В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Володин:`Кого запишут в экстремисты?` Назад
Владимир Володин:`Кого запишут в экстремисты?`
"Враги... стремятся использовать... (их - В.В.) в качестве пускового механизма взрывоопасных... конфликтов. Бездействие в такой ситуации совершенно нетерпимо". Нет, это не отрывок из пламенной речи наркома Ежова по поводу очередного процесса над очередными "врагами народа", хотя, думаю, в речах того времени подобные пассажи были в изобилии. Это слова первого вице-спикера Олега Морозова, сказанные журналистам по поводу принятия Госдумой новых антиэкстремистских поправок в целый ряд законов. В цитате я намеренно пропустил слова "России" и "национальных", а слово "экстремистов" заменил нейтральным "их". После этого высказывание известного депутата-единоросса приобретает вневременное звучание.

Надо сказать, что родственную связь принятых поправок с печально памятными 30-ми годами отметили очень многие эксперты, журналисты и политические деятели, причем отнюдь не только относящие себя к демократическому лагерю. Одним из самых решительных критиков оказался депутат от фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков. "Закон снимает практически все ограничения с прослушки. Теперь можно будет прослушивать подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, коих большинство в Уголовном кодексе. И не только их, а еще и людей, которые могут дать сведения по этим делам, например, друга или партнера подозреваемого банкира", - уверен он. По мнению депутата, принятие поправок означает, что "примерно 70 % состава преступлений Уголовного кодекса, практически все преступления, которые имеют наказание от двух лет и выше, могут быть поставлены на прослушку граждан". И вот уже можно беспрепятственно прослушивать всякого, кто подозревается в незаконной предпринимательской деятельности (а заодно и членов его семьи), всех подозреваемых в сговоре с лесником и незаконной порубке леса на сумму больше 250 тысяч рублей. И все это - на абсолютно законных основаниях.

Но причем здесь экстремизм? Да притом, что в новых поправках к законодательству это понятие стало почти всеобъемлющим, особенно, если речь идет о "разжигании розни к отдельно взятой социальной группе". Есть в поправках такой выдающийся пункт. Поэтому некоторые известные деятели уже открыто признаются в том, что подпадают под действие нового закона.

"Признаюсь вам откровенно, перед вами сидит экстремист. Причем безнадежный, махровый. Все, что я делал на протяжении последних 15 лет с точки зрения этого закона - экстремизм. Все мои книги - экстремистские, все мои поступки - экстремистские. Все мои передовицы - экстремистские. Потому что я ненавижу чиновников, потому что все они взяточники. И когда описываю этих монстров, тем самым я, конечно же, вызываю к ним острую антипатию публики. Не просто антипатию, а ненависть. Значит, я разжигаю социальную рознь". Это признание, сделанное в студии радиостанции "Эхо Москвы" Александром Прохановым, известным писателем и журналистом. А сколько еще писателей, журналистов, экономистов, политологов могли бы с полным правом повторить за Прохановым эти слова!

И ведь все они не подпольщики, не инициаторы или участники антиправительственных акций. Они не изготавливают с помощью размещенной в интернете "Поваренной книги анархиста" динамит в домашних условиях, не размножают на копире листовки, призывающие к вооруженному свержению власти. Они говорят правду: о том, что чиновничество коррумпировано донельзя, о том, что "депутаты ни черта не понимают в сегодняшней ситуации нашей России". И за все это они, согласно новому закону, могут получить вполне реальный срок до 7 лет.

Между прочим, справедливо написала об этом на то же "Эхо Москвы" некая Диана из Саратова: олигархи - социальная группа, значит Путин - экстремист? Увы, по логике принятых поправок, безусловно, экстремист. И с этим, в общем-то, согласен депутат от "Справедливой России" Игорь Морозов, предупреждающий: "Таким образом, получается, что политические партии, члены партий, официально зарегистрированных Минюстом России, которые в пылу политической полемики сделали те или иные резкие заявления, могут попасть под оперативную разработку".

Однако депутаты от "Единой России", составляющие в Думе большинство, не собираются защитить хотя бы президента от возможных обвинений в экстремизме. "Законопроект крайне актуален. Он ставит жесткий заслон всем проявлениям экстремизма. Привносимый им комплекс мер станет правовой основой формирования в нашем обществе нетерпимого отношения к малейшим проявлениям ксенофобии, национализма, всех форм экстремизма", - уверен однофамилец Игоря Морозова, уже упоминавшийся Олег Морозов. Но это все цветочки по сравнению с мнениями других представителей партии власти.

Например, председатель комитета Госдумы по безопасности единоросс Владимир Васильев публично выразил сожаление о том, что "не удалось сохранить институт стукачества", и люди поэтому стали относиться к происходящему вокруг с равнодушием. Действительно, как некоторым господам прожить без анонимных доносов?

А теперь о реальности. "Еще три года назад или четыре я начал писать докладные записки, в том числе нашим руководителям государства, о том, что надо ожидать усиления экстремизма, я предлагал путь, как их поправить. Но у нас пророков в своем отечестве нет. И, естественно, только совсем недавно начали понимать, насколько это серьезная опасность. Главная борьба с экстремизмом - это искоренение причины его появления. Но у нас, к сожалению, иногда все воспринимается в точности до наоборот", - считает Геннадий Гудков.

А директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель уверен, что содержащаяся в принятых поправках расширительная трактовка понятия "экстремизм" направлена на ограничение гражданского общества. И последние события говорят о том, что он прав: депутат Госдумы Андрей Савельев инициировал уголовное дело против правозащитного центра "Сова". Лидер только что возникшей партии "Великая Россия" пока обвиняет его в клевете, но полагает, что после принятия поправок "Сова" подпадает уже и под действие закона "Об экстремизме". Какие же экстремистские действия совершил центр "Сова"? Правозащитники утверждают, что руководство партии "Великая Россия" издает интернет-журнал "Золотой лев", пропагандирующий расистские идеи. Партия же "Великая Россия", как уверяет Савельев, вообще не имеет никакого отношения к издательству этого журнала: "Просто среди членов редакционного совета есть члены нашей партии - я и секретарь центрального совета партии Сергей Пыхтин". И прокуроры, так и не откликнувшиеся на призывы "Совы" проверить на проявления экстремизма, национализма и ксенофобии целый ряд изданий, к которым имел отношение Савельев, сразу же возбудили уголовное дело по факту обращения депутата (во всяком случае, о получении соответствующего письма из прокурорских органов сообщил сам Савельев).

Что же будет, когда антиэкстремистские поправки вступят в законную силу?

Между прочим, по данным МВД, количество ежегодно фиксируемых преступлений по экстремистским мотивам выросло с 2004 по 2006 г. почти в два раза - со 139 до 263. Число пострадавших от нападений экстремистов, по сведениям уже упомянутого центра "Сова", выросло с 267 до 542. За пять месяцев 2007 г. пострадали уже 313 человек. Лично я не верю, что принятые поправки могут исправить положение. И я не одинок в этом мнении.




Новая политика
Владимир Володин
11.07.2007
http://novopol.org/article23799.html


Док. 415823
Перв. публик.: 11.07.07
Последн. ред.: 13.01.08
Число обращений: 275

  • Володин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``