В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Володин:`Подводные камни столичного ЖКХ` Назад
Владимир Володин:`Подводные камни столичного ЖКХ`
В конце августа на заседании московского правительства Юрий Лужков заявил, что в течение следующего года все столичные дирекции единого заказчика (ДЕЗ) будут превращены в акционерные общества: "Нужно уже в 2008 году полностью перевести ДЕЗы в режим акционерных обществ, чтобы они вступили в конкурентное поле обслуживания жилья". При этом, по словам мэра столицы, дотации из городского бюджета на обслуживание жилых домов ДЕЗы получать не будут. Деньги будут давать только товариществам собственников жилья (ТСЖ).

Одни эксперты отреагировали на предложения мэра облегченным вздохом: давно пора. Другие обратили внимание на ряд несоответствий в планах столичных властей. Скажем прямо, удивиться было чему. Дело в том, что желающих объединиться в них до сих пор не так много. На начало осени в столице на более чем 40 тысяч многоквартирных домов приходилось всего 1,7 тысячи ТСЖ. Сами понимаете, немного. В московской мэрии не раз объясняли, что главная причина нежелания москвичей создавать жилищные товарищества - не проводившийся много лет капремонт. Поэтому принято решение проводить такой ремонт только для членов ТСЖ. В ближайшие шесть лет, как считают в мэрии, в столице должно быть организовано 30 тысяч ТСЖ. Пока же работники управ районов оформляют протоколы собраний жильцов (о чем, не стесняясь, рассказывают журналистам), на которых управляющими компаниями выбираются ДЕЗы.

Увы, проблема сложнее, чем это кажется. Занимающийся вопросами столичного самоуправления юрист и депутат муниципального собрания Михаил Вирин утверждает: дело в деньгах. При советской власти каждая семья отчисляла деньги на будущий капитальный ремонт. В жировках даже была такая графа. Но в процессе проведения кардинальных реформ, во время дефолта и так далее эти деньги превратились в ничто. Тот, кто решает вопросы капитального ремонта в столице, должен, прежде всего, найти огромную сумму денег.

Не раз и не два столичная мэрия требовала денег от федеральных властей. В феврале она даже предлагала такую схему: правительство отвечает за жилье, построенное до прихода в город команды Лужкова, а столичные власти заботятся о домах, построенных после этого. Правительство в этом случае оказывалось ответственным за примерно 170 миллионов кв. м. жилья, построенного в самое разное время, находящегося в самом разном состоянии и зачастую требующего срочного капремонта, сроки которого давно прошли. В тоже время правительство Москвы несло бы ответственность за 70 миллионов кв. м. относительно нового жилья, к капитальному ремонту которого можно подготовиться заблаговременно. Разумеется, федеральное правительство такой вариант в восторг не привел.

Для решения всех проблем этим летом был создан федеральный Фонд содействия реформе ЖКХ, имеющий статус госкорпорации. Он должен работать с января 2008 года до 1 января 2012 года и поддерживать финансово все российские регионы при проведении капитального ремонта многоквартирных домов и переселении из аварийного жилья.

Увы, федеральный центр внес в этот фонд сумму, просто смешную на фоне общей задолженности государства по капремонту: 240 миллиардов рублей.

Но и это еще не все подводные камни. Новый Жилищный кодекс (документ, скажем прямо, отвратительный) перекладывает проблемы капремонта приватизированных квартир на плечи их владельцев. Однако в сентябре этого года депутат Госдумы Галина Хованская (фракция "Справедливая Россия") добилась признания Президиумом Верховного Суда того, что за бывшим наймодателем жилья, то есть местной или региональной властью сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Это означает, что нынешние владельцы приватизированных ранее квартир вправе требовать от местных властей проведения капитального ремонта их домов. И только после проведения капремонта они будут ответственны за содержание своего жилья.

Именно на этом фоне московские власти и решили провести акционирование ДЕЗов, после которого все вопросы связанные с обслуживанием жилого фонда, включая и капремонт, разумеется, останутся в ведении города, но, с другой стороны, станут делом акционерных обществ, акции которых тот же город готов достаточно быстро продать, а, возможно, и отдать в доверительное управление.

Тут же встал еще один немаловажный вопрос: кто возьмет на себя нелегкую ношу городского ЖКХ? И как столичные чиновники выпустят это хозяйство из своих рук?

Руководитель столичного Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев уверял журналистов, что приоритетом для городских властей является увеличение в ЖКХ доли малых предприятий. "Теперь от 10 до 20 % городского заказа должно распределяться по конкурсу именно среди субъектов малого предпринимательства. Давайте посчитаем: ежегодный объем городского заказа только по такому направлению, как управление в ЖКХ, составляет 220 млрд. рублей, возьмем 15 % от этой суммы - это 33 млрд. рублей! Это серьезные деньги, которые дают малому бизнесу возможность активно развиваться в этой сфере", - заявлял он.

Однако, пока Вышегородцев давал интервью популярной столичной газете, в одном из еженедельных изданий появилось мнение вице-президента компании "MIRAX GROUP" Константина Борисова, который считает: "Управлять компанией должна мощная финансово устойчивая организация, состоящая из профессионально подготовленных людей, а все, что касается уборки, ремонта, обслуживания инженерных сетей, могут осуществлять мелкие фирмы. А с устранением серьезной проблемы они не справятся. Поэтому оптимальная форма работы - это тандем управляющей компании и индивидуальных частных предпринимателей". Учитывая, что "MIRAX GROUP" координирует пилотный проект по эксплуатации многоквартирных домов в Тропареве-Никулине, к этому мнению стоит прислушаться. Реформа столичного ЖКХ может состояться в самом простом виде: несколько выбранных городской властью крупных компаний заменят ДЕЗы, а малый бизнес будет бороться за крошки с барского стола, о чем и сказа господин Борисов. Между прочим, сегодня уже многие ЖЭКи незаметно превратились в ООО, так что "чужаки" навряд ли прорвутся даже к мелким заказам.

Последней же новостью стало заявление Галины Хованской о том, что, по ее сведениям, московские власти вступили в сговор с тремя компаниями-застройщиками с целью раздела рынка управления многоквартирными домами. Эти компании - Mirax Service ("дочка" Mirax Group), "Интеко" и группа компаний ПИК - относятся к основным застройщикам столицы. "Таким образом, неестественная монополия ДЕЗ будет со временем заменена такой же неестественной монополией частных компаний, что гораздо опаснее для жителей, чем существующая система управления домами", - резюмирует Хованская.

В общем-то ничего сенсационного в сведениях, озвученных Галиной Хованской, нет: чего-то подобного и следовало ожидать. Кто же отдаст в чужие руки курицу, несущую золотые яйца. Теперь же доверенные компании будут решать непростые вопросы капремонта и содержания жилого фонда. И я думаю, решат их. Вопрос лишь в том, насколько эти решения совпадут с интересами простых горожан.




Новая политика
Владимир Володин
08.11.2007
http://novopol.org/article30076.html


Док. 415816
Перв. публик.: 08.11.07
Последн. ред.: 13.01.08
Число обращений: 370

  • Володин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``