В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентина Савостьянова: `Законопроект `О потребительской корзине` - это `филькина грамота` Назад
Валентина Савостьянова: `Законопроект `О потребительской корзине` - это `филькина грамота`
Рассматриваемый законопроект "О потребительской корзине" должен был быть пересмотрен еще Думой предыдущего созыва, так как срок его действия давно истек, но Правительство всячески уходило от этого вопроса, а сегодня оно заинтересовано в том, чтобы обсуждение проекта ограничивалось только составом корзины. Более того, оно может пойти даже на дополнительные уступки, лишь бы отвлечь внимание от того, что Думе предлагается утвердить "филькину грамоту", поскольку роль корзины в целом по Российской Федерации сегодня сведена к нулю.

Важнейший ключевой момент предлагаемой модели - та структура расходов, которая должна обеспечить, согласно закону "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", сохранение здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности. Что мы видим на самом деле? Среди множества показателей структуры потребительских расходов, согласно мировой практике, наиболее важен показатель того, какая доля в предлагаемой корзине отводится продуктам питания, непродовольственным товарам и услугам. В развитых странах доля расходов на питание составляет 10-15% (в США - 9%, в Канаде - 11%) расходов, треть расходов на питание тратят только крайне бедные семьи, а 50% расходов на питание - это показатель крайней степени нищеты в отсталых странах. У нас продовольственную часть в предложенной корзине само Правительство оценивает в 46% общей стоимости ПМ, а непродовольственные товары будут составлять в потребительской корзине только 20%, а услуги - 24%, из них почти все на оплату жилья и коммунальных услуг.

Структура потребительских расходов с принятием предлагаемого законопроекта существенно не изменится. По-прежнему обсчет будет проводиться по набору товаров и услуг, характерному для крайней степени нищеты, а не для тех случаев, когда можно говорить о действительном сохранении здоровья человека и обеспечении его жизнедеятельности. Если в 90-х годах (когда создавалась эта методика) предполагалось, что она будет действовать 1 год, можно было пойти на такой компромисс, то сегодня, когда мы только что утвердили профицитный бюджет на 2006 год, имеем огромный золотовалютный запас и стабилизационный фонд, уже нельзя согласиться с таким подходом. Не могу не привести в качестве примера вывод из заключительного отчета по Проекту содействия структурной перестройке социальной защиты населения, выполненной еще в 2002 году.

Нищета и складывающийся "бедный" тип питания приводит к возрастанию белково-калорийной недостаточности, проявляющейся у детей и подростков снижением массы тела и низкими ростовыми показателями. У взрослых признаки недостаточного питания проявляются в снижении массы тела, понижении физической активности и способности выполнять большие физические нагрузки. Выявленные низкие величины потребления ряда витаминов, железа и кальция приводят к развитию болезней, таких как анемия, остеопороз, перелом костей и др. Иначе говоря, к физической деградации человека, не говоря уже об исключенности из нормальной жизни. То есть, предлагая такую корзину, нас подталкивают к тому, чтобы мы стали соучастниками очередного "очковтирательства" перед нашим народом, утвердив корзину нищеты.

К сожалению, такой подход стал системой в работе Правительства. Занизить планку индикаторов оценки своей деятельности, будь то принятие бюджета на очередной год или, как сейчас, утверждение нищенской корзины - стиль работы нашего Правительства. Предлагаемый в проекте новый состав потребительской корзины уже установлен постановлением Правительства от 12 августа 2005 года No 511. Кроме изменения структуры и норм потребления товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения, как в ст. 1 проекта, в этом документе внесены изменения в распределение субъектов Российской Федерации по природно-климатическим зонам, а число зон сокращено с 16 до 9. Это может оказать большее влияние на среднюю стоимость корзины, чем изменение структуры продовольственных товаров.

Вместо того, чтобы принимать этот закон, легализующий задним числом решения Правительства, фракция "Родина" считает целесообразным рассмотреть проблему в комплексе. Необходимо подготовить изменения в законах, восстанавливающие конституционное право каждого гражданина на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом прожиточного минимума, провозглашенное в статье 37 Конституции. По нашему мнению, комплексное решение может быть обеспечено принятием новых и изменениями действующих законов. В число необходимых законов входят:

- закон об основах социальной политики. Разработка и реализация социальной политики позволит конкретизировать положение ст. 7 Конституции о социальном характере государства;

- закон о социальных стандартах. Принятие этого закона позволит Законодателю устанавливать этапы повышения уровня и качества жизни населения, которые должны лечь в основу показателей, принимаемых Правительством в рамках программы бюджетирования деятельности министерств и ведомств;

- комплекс решений в области регулирования заработной платы. В Трудовой кодекс необходимо дополнительно включить критерии оценки уровней заработной платы - минимального уровня, гарантированного государством, - уровня, обеспечивающего самодостаточность наемного работника в рыночной среде. Количественную оценку этих уровней должен обеспечить закон о составах соответствующих потребительских корзин. Возможно, потребуется специальный закон, предусматривающий механизмы принуждения работодателя к выполнению требований закона о минимальной зарплате.

Представляется целесообразным отказаться от районных коэффициентов к заработной плате и ввести порядок учета в уровнях заработной платы региональных различий в стоимости жизни. При этом разного рода надбавки, стимулирующие закрепление рабочей силы в таких регионах, должны быть сохранены и дополнены. Требуется навести порядок в системе социального страхования. Изменение статуса Единого социального налога (перевод его в состав налогов общего покрытия) и снижение его ставки нарушили страховой принцип системы социального страхования, делают невозможным достижение декларированных целей реформы пенсионной системы.

Для обеспечения декларируемых целей реформ в отраслях социальной сферы (жилищно-коммунальной, образования, здравоохранения) необходимо восстановить логическую последовательность решений - социальная политика способствует достижению необходимой численности и доли самодостаточного населения, а самодостаточное население участвует в софинансировании отраслей социальной сферы путем приобретения услуг. Этот подход необходимо будет реализовать в ходе рассмотрения проектов законов, конкретизирующих условия реформ в образовании и здравоохранении, а в Жилищном кодексе перенести сроки введения в действие отдельных норм. Предлагаемый перечень законодательных актов не является исчерпывающим. Его подготовка продиктована задачей показать важность системного подхода к решению накопившихся проблем в социальной сфере.

Владимир Путин в своем Послании в 2004 году сказал, что его не устраивает уровень жизни людей. Для того, чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей. Сможет ли рассматриваемый сегодня законопроект "О потребительской корзине в целом по РФ" исполнить сказанное Президентом? Конечно же, нет. Фракция "Родина" призывает не голосовать за этот законопроект, а принять наши предложения, которые реально смогут исполнить Президентское Послание.




"KM.ru"
Валентина Савостьянова
23.12.2005
http://www.rodina.ru/article/show/?id=361



Док. 415689
Перв. публик.: 23.12.05
Последн. ред.: 12.01.08
Число обращений: 142

  • Савостьянова Валентина Борисовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``