В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выдержки из стенограммы беседы Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с командой и капитаном рыболовного траулера `Капитан Моргун`. Назад
Выдержки из стенограммы беседы Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с командой и капитаном рыболовного траулера `Капитан Моргун`.

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги, друзья!

Во-первых, хотел бы вас поблагодарить за возможность обсудить на борту вашего судна ситуацию на родине отрасли - в Мурманской области, да и вообще, в стране в целом.

Я, конечно, с огромным интересом осмотрел ваше судно, часть судна. У нас действительно в Мурманском порту довольно значительное число судов - 279, насколько я понимаю. Причем, разного класса. И опять же, практически каждая шестая тонна рыбы, которая вылавливается в нашей стране - это мурманская.

Это, с одной стороны, хорошо, потому что и переработка развивается, и вылов сейчас стал все-таки расти. В то же время мы с вами понимаем, какое огромное количество проблем: изношенность самого флота, колоссальная изношенность; бюрократические проблемы, препоны, о которых мы только что начали разговаривать и о которых мы, естественно, сейчас поговорим; и разные другие вопросы, которые связаны либо с правовой неурегулированностью, либо с необходимостью достижения ряда соглашений с теми государствами, с которыми мы безуспешно пытаемся договориться на протяжении десятилетий, - все это, конечно, не улучшает, а осложняет обстановку.

Хотя вы - молодцы, и дело свое знаете хорошо. И работаете хорошо. Не так давно были приняты новые документы, в частности, изменения закона "О рыболовстве". Но впереди довольно серьезная работа, касающаяся издания подзаконных актов. И сейчас все ждут этих документов. Вот мы как раз тоже на этом остановимся. Причем, эти изменения в целом оцениваются позитивно.

Сейчас мы с вами поговорим, что, может быть, нужно было бы еще сделать.

Сейчас готовится также законопроект о разрешительном порядке иностранных инвестиций в рыбной отрасли. Мне бы хотелось узнать ваше мнение по этому поводу. Потому что, с одной стороны, мы не должны закрываться. В то же время, мы должны создавать преимущества для нашего рыбного флота, для наших компаний. Это наша четкая позиция. Ну и, насколько я знаю, в Мурманской области реализуется специальная целевая программа по переработке, принятая на 2006-2008-й годы. Не знаю, достаточная она или нет, наверное, недостаточная. Тоже можем об этом поговорить. Это примерный круг вопросов.

Предлагаю обо всем этом поговорить в том порядке, в котором вы считаете нужным. Пожалуйста, кто начнет.
...
Д.МЕДВЕДЕВ: Если позволите, некоторые итоги подведу. Во-первых, сразу могу вам сказать, что, естественно, по итогам этого разговора (он, на мой взгляд, абсолютно конкретный и продуктивный, я даже не ожидал, что будет такой конкретный, - это хорошо) мы, конечно, подготовим все необходимые поручения. Работа сейчас ведется и новое руководство Госкомрыболовства этим занимается, тем не менее все поручения будут даны и все документы будут приниматься.

Теперь по конкретным вещам, которые прозвучали (я откомментирую в той части, в которой могу это сейчас откомментировать, поэтому прошу не судить строго).

Значит, по поводу проблем с норвежцами по спорным районам, зонам, Шпицберген, все эти 150-километровые вещи, "серые" зоны и так далее. Я думаю, ответ для вас очевиден. С норвежцами мы, конечно, работу обязаны продолжать (боевых действий мы же не будем по этому поводу начинать). Эту работу надо вести, но ее нужно интенсифицировать, поставить какие-то конкретные сроки, потому что это все-таки не та проблема, по которой невозможно договориться. Она сложная, но договориться по ней можно, даже с учетом той практики, которая существует.

По поводу присутствия наших военных кораблей. В принципе вещь понятная, на это есть только один ответ: нам нужно возрождать наш Военно-морской флот. Вы же понимаете, почему они не присутствуют. Потому что их нет просто там - вот и все. Когда была нормальная военно-морская мощь, они там присутствовали, и все уважали ("боялись" не будем говорить, но уважали). Значит, это нужно делать обязательно. И для того чтобы рыбакам нашим помогать и вообще для того, чтобы мы были полноценной морской и военно-морской державой. Сейчас определенные меры для этого приняты, не буду их перечислять, вы знаете. Работа идет медленнее, может быть, чем нам бы хотелось, но это сделано впервые за последние 20 лет.

По поводу новых судов и создания условий для строительства и модернизации российского рыбопромыслового флота. Я только что проверил (мне коллеги доложили), у нас даже в бюджет - в новый, текущего года - включены средства на лизинг и на развитие соответствующих вопросов. Поэтому впервые за достаточно долгое время эти средства есть в бюджете.

В части, касающейся законодательства (все, что мы обсуждали по двухсотмильной зоне, постановление Правительства, тот пакет нормативных актов, которые вытекают из последних изменений в закон "О рыболовстве"). Я даю поручение Госкомрыболовству в кратчайшие сроки все это завершить, потому что не только здесь, но и в других местах коллеги высказывают опасение, как бы это не затянулось. И в результате основной закон есть, а подзаконной базы нет. И не работает закон. Поэтому нужно всех юристов высадить, как вы сказали, "на паек". И пусть работают. Если необходимо будет подтолкнуть ведомство на согласование, вы мне скажите, я поговорю и с Минюстом и с другими ведомствами.

Вечная российская тема, "вечнозеленая" - это бюрократия. Здесь нет простого решения, мы с вами понимаем. Надо просто всем к этому относиться жестче: начиная от федеральных властей и заканчивая судовладельцем, и экипажем. Потому что если мы сами на это на все будем вот так реагировать, они так и будут сидеть на своих местах, создавать эти фирмы. Поэтому подход такой: нужно постараться подготовить общий регламент. Опять же, если возникнут межведомственные сложности, я готов собрать совещание, просто чтобы никто не остался там незамеченным. Но регламент создавать нужно. Потому что экономика - самая упрямая вещь. Если у них [в Норвегии] это два часа, а у нас это сутками тянется, никакой экономики не будет. Значит, не будет зарплат, не будет пенсий, ничего не будет.

Кадры. Целевая подготовка. Здесь мне просто представляется, что нужно проявить жесткость и компаниям (да и Госкомрыболовству) обязать высшие учебные заведения, а также средние специальные заведения, чтобы они при наборе студентов и учащихся прямо в договоре, как это сейчас принято, фиксировали обязательства по отработке (эта возможность есть сейчас юридически). Либо - в противном случае, - если молодой специалист не работает (раньше он просто уволиться не мог, в советские времена, когда все мы там заканчивали высшие учебные заведения), сейчас он должен возместить стоимость обучения. Это вполне эффективная вещь. И она работает в высших учебных заведениях, и в средних это можно делать. Потому что большинству людей проще отработать, чем заплатить эти деньги за обучение. Вот здесь такая методика.

По оформлению документов (что касается конвенции о безопасности и по контрольным точкам я просто это более внимательно сейчас изучу, потому что эта тема для меня не вполне ясная). По конвенции надо точно разобраться, зачем мы это сделали. По контрольным точкам - поговорить с нашими коллегами, в том числе из ФСБ, из других ведомств, на чем основана необходимость сохранения такого рода режима работы.

РЕПЛИКА: Дмитрий Анатольевич, нельзя ли приравнять пенсии моряков не к общим пенсиям, а к военным пенсиям, поближе?

Д.МЕДВЕДЕВ: Да, по поводу пенсионной системы. Тема, действительно, очень сложная. Может быть, из того, что мы обсуждали, - самая сложная. Мы сейчас вообще нацелены на то, чтобы нашу пенсионную систему изменить. Мы будем делать это аккуратно, чтобы не разбалансировать ничего. Но она требует изменений, в том числе и та структура пенсионных накоплений, которая сложилась, внедрение накопительной системы. В общем контексте необходимо посмотреть и на пенсии моряков. Но мы с вами понимаем, что мы, скорее всего, не сможем этот вопрос сделать изолированно, без модернизации самой системы. Это очевидная вещь, потому что как только мы это сделаем, другие коллеги начнут волноваться. Значит, в общем контексте необходимо учитывать, что такое морской труд, в том числе исходить из приравнивания к военным пенсионерам.

РЕПЛИКА: Простите за нескромный вопрос. А вот мои коллеги доживут до этого времени?

Д.МЕДВЕДЕВ: Доживут. Потому что систему эту мы будем менять, подходить к основным позициям уже в этом году. Тем не менее, убыстряться надо, это правда. Потому что пенсионная система выглядит у нас сегодня крайне неудачно. И не только применительно к морякам, к сожалению. Понимаю, что это никак не стимулирует. Просто выходить на пенсию - значит, тратить огромное количество денег. Будем этим заниматься.

РЕПЛИКА: Вот мне непонятно: у меня капитан с женой, он капитаном отходил сорок лет, она отходила прачкой двадцать (даже и 20 лет не отходила), а пенсия - одинаковая! А зарплаты разные.

Д.МЕДВЕДЕВ: Абсолютно неприемлемая ведь. Абсолютно неправильно. Я согласен с вами. Это неправильно вообще, в принципе! Потому что пенсионная система наша не стимулирует людей на нормальный, добросовестный труд. Кем бы ты ни работал, ты получишь усредненный результат. Это, к сожалению, присутствует применительно не только к морякам. То же самое и по другим специальностям. Это обидно, и это нужно менять.

РЕПЛИКА: Вот в советское время: год проработал - 10 рублей добавили, год проработал - еще 10 рублей добавили...

Д.МЕДВЕДЕВ: Здесь просто нужно учитывать и отраслевые системы, учитывать специфику труда моряка, - это очевидно. Все-таки большой потенциал на будущее - в накопительной системе (это, правда, не относится к тем, кто сейчас на пенсию выходит). Так, в общем-то, весь мир развивается: государство вместе с работником изначально участвует в создании пенсии на будущее. Это, конечно, коснется уже следующих поколений. Но саму систему надо менять, вы правы. Она унизительна и обидна.

Есть еще какие-то вопросы, пожелания?

РЕПЛИКА: Просьба. Пожелайте нам нового судна.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я вам желаю не одного нового судна, а новых судов.

РЕПЛИКА: Спасибо. А если нам удастся на российском предприятии заложить киль нового судна, приедете?

Д.МЕДВЕДЕВ: Приглашайте, приеду.

РЕПЛИКА: Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Договорились. Спасибо большое, коллеги. Я вам желаю успехов в труде, как говорили в советские времена, и большого счастья в личной жизни.

РЕПЛИКА: Спасибо вам.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.

11 января 2008 года
Мурманск
www.nasledie.ru



Док. 415766
Опублик.: 12.01.08
Число обращений: 1759

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``