеж было вывезено 57 % необработанной древесины), но не вкладывать деньги в перерабатывающие мощности, чтобы продавать затем готовый продукт. Зато бумагу потом мы закупаем у тех же самых финнов, которым продаем кругляк.

И за эту систему сегодняшние хозяева лесов держатся зубами. Даже президенту пришлось повторять свое личное требование повысить экспортные пошлины на кругляк: в первый раз правительство сумело проигнорировать недвусмысленное указание главы государства.

А еще нужны крупные инвестиции в отрасль, и эксперты уже предсказывают в связи с этим вымывание с рынка средних и мелких компаний. На их место должны прийти крупные холдинги, которым по плечу весь производственный цикл: от освоения сырьевой базы до конечной переработки древесины.

В лесной отрасли накопилось много проблем и сошлось много противоположных интересов. И вполне возможно, что именно желание попытаться начать все с новой страницы стало побудительным мотивом политического решения о принятии нового Лесного кодекса. Осталось увидеть, каков будет итог.




Новая политика
Владимир Володин
28.11.2006
http://novopol.org/article13532.html


Док. 415847
Перв. публик.: 28.11.06
Последн. ред.: 13.01.08
Число обращений: 298

  • Володин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``