В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Володин:`Золотой телефон` Назад
Владимир Володин:`Золотой телефон`
С 1 февраля по всей стране окончательно и бесповоротно будут введены новые тарифы на оплату услуг телефонной сети. Несмотря на все ухищрения связистов доказать, что это необходимая и правильная мера, понятно, что речь идет о почти двукратном повышении абонентской платы за телефон. Повышении, обоснованном в основном неуемной жаждой самих связистов собрать с народа побольше денег. Никаких других реальных причин для таких решительных действий не проглядывается.

Надо сказать, что борьба за интересы связистов велась долго: первый проект закона "О связи" был внесен в Думу еще в 1998-м году, в 2001-м был принят в первом чтении уже другой проект, а сам прошедший все инстанции закон вступил в силу только с 1 января 2004 года. Столь длительная борьба за прохождение закона через парламент объяснялась тем, что ключевое слово в нем было "повременка". Именно оно вызывало недовольство самых разных слоёв населения - инвалидов, пенсионеров, пользователей интернета.

Надо сказать, что и безо всякого закона "О связи" еще до 1998 года в России начался переход на повременную оплату телефонных переговоров. Поскольку в стране уже давно нет единого оператора телефонной связи, все станции, ранее составлявшие единую государственную телефонную сеть, поделены и приватизированы местными акционерными обществами. Но почти в каждой из них контрольный пакет акций принадлежит полугосударственному АО "Связьинвест", который и лоббировал введение повременной оплаты. Успехи этой лоббистской деятельности зависели от расклада сил в местной телефонной компании и позиции региональных властей. При удачном раскладе "Связьинвест" добивался введения повременки. Так в 1995 году она была введена в Кемеровской области, в начале 1998 года - в Псковской области. В апреле того же года (напомним, что в 98-м первый вариант проекта закона "О связи" был только внесен в Думу) Госкомсвязи объявил о том, что повременная оплата введена в 21 регионе России. Так сказать, по-партизански.

Результаты введения повременной оплаты оказались во многом ошарашивающими, причем не только для рядовых граждан, но и для самих телефонных компаний: абоненты просто перестали звонить по телефону и связисты понесли существенные убытки. Так в Кемерово, Пскове, Троицке и Дубне после введения повременной оплаты трафик снизился примерно до 30 %.

Тем не менее, "Связьинвест" продолжал бороться за повременку, а граждане - за свои права. Кто победит, стало ясно, когда партии "Единство" и "Отечество" слились в "Единую Россию": депутаты от партии власти, получившие подавляющее большинство в Думе, несмотря на постоянные общественные протесты, грудью встали на защиту интересов чиновников из Минсвязи. Правда, с другой стороны, в борьбе с повременкой объединились самые разные, обычно несовместимые, силы. Поэтому сначала Дума тянула с принятием закона до последнего, затем правительство не спешило с принятием подзаконных актов, без которых введение в действие нового закона было невозможным. В итоге мы получили странный симбиоз введения по желанию абонентов повременной оплаты, заменяемой, по их же желанию, повышением безлимитной абонентской платы почти в два раза.

А теперь - маленькое и не слишком лирическое отступление. Лет пять назад один знакомый автора этих строк принимал участие в передаче типа "Суд идет". Для тех, кто никогда подобных передач не видел, скажем, что это - заседание телевизионного суда присяжных, где рассматривается какое-либо дело.

Мой знакомый, депутат муниципального собрания одного из столичных районов, выступал с иском к Московской городской телефонной сети. МГТС ставила телефоны в новом районе, не заботясь о том, что надо что-то делать с перегруженной АТС. В результате телефоны работали отвратительно, но связисты и в ус не дули.

Официальные представители МГТС на телевидение, разумеется, не приехали: к чему прилюдно срамиться. Но со своей стороны прислали некоего эксперта, выражавшего их мнение. Мнение было оригинальным: спросив истца, есть ли у него мобильный телефон и сколько он платит за него в месяц, эксперт выложил прямо в телекамеру основной постулат столичных телефонистов. Оказывается, если люди могут платить до 600 рублей в месяц за мобильный телефон, почему бы им не платить столько же за домашний стационарный. Было это весной 2001-го года. И все прошедшие пять лет руководители "Связьинвеста", МГТС и всех иных телефонных компаний шли именно к этой цели: даешь абонентскую плату в 500-600 рублей.

Сегодня их мечта начинает сбываться. Пусть не 600, а 380 - все равно прогресс. Причем абсолютно ясно, что большинству абонентов придется выбрать именно этот вариант оплаты. Как показывает практика выставления счетов за звонки с домашнего телефона на мобильные, повременная оплата может оказаться мошенничеством чистой воды. Сегодня в Москве (за другие города не ручаюсь) в качестве счетов приходят чистой воды филькины грамоты: три первых цифры мобильного телефона, а далее многозначительные крестики, после которых стоит весьма сомнительное количество минут, которые вы якобы проговорили с неким абонентом мобильной сети. За право проверить, честно ли вам выставлен счет, МГТС желает получить 70 рублей.

Честно говоря, после этого у абонентов уже не должно возникнуть никаких вопросов к руководителям телефонной сети: все вопросы им должны задавать следователи прокуратуры.

Но есть еще один момент в этой истории. Активнее всего протестовали против новых правил пользователи интернета. Они поставлены в безвыходные условия простого удвоения оплаты за телефон. Разумеется, согласись кто-то из них на повременку, он мгновенно начнет получать фантастические счета.

Но интернет сегодня - не только способ развлечения или просто общения: страна, где между пользователями и всемирной паутиной будет поставлен барьер, финансовый или какой-то другой, быстро окажется страной безнадежно отсталой, знаменитой верхней Вольтой с быстро ржавеющими ракетами. Недаром сегодня самые высокопоставленные чиновники с таким рвением открывают по всей стране компьютерные классы.

Увы, компьютерные классы - капля в море. Сегодня интернетом в России пользуется всего 11,1 % населения (это 98-е место в мире). По общему же числу пользователей Сети на 100 жителей Россия уступает не только развитым, но и многим развивающимся государствам. Если и дальше, как сегодня, удовлетворять неумеренные аппетиты связистов, нас скоро вообще не будут помещать в международные интернет-рейтинги: там всего 198 стран, и для того, чтобы оказаться за этой чертой не так уж и много надо.

Да, конечно, есть широкополосный интернет, не связанный с телефонной связью. Но мы не Европа, у нас модем, подключенный к телефону во многих еще местах - единственная возможность оказаться в Сети. Именно по этой возможности связисты решили ударить рублем, что успешно и сделают через пару недель.

В развитых странах, между прочим, телефонные компании уже вынуждены задуматься: потребители отказываются от стационарных телефонов в пользу мобильной связи. Но для этого нужна мобильная связь, способная проводить конкурентоспособную ценовую политику. У нас до этого дело еще не дошло. Так что сложно сказать: сможет кто-нибудь остановить наших связистов, или их победное шествие за абонентской платой в 600 рублей продолжится и дальше.





Новая политика
Владимир Володин
16.01.2007
http://novopol.org/article14727.html

Док. 415846
Перв. публик.: 16.01.07
Последн. ред.: 13.01.08
Число обращений: 347

  • Володин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``