В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Володин:`Популистский МРОТ` Назад
Владимир Володин:`Популистский МРОТ`
C 1 сентября более чем в два раза, с 1 100 до 2 300 рублей в месяц, увеличился минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Этому предшествовала полемика, длившаяся с февраля этого года, когда партия "Единая Россия", стремившаяся приурочить нынешнее повышение к началу предвыборной гонки, пообещала МРОТ в 2 500 рублей с 1 сентября и 4 300 рублей к концу 2008 года, по апрель, когда закон о повышении был принят.

Честно говоря, вопрос о МРОТ для России пока что носит во многом сугубо популистский характер: как можно устанавливать официальный минимальный размер заработной платы ниже официального прожиточного минимума? Тем более, что ни на ту, ни на другую официально объявленную цифру внимание обращают далеко не все работодатели. Так в 2006-м году зарплату менее 1 100 рублей в месяц, то есть ниже официального минимального размера оплаты труда, получали 335 тысяч человек (и это только официальные данные Росстата). А зарплату ниже 2 000 в месяц на момент предложения повышения МРОТ в стране получало около 6,6 миллиона человек.

Именно это обстоятельство вынудило в феврале представителей правительства выступить против предложения "Единой России". Так директор департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития Александр Сафонов обещал, что повышение МРОТ более чем на 500 рублей приведет к банкротству 46 % предприятий сельского хозяйства и 26 % организаций образования. При таком повышении МРОТ общество должно быть готово к росту безработицы.

Ему возражала депутат Госдумы (фракция "Справедливая Россия") Оксана Дмитриева. По ее мнению, речь шла о чисто популистском решении, и рост МРОТ не должен вызвать повышения ставок тарифной сетки оплаты труда бюджетников. "Никакого реального повышения зарплат не будет, утверждала она. - Если бы привязка к тарифной сетке сохранилась, предложение о повышении МРОТ с 2 000 до 2 500 рублей с 1 сентября было бы эквивалентно повышению сетки в два с половиной раза и потребовало роста расходов на 800 миллиардов рублей. А то, что предлагается,- типичный пиар-ход перед выборами".

Тогда, в феврале, Минфин долго сопротивлялся повышению МРОТ, утверждая, что это приведет к нагрузке на региональные и федеральные бюджеты. Ведомство Алексея Кудрина соглашалось на повышение МРОТ с 1 сентября 2007 года только до 1 400 рублей. Однако Оксана Дмитриева была права: вскоре нашлось соломоново решение, позволявшее поднять МРОТ, мало что меняя: была изменена методика расчета минимального размера оплаты труда. В него включили все надбавки для бюджетников, составляющие от 40 до 120 % тарифной сетки оплаты труда, и рост МРОТ уже не требовал крупных дополнительных расходов бюджета. Минимальная зарплата в 2 000 рублей стала для правительства в целом и Минфина, стоявшего на самых непримиримых позициях, вполне приемлемой.

В итоге закон о повышении МРОТ был принят в апреле, а срок повышения назначен на 1 сентября. И вот время повышения пришло. Минимальный размер оплаты труда теперь 2 300 рублей, а регионам дано право устанавливать свой собственный размер МРОТ.

Однако заложенная в закон методика расчета уже принесла первые плоды: профсоюзы Читинской области направили письмо в Государственную Думу (главе комитета по труду единороссу Андрею Исаеву), настаивая на незаконности включения в МРОТ "забайкальских" надбавок. Судя по всему, это - лишь первая ласточка. К тому же даже повышенный в два раза МРОТ все еще остается значительно ниже средней зарплаты. А довести его до уровня официально объявленного прожиточного минимума правительство планирует только к началу 2011 года.

С правом регионов самостоятельно поднимать МРОТ на своей территории также вышла заминка: в большинстве областей и республик считают, что нагрузка может оказаться чрезмерной для их дотационных бюджетов. В тех же субъектах федерации, где региональный МРОТ решили ввести, процесс начался с открытого давления на местный бизнес: с 1 октября предпринимателям, выплачивающим слишком маленькие зарплаты, придется объясняться с властями, платить штрафы и так далее.

Только 14 регионов разработали к 1 сентября проекты о собственном МРОТ. Еще 16 регионов такие проекты разрабатывают. Установить минимальный размер оплаты труда выше федерального уровня готовы в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Рязанской, Свердловской, Тульской, Новосибирской областях.

А вот глава Калужского объединения профсоюзов Александр Гречанинов сразу заявил: "Мы не приняли свой МРОТ, потому что Калужская область дотационная. Вероятно, так поступят все дотационные регионы". Правда, бюджетники в области еще с апреля 2005 года получают зарплаты не ниже регионального прожиточного минимума.

Увы, таким положением могут похвастаться далеко не все: как минимум 11 регионам пришлось увеличить первый разряд единой тарифной сетки, поскольку иначе даже с учетом надбавок зарплата самых низкооплачиваемых бюджетников оказывалась ниже федерального МРОТ.

Так что бить в литавры и кричать "Ура!" по случаю вступления в силу единороссовского закона не стоит.

Но не надо забывать, что МРОТ у нас - не только мерило заработной платы, но и точка отсчета разнообразных штрафов, выплат и так далее. Поэтому целый ряд экспертов со вздохом облегчения отметил, что пока самое страшное, что могло случиться - расчет штрафов в МРОТ, исходя из новой установленной суммы, не произошло. С другой стороны уже высказывается опасение, что двукратное увеличение МРОТ может отразиться на стоимости содержания детей в дошкольных учреждениях. И пусть сегодня уже нет столь жесткой привязки платы за детсад к столь условной единице, как МРОТ, какая существовала, совсем недавно, существенное изменение минимального размера оплаты труда все же может ударить по бюджету семей с малолетними детьми. В Министерстве образования и науки не скрывают, что необходимость увеличить заработную плату нянечкам и воспитателям детских садов, вполне может привести к пересмотру цен на содержание в этих учреждениях детей в сторону повышения. И это при том, что закон "Об образовании" ограничивает сумму допустимых расходов российской семьи на оплату детского сада 20 % от реальных затрат на содержание ребенка в садике. Остальное должны доплачивать муниципалитеты.

Не странно ли, что такая популярная в любой стране мера, как повышение минимальной зарплаты, вызывает у нас такое количество разнообразных опасений? А дело все в том, что понятия минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум оказались у нас поставлены по отношению друг к другу совсем не так, как в других странах. Там минимальная оплата труда всегда выше прожиточного минимума, и ее повышение означает реальный рост благосостояния работающего человека. У нас после начала реформ ввели эти понятия, поменяв их местами: человек, работающий и получающий даже не минимальную зарплату, мог не добирать до прожиточного минимума вполне значительную сумму. И сегодня эта диспропорция не устранена.

Так что даже двукратное повышение МРОТ в том виде, в каком оно проведено, приводит лишь к одному: малооплачиваемые работники оказываются в несколько менее страшной нищете. Спасибо, конечно, и за это.





Новая политика
Владимир Володин
11.09.2007
http://novopol.org/article27010.html

Док. 415820
Перв. публик.: 11.09.07
Последн. ред.: 13.01.08
Число обращений: 295

  • Володин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``