В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Володин:`Кого озолотили льготные лекарства?` Назад
Владимир Володин:`Кого озолотили льготные лекарства?`
С каждым новым историческим периодом в русский язык входят новые аббревиатуры: ЦИК, ВСНХ, ВЧК, ВСХВ, ВДНХ. И вот не так давно появилось новое сочетание заглавных букв - ДЛО. Система дополнительного лекарственного обеспечения была сразу и противовесом, и детищем монетизации льгот - этого монстра отечественного бюрократического мышления, напрочь убившего вполне здравую идею приведения к разумному уровню фантастического количества льгот и льготников.

Как и большинство положений печально знаменитого 122-го закона, система ДЛО сразу же начала давать сбои, о чем ведомство господина Зурабова долгое время предпочитало помалкивать. Лишь в конце прошлого года, когда стало абсолютно ясно, что на покрытие образовавшихся долгов необходимо срочно выделить из федерального бюджета сумму с очень большим количеством нулей, завесу секретности пришлось приоткрыть. И тут-то мы узнали много нового и интересного. Вот, например, отрывок из выступления председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья Татьяны Яковлевой на обсуждении вопроса о ДЛО на президиуме фракции "Единая Россия" 12 февраля этого года. Напомню: именно эта фракция несет основную ответственность за то, что 122-й закон был принят Думой в своем убогом виде, и никаких серьезных поправок в него в итоге внесено не было.

"Выход из Программы 53 % граждан, основное большинство из которых в 2005 году поняли, что не нуждаются в лекарствах, а также пришедшее к людям, оставившим за собой право на лекарство, понимание того, что они могут получить необходимые им лекарства в необходимом количестве, сделали систему не солидарной и неуправляемой".

Далее называются другие виновники обрушившихся напастей: врачи, по чьей вине "возрос объем выписки рецептов"; производители, пытающиеся продать как можно больше дорогих брендов из своего ассортимента; аптеки получающие большую прибыль и так далее.

И всё это, по словам Татьяны Яковлевой, происходило при недостаточном контроле рационального использования средств федерального бюджета. У органов исполнительной власти субъектов не было полномочий по контролю за средствами федерального бюджета, а деньги на ДЛО расходовались именно на местах.

Извините, но все, что только можно, поставлено госпожой Яковлевой с ног на голову. Как может обрушить программу выход из нее более половины граждан, отказавшихся получать бесплатные лекарства? Да, каждый такой гражданин "уводил" из ДЛО положенные ему 378 рублей в месяц и начинал получать их уже как доплату к пенсии. Но какие же суммы закладывались в программу, если для нее могли оказаться роковыми потери столь мизерных компенсаций? Чем собирались наши чиновники и депутаты лечить стариков и инвалидов?

А что значит "пришедшее к людям, оставившим за собой право на лекарство, понимание того, что они могут получить необходимые им лекарства в необходимом количестве" как фактор провала программы? Ее авторы рассчитывали, что люди будут получать недостаточное количество лекарств? Так кому нужна такая программа?

Как могло оказаться, что у органов исполнительной власти субъектов не было полномочий контролировать средства, идущие на программу ДЛО? Для этого кто-то на федеральном уровне должен был отстранить их от такого контроля.

Абсолютно не соответствует действительности тезис о больших прибылях аптек. Автор этих строк познакомился с рассмотрением Федеральной антимонопольной службой дела о злоупотреблении доминирующим положением на фармацевтическом рынке Ставропольского края по выполнению программы ДЛО. Из материалов дела следует, что вся торговая сеть имеет право на 33 % прибыли. При этом федеральный дистрибьютор 16,5 % забрал себе, а единственный местный поставщик лекарственных средств по программе ДЛО ГУП "Ставропольфармация" вместо 5,5 %, предложенных ему краевым Минздравом, оставил у себя 8,5 %, а то и 9,5 %. Аптеки получили 7-8 % и оказались убыточными.

Специалисты ФАС утверждают, что работа по программе ДЛО приносит низовым ее участникам одни только проблемы. Вот, что утверждал в докладе на заседании Президиума Коллегии ФАС России руководитель Ставропольского УФАС России В. Рохмистров:

"На заседании Комиссии аптечными предприятиями дополнительно сообщено, что продекларированные на федеральном уровне права на льготное получение лекарственных средств не получили финансового подкрепления для организации такой помощи. Все проблемы легли на плечи поликлинических учреждений и аптечных предприятий края. Аптечными предприятиями за счет собственных оборотных средств закупаются дополнительно оргтехника и программное обеспечение, так как осуществление отпуска лекарственных средств по федеральному закону не возможно без их применения".

Анализ фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности местных аптек, проведенный Ставропольским УФАС, показал резкое возрастание издержек, связанных с реализацией данного закона. Процент оплаты услуг не покрывает и половины расходов, связанных с их отпуском. Большая часть аптечных предприятий в результате стали убыточными.

Факты, приведенные Рохмистровым, впечатляют: "Убыток, полученный государственными аптечными предприятиями от фармацевтической деятельности в течение первого полугодия 2005 года в абсолютном выражении составил 1667,8 тыс. руб. (1 полугодие 2004 года прибыль - 1874,2 тыс. руб.)". В результате к осени 2005 года количество убыточных аптек достигло 60,5 % от общего количества предприятий; 26,3 % аптек оказались с нулевой рентабельностью и всего 13,2 % оставались рентабельными. Между прочим, за год до этого убыточных аптек было 26,4 %; с нулевой рентабельностью - 18,4 %, рентабельных - 55,2 %. Многие аптеки, ввязавшиеся в программу ДЛО, имея положительный баланс в 2004 году, всего через год оказались на грани банкротства. Как вы думаете: руководители
ставропольских аптек самые худшие в России, или это достаточно распространенная практика? Нет, не озолотила программа ДЛО российские аптеки.






Новая политика
Владимир Володин
18.05.2007
http://novopol.org/article21123.html

Рассказы о том, что подкупленные производителями врачи выписывают льготные рецепты на самые дорогие лекарства, такая же сказка, как и фантастические прибыли аптек. Мне довелось видеть список лекарств у врача-эндокринолога в одной из московских поликлиник: там были указаны не только наименования, но и точное количество препаратов, которые он может выписать своим больным в текущем месяце. Ухудшение состояния кого-то из уже наблюдающихся пациентов или постановка диагноза диабет человеку, до сих пор здоровому, становится в таких условиях чуть ли не катастрофой - кому-то лекарств должно не хватить.

Но есть и совсем другие факты: около 12 % лекарств в наших аптеках оказываются фальшивыми (это, правда, сказывается не только на программе ДЛО). По мнению ряда экспертов, в свое время не был просчитан рост количества больных целым рядом тяжелых заболеваний. В первую очередь, сюда входят больные сахарным диабетом. С этим связана и другая проблема - зависимость системы ДЛО от импортных лекарств: российские производители инсулина, например, обеспечивают рынок всего на 3 %.

Сегодня целый ряд экспертов утверждает: грядущей осенью программа ДЛО потерпит крах, окончательный и бесповоротный. Наверное, они знают, о чем говорят. Но есть один ее аспект, упомянуть который необходимо: более всего эта система выгодна тем, кто имеет возможность половить рыбку в мутной воде. Ведь ясно, что для целого ряда чиновников и приближенных к ним предпринимателей трудности системы ДЛО стали надежным источником дохода. Вспомним, какой процент прибыли оставил себе федеральный дистрибьютор в Ставропольском крае. И пока этих людей не оттащат от кормушки, ничего не улучшится.


Док. 415825
Перв. публик.: 18.05.07
Последн. ред.: 13.01.08
Число обращений: 715

  • Володин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``