В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Стенограмма беседы Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями СМИ Северо-Западного федерального округа. Назад
Стенограмма беседы Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями СМИ Северо-Западного федерального округа.
ЕЛЕНА БЕЛКИНА, ГТРК "Мурман", Мурманск: На правах хозяйки хочу задать первый вопрос. Вы первый раз на Кольском полуострове. У нас полярная ночь, но мы надеемся, что Вы успели рассмотреть наши достоинства и проблемы. Вчера Вы были в Калининграде. Наши регионы очень похожие. Каков общий итог Вашей поездки по двум пограничным российским областям?

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо за этот вопрос, он конечно для меня главный, наверное. Интересная поездка получилась. И действительно, оба региона, с одной стороны, похожи друг на друга, а с другой стороны обладают определенной спецификой. Оба региона морские, отсюда вытекают и их преимущества, и их проблемы. Оба региона северные, но ваш еще более северный.
В этом смысле особенно интересно, конечно - я первый раз, действительно, на Кольском полуострове - посмотреть, побывать у вас. Условия жизни непростые, скажу вам откровенно.
Сначала по делу. Мы рассмотрели несколько тем, одна из них исключительно важная и касается она медицинского обеспечения и решения жилищных проблем для военнослужащих. Потому что у нас огромное количество людей служит в вооруженных силах и накопившиеся там социальные проблемы, в принципе, никак не расторжимы с теми проблемами, которые существуют на "гражданке".
Мы планировали проектную работу в основном под обычную, гражданскую жизнь, но на самом деле те методы, которые мы опробовали за эти два года, они вполне приложимы и к ситуации, которая существует в рядах нашей армии, военно-морского флота. Поэтому самым важным считаю разговор о том, как нам дальше продолжать решение жилищной проблемы среди военнослужащих. Есть известная программа 15+15, она дала хорошие результаты. Я вчера просто искренне, по человечески порадовался, когда посмотрел, как выглядят новые квартиры, ну просто заглянул в глаза людей, которые их получили, ждали их десятилетиями и, наконец, получили. Эту проблему мы, вне всякого сомнения, тоже будем дальше развивать, продолжать с учетом тех моделей, которые сегодня тоже опробованы.
Медицина - не менее важная тема. Мы сейчас проводили большое совещание по реализации проекта "Здоровье", но с уклоном в военную медицину. И здесь тоже нужно соединить достоинство проекта по здравоохранению с теми принципами, которые существуют в военной медицине. Это - и высокотехнологичная помощь, которая может оказываться учреждениями военной медицины, и просто улучшение обслуживания, дополнительные возможности по парку различного рода аппаратов, медицинского оборудования, которое тоже должно меняться не только на "гражданке", но и в военном здравоохранении.
Вот этот блок поездки считаю очень важным, и действительно мы начали с Балтийского флота, а закончили Северным флотом.
Вторая тема исключительно важная, касается тоже морской проблематики. Это разговор о развитии рыбной отрасли, рыболовецкого флота в нашей стране, который состоялся сегодня на борту судна "Капитан Моргун". Разговор был очень интересный, а для меня многие вещи были крайне новыми, и в тоже время я считаю, что мы вполне способны решить те проблемы, которые накопились в этой отрасли. Сегодня есть и деньги, и политическая воля. Те решения, которые в последнее время принимались, носили стратегический характер, в частности, и по квотам, и по возможностям, связанным с упрощением процедур. Хотя много досадных вещей, таких как бюрократизм, о чем сегодня моряки и говорили. Выход в море занимает, действительно, несколько суток, прямые экономические потери и явная неконкурентоспособность. В той же Норвегии это всё за два часа осуществляется.
В нашей власти всё это поменять. Надо только проявить определенную жесткость и последовательность, выйти в систему "единого окна" и работать по упрощенной системе.
Есть и другие проблемы, которые сегодня обсуждались. Проблема пенсий, например. Это действительно для нас очень важная проблема. Пенсии очень многих категорий граждан сегодня недопустимо малы. И мы будем их увеличивать в соответствии с теми решениями, которые были приняты Президентом, которые были поддержаны парламентом. Будем этим заниматься настойчиво и неукоснительно. Будем совершенствовать и саму пенсионную систему. Но делать, конечно, мы будем это исключительно аккуратно, с тем чтобы не разрушить существующий пенсионный каркас, но существенно его улучшить. Это еще один важный итог того разговора, который был сегодня на траулере.
И ещё один момент, который вчера обсуждался и который мне представляется очень важным - это развитие нашей промышленной базы, развитие аграрного производства. Потому что первое совещание, которое было в Калининграде, касалось новых видов высокотехнологичного производства в аграрной сфере. Мы были на производстве компании "Содружество Соя". Меня просто поразил уровень технологического оснащения, блестящее производство. Вложены 300 млн долларов, и при этом уровень технического оснащения абсолютно не хуже, чем на таких же предприятиях в Европе и Латинской Америке. Делают хорошее масло, способны продавать его и оптом, и в розницу. Мы вчера говорили о том, чтобы перейти к производству бутилированного масла, что особенно важно в условиях достаточно сложного продовольственного рынка.
Поэтому поездка получилась насыщенной. Говорю уже седьмой час подряд (беседа проходила по завершении программы рабочей поездки - прим. ред.), но от этого не менее интересно. Одно только огорчает: северного сияния я так и не увидел.

ДМИТРИЙ ХОЛОСТОВ, газета "Вести", Ленинградская область: Дмитрий Анатольевич, стартовала уже гонка по выборам президента и вопрос к Вам, как к одному из кандидатов: в случае Вашей победы, какие Вы приоритетные задачи ставите для себя? То есть, какова будет Ваша программа? И что из решений, инициатив, идей действующего Президента для вас наиболее близки?

Д.МЕДВЕДЕВ: Сейчас, как Вы сказали, гонка еще не стартовала, идет регистрация кандидатов. Я действительно тоже подал соответствующие документы. В ближайшее время все решения будут приняты, я надеюсь, что уже в положенные законом сроки начнется избирательная кампания.
Что же касается моей позиции и того, чем я занимался последние 8 лет, я скажу по-простому: я не отделяю себя от всех тех процессов, которые шли в нашей стране под руководством Президента Владимира Путина. Наоборот, я старался чем мог помогать, работая в разных местах - и в Администрации Президента, и в Правительстве. Поэтому все те решения, все те преобразования, многие из которых носят, на мой взгляд, абсолютно позитивный характер, полностью разделяю и собирался бы продолжить, в случае, если мне будет оказано соответствующее доверие. Что же касается отдельных элементов программы, то в ближайшее время я обязательно их обнародую.

НАТАЛЬЯ ОВСЯННИКОВА, газета "Карелия", Республика Карелия: Вы уже затронули тему пенсионного обеспечения. Как известно, недавно ушел в отставку Председатель Пенсионного фонда Геннадий Батанов. Повлияет ли его уход на дальнейшую реализацию пенсионной реформы? Вы говорили о том, что планируется совершенствование пенсионной системы. Каким образом, в каком направлении, какие новые механизмы будут задействованы?

Д.МЕДВЕДЕВ: Считаю, что уход или приход того или иного чиновника не должен влиять на процессы. Должен быть стратегический курс, тем более что Пенсионный фонд не отвечает за идеологию развития пенсионной системы. Он оператор этой системы, менеджер, в широком смысле этого слова. Что же касается тех процессов, которые идут, то, я уже об этом сказал, я считаю, что мы обязаны совершенствовать пенсионную систему, мы обязаны поднимать недопустимо низкие пенсии, которые существуют у довольно значительного числа наших граждан. Основные направления совершенствования этой системы тоже понятны - это улучшение действия страховых принципов в пенсионной системе, это развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансировать пенсионные выплаты путем привлечения денежных средств, как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам, будущим пенсионерам, и, возможно, средств работодателя. Вот это, наверное, магистральное направление совершенствования пенсионной системы. Но еще раз повторяю: ее совершенствование должно идти неразрывно с общим увеличением пенсии, которое сегодня, собственно говоря, и происходит по тем решениям, которые приняты.

АНЖЕЛИКА КОРОЛЕВА, ГТРК "Славия", Великий Новгород: Не секрет, что сейчас из регионов идет отток специалистов в Москву и Петербург. Низкая зарплата на местах и гораздо более высокая в Питере и Москве. Вот на Ваш взгляд, есть ли какие-нибудь пути сокращения разницы в зарплатах? Можно ли жить в регионе и получать московскую зарплату?

Д.МЕДВЕДЕВ: Хороший вопрос. Вообще, это неплохо было бы: жить в регионе и получать столичную зарплату. Вы знаете, если говорить о темпах прироста заработной платы, то, строго говоря, они не разнятся так существенно, т.е. темпы прироста заработной платы в Москве и в Великом Новгороде где-то сопоставимы, но база различается.
И мы заинтересованы сделать так, чтобы эта база была как можно ближе. Что является залогом такого развития? Это конечно же общее улучшение экономической ситуации, создание новых рабочих мест и новых производств. Они будут - и будут новые зарплаты. Но вот я адресую к тому примеру, который видел вчера в Калининграде: новое аграрное производство, большое, объемное, такой хай-тек в аграрном секторе. Средняя зарплата 25 тысяч рублей - хорошая зарплата по нашим стандартам, и таких примеров много. Они появляются именно в регионах. В то же время, мы понимаем, что высокие заработные платы, которые существуют в столицах, это и следствие общей дороговизны жизни в столицах. Так и устроено в мире, поэтому мы должны создать такую модель, которая будет позволять увеличивать заработную плату в провинции, может быть чуть быстрее, чем в столице. Но не за счет просто инфляционного выброса новых денег, никак не связанного с ростом производительности труда роста заработной платы. А за счет именно создания новых производств - конкурентоспособных и высокотехнологичных, где можно будет платить высокую зарплату. Вот в этом я вижу достаточно серьезный ресурс. А чтобы специалисты не бежали, надо просто делать жизнь в провинции человеческой. Почему еще люди перебираются в столицы? Кажется веселее и красивее. А нам нужно, чтобы такая же жизнь была в других городах. У нас наша страна не исчерпывается Москвой и Питером, у нас масса прекрасных мест, где можно создать просто замечательные условия для жизни. И я считаю, что для этого есть все шансы. Вот я сегодня с утра посмотрел в окно - хотя солнышка не видно, но всё сияет. Уже неплохо в Мурманске. И в других городах можно так сделать.

ОЛЕГ ШРАМ, ТРК "Петербург. 5 канал": У меня такой традиционно российский вопрос: это качество дорог... Какие есть планы в развитии дорожного строительства и как обстоят дела со строительством новой автомобильной дороги Санкт-Петербург - Москва?

Д.МЕДВЕДЕВ: Планов по развитию дорог - громадье. Дороги отвратительного качества. Ситуация меняется медленно. Нам нужно подумать и о создании каких-то новых механизмов в финансировании, помимо того, что есть сегодня. Я не призываю к тому, чтобы возродить ту систему дорожных платежей и дорожного фонда, которые были девять лет назад. Но, тем не менее, подумать об этом стоит и этот вопрос сложный, его в Правительстве обязательно нужно обсуждать.
Теперь в отношении планов. Есть федеральная программа, в ней подпрограммы, там все трассы перечислены на 2008-2010 годы - это и известные дороги М-10, М-18, по ним сегодня зафиксированы довольно приличные объемы финансирования. Конечно, это не совсем то, что мы бы хотели, но это все-таки отличается от финансирования двух-трех летней давности в разы. Надеюсь, что и качество будет соответствующим.
Ну и в отношении основной дороги, о которой вы сказали. Такая дорога нужна, я в этом абсолютно уверен. Решение о ее строительстве принято. Принято на принципах государственно-частного партнерства, когда будет реализован концессионный подход. Будет выбран концессионер из разряда частных компаний. И он приступит к строительству такой дороги, надеюсь, что в этом году, потому что решение о проведении конкурса на соответствующую дорогу будет принято в середине 2008 года. Причем предполагается, что вначале будет построен один участочек, километров 60 -70, а потом основной участок между Москвой и Питером, уже в районе 600 км. Сметная стоимость ориентировочно у этого проекта где-то под 350 млрд. рублей. Это большие инвестиции, и именно поэтому здесь используется концессионный принцип. Но будет такой хайвей полноценный, если мы сумеем найти правильный организационно-финансовый путь к решению этой задачи.

ЛИЛИЯ ГРАФА, НТРК "Каскад", Калининград: В случае Вашей победы на президентских выборах, кто будет курировать реализацию нацпроектов? И не предполагается ли создание отдельного, может быть, министерства или ведомства, которое будет заниматься только реализацией, контролем за реализацией нацпроектов?

Д.МЕДВЕДЕВ: Хочешь угробить дело - создай новое министерство. Это - правило, которое я уже довольно давно усвоил. Нет, конечно, министерство создавать не надо. Это перебор. Я считаю, что и сейчас мы нашли более или менее нормальный механизм, который включает в себя Совет, он возглавляется Президентом, и есть президиум Совета, который возглавляю я. Такой специальный механизм принятия решений позволил отбросить застарелые бюрократические препоны, сложности. Я считаю, что он себя неплохо зарекомендовал в конечном счете. Сохранится ли он в будущем Правительстве? Будет зависеть от структуры этого Правительства? Это совершенно очевидно. Но мне представляется, что часть работы можно перевести в разряд рутинной, где мы уже отладили соответствующие механизмы. А часть работы, все-таки, был бы смысл осуществлять в рамках специальных координационных механизмов, которые мы создали по нацпроектам.

Л.ГРАФА: А есть ли какие-то кандидаты, которые займутся непосредственно курированием этих проектов?

Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, пока сложно рассуждать. Можно рассуждать о структуре Правительства, которая может возникнуть по итогам выборов. Но если мне доведется как-то участвовать в этой работе - скажем так, аккуратно - то мне кажется, что тот механизм, который есть, он сам по себе неплох. Есть Совет, который возглавляет Президент. Есть Президиум Совета. Но как они будут соотноситься - это уже вопрос выбора. Что же касается конкретных кандидатур - ну, поживем - увидим.

ТАТЬЯНА МЕДВЕДЕВА, Информационное агентство "Комиинформ", Республика Коми.

Д.МЕДВЕДЕВ: Популярная у нас фамилия.

Т.МЕДВЕДЕВА: Дмитрий Анатольевич, есть ли какая-то северная специфика у национальных проектов, и, по-вашему, насколько достаточно она учитывается при работе органов власти?

Д.МЕДВЕДЕВ: Конечно есть. Мы северная страна, глубоко северная страна. И даже наши самые южные регионы, они, откровенно говоря, достаточно северные, если посмотреть на карту мира. Но среди всех северных регионов есть "совсем северные". И по ним мы с самого начала понимали, что необходимо будет учитывать эту специфику. Что я имею в виду?
Приведу буквально несколько примеров. Когда мы смотрели на нарезку участков для оказания первичной медицинской помощи - соответствующий контингент должен был быть определен там по количеству - то мы с самого начала для себя решили, что это не относится к северным территориям, малонаселенным территориям, где должны быть другие критерии. Чтобы врач, который работает в северных условиях, чувствовал себя так, как врач, который находится в центре России. Даже если количество больных у него меньше. И, по-моему, в 2005 году мы уже соответствующее решение приняли. Здесь нормы уменьшены. Еще один пример. У нас есть такие территории, куда трудно добраться, совсем трудно добраться. И мы принимали решение о том, что "скорые помощи", которые будут поставляться в эти регионы, будут усилены - с полноприводным приводом, а в некоторых случаях решили поставлять вездеходы. Они ездят медленно, но зато дойдут точно. Вот буквально два примера, которые показывают, что мы обязаны учитывать северную специфику. Я уже не говорю о районных коэффициентах и некоторых других элементах жизни на Севере.

РОМАН СОКОЛОВ, "Морское информационное агентство", Архангельск: Много говорилось на только что закончившемся заседании о демографии. Вы упомянули такую цифру, что в целом по Северо-Западу рождаемость выросла на 6%. В Архангельской области она выросла на 8,2%. Но, тем не менее, убыль населения, и естественная, и миграционная, в следствии расположения этих регионов на севере достаточно большая. К тому же уезжают трудоспособные, а появляются на свет...

Д.МЕДВЕДЕВ: Маленькие.

Р.СОКОЛОВ: Маленькие, да. Я знаю, есть программа возвращения наших соотечественников в Россию. Возможно ли делать это именно на базе Северо-Западных регионов вследствие того, что они испытывают максимальные потери трудоспособного населения?

Д.МЕДВЕДЕВ: Это необходимо делать. Единственное, с чем я, пожалуй, не соглашусь, что мы должны это делать только на базе Северо-Запада. При всем моем уважении и глубокой любви к Северо-Западу - я сам отсюда - если посмотреть на то, что делается на Дальнем Востоке, там совсем все печально. Вот в Дальневосточном федеральном округе за буквально несколько лет общая потеря населения за счет перетока составила миллион человек. Представляете, что это такое в условиях длиннющей границы и абсолютно слабой заселенности? Поэтому эта проблема универсальная. Мы должны использовать пилотные варианты. И на Северо-Западе тоже. С этим я согласен, кстати, и Архангельская область для этого полностью годится. Что касается программы переселения, то это хорошая программа. Она принята. Она пока не заработала, как следует. Но там есть все необходимые элементы для того, чтобы постараться простимулировать переселение соотечественников. Это - и компенсация затрат на переезд, и подъемные, которые от 40 до 60 тысяч рублей варьируются, и некоторые другие выплаты. Да, это причем на переезжающего, так сказать, основного члена семьи, и на других членов там тоже определенные платежи запланированы. То есть в принципе механизм там создан. Но это процесс очень тонкий. В чем его сложность? Мы должны показать, что жизнь в России привлекательна. Вот, например, в Калининграде в том же самом, который рядом с Прибалтикой, - да, где неплохой уровень жизни уже, тоже ведь эти процессы идут. Насколько я знаю, за последний год около 600 человек переехало - не из государств Прибалтики, а вообще около 600 человек. Но мы должны заинтересовывать наших соотечественников в том, чтобы они чувствовали здесь себя комфортно. Это в значительной мере еще и территориальная проблема. В вопросах адаптации, в вопросах жилья. Просто вопрос такого душевного комфорта, чтобы на них там пальцем не показывали, не говорили, что они едят чужой хлеб. А мы с вами понимаем, что вот без такого рода решений очень многие задачи нам не осуществить. Достаточно сказать, что за прошлый год общий миграционный приток составил где-то 200 тысяч человек в нашу страну. Что, по сути, на 50% покрыло вопросы с естественной убылью. И нам не обойтись без этого источника. Но конечно желательно, чтобы приезжали люди нам близкие. Люди с нашим мышлением, говорящие с нами на одном языке. Имеющие общие советские, российские корни, скажем так. Так что это - большая программа. Я считаю, ее нужно продолжать. И в качестве пилота можно использовать и ряд регионов, в том числе Архангельскую область.

НАТАЛЬЯ ОРЕШНИКОВА, газета "Псковская правда", Псковская область: Дмитрий Анатольевич, Вы не раз подчеркивали, что национальные проекты - это не вкачивание денег в отдельные отрасли экономики, а инструмент, с помощью которого Правительство решает самые острые проблемы, которые касаются большинства населения. Вот одна из таких проблем - это "теневые" схемы выплаты зарплат, которые по-прежнему сохраняются в государственном секторе. А зарплата в конверте - это самое минимальное пособие по родам, по уходу за ребенком и так далее. Вот интересно, что судебные приставы очень успешно работают с недобросовестными клиентами банков. Нельзя ли так же успешно работать с недобросовестными работодателями? Потому что они ведь ущемляют интересы не только своих подчиненных, но и нарушают налоговое законодательство.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это справедливо. Причем я считаю, что здесь должны работать не только, и даже может быть не столько судебные приставы, потому что они все-таки работают на основе уже вынесенного судебного акта, а его может не быть. Здесь, скорее, все-таки пространство для деятельности оперативных служб и налоговой инспекции. Они должны следить за тем, чтобы зарплата выплачивалась официально по ведомости, а не в конверте. Вообще наша страна в этом направлении проделала уже определенный путь. Если вспомнить, что было 10 лет назад, когда количество серых платежей было запредельно высоким, и практически ничего в государственную кассу за счет такого рода платежей не собиралось. Тем самым по сути мы подрывали основы и пенсионного обеспечения, и социального обеспечения, выплаты по листку нетрудоспособности и по всем другим элементам социальной защиты. После того, как был изменен налоговый порядок, я имею в виду и переход на плоскую шкалу налогообложения, и уменьшение платежей с зарплаты для работодателей, все-таки произошла довольно существенная легализация выплат. Но не до конца. Платежи в конвертах действительно сохраняются. И если говорить так юридически, то, конечно, это правонарушение, за которое ответственность должны нести те, кто такую зарплату выплачивает. Но моральную ответственность, нравственную, должны нести и все те, кто эти конверты получает. Потому что свои какие-то конкретные задачи этот человек решает, но он должен понимать, что он тем самым расшатывает устои нашей пенсионной и социальной системы. Поэтому, в конечном счете, это вопрос и к нам самим.

ВЛАДИМИР РОМАНОВ, газета "Красный Север", Вологодская область: Я из Вологодской области, где живет главный Дед Мороз страны. Он у нас не только добрый волшебник, но и поборник здорового образа жизни. Не пьет, не курит, снегурочку целует только в щечку. И активно при этом занимается спортом. Поэтому вопрос из двух частей. Вот как Вы относитесь сами к Великому Устюгу - родине Деда Мороза, и как Вам самому удается поддерживать спортивную форму?

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну, к Великому Устюгу отношусь, конечно, очень хорошо. Недавно Президент был в гостях у Деда Мороза, по-моему это все прошло очень по-доброму. С большим удовольствием Владимир Владимирович посмотрел на Великий Устюг, на родину Деда Мороза. И вообще это такой наш национальный бренд, потому что наш Дед Мороз - это не какой-то там Санта-Клаус, а персонаж уже, так сказать, немножко другого порядка. И мне кажется, что в общем неплохо, что мы этот символ начали продвигать. И продвигаем его по самым разным направлениям. Считаю, что это такая добрая, хорошая тема, объединяющая людей. Ну а что касается здорового образа жизни, то тут особенно добавить нечего. Это общая, необходимая, мне кажется, для сохранения потенциала нации установка. Для того, чтобы быть в нормальной физической форме, конечно нужно просто спортом заниматься. И могу сказать, что и мне это приходится делать. Может быть в других условиях я и больше ленился, но при таком режиме дня мне приходится достаточно много этому внимания уделять. Я плаваю два раза в день, стараюсь там некоторые упражнения делать, которые помогают поддерживать неплохую физическую форму. Что всего и всем вам рекомендую.

ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЕВСКИЙ, газета "Мурманский вестник", Мурманск: Нынешний год в России объявлен Годом семьи. И в общем-то я думаю, что многие молодые семьи сегодня ожидают от Правительства достаточно решительных и серьезных шагов в том, чтобы помочь им выживать в этом достаточно сложном сегодняшнем мире. В частности здесь и вопросы жилья, и комплекс остальных проблем. Как Правительство на это смотрит, и что вообще планируется на ближайшие годы?

Д.МЕДВЕДЕВ: Молодежь, конечно, самая активная часть нашего общества. С одной стороны, государство должно создавать условия для молодежи. С другой стороны, молодежь сама должна проявлять инициативу. Вот это - фундаментальный посыл. Что же касается жилищной темы, то она, конечно, самая сложная и самая важная. Чем быстрее молодежь получит свое жилье, тем быстрее молодые люди превратятся в полноценных граждан нашей страны. Каждый из нас сам в каком-то качестве проходил этот путь. Я отлично помню, что я почувствовал себя самостоятельным человеком только после того, как в Петербурге у меня появилась своя квартира. Это просто действительно нужно для взросления. Меры, которые предложены, они в общем, с одной стороны, достаточно обычные, а с другой стороны - они правильные: возможность получения молодоженами и просто молодыми людьми субсидий. На эти субсидии выделено несколько миллиардов рублей в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье". Мы, кстати, раздвинули границы понятия "молодежь" по просьбе самих регионов, но и по сути - по просьбе самих молодых. И теперь к молодежи по критериям национального проекта относятся все, кто не достиг еще 35 лет. А в прошлом году еще было 30 лет. Теперь доля софинансирования, которая будет идти за счет средств федерального бюджета на строительство жилья для молодых, будет зависеть от бюджетной обеспеченности региона и варьироваться в пределах от 10 до 35%. Она была меньше. Я считаю, что это тоже неплохой вклад. Ну и наконец последнее. В каждом регионе, где серьезно занимаются решением жилищной проблемы, есть свои жилищные программы, где по молодежи есть соответствующие позиции неплохие. И за счет вот такого комплексного подхода - деньги федерации плюс деньги регионов - можно помочь достаточно большому количеству молодых. Но молодежь не должна спать. Потому что это - самая активная часть населения. Они сами тоже должны стараться зарабатывать деньги и решать свою жилищную проблему.

ЕЛЕНА БЕЛКИНА, ГТРК "Мурман", Мурманск: Вы Председатель совета директоров Газпрома, а Газпром сегодня для нас - это очень важная компания. Освоение углеводородов арктического шельфа и наше присутствие в Арктике - каково Ваше видение и Ваше отношение к этой проблеме?

Д.МЕДВЕДЕВ: У нас очень хорошие позиции на шельфе. Ряд проектов есть и у вас, очень крупные, как Штокман, и мы конечно заинтересованы в том, чтобы развивать это направление как одно из приоритетных. Оно в значительной мере способно даже, может быть, в отдельном регионе перевернуть ситуацию. То есть помочь и созданию бюджета, и так далее. Но самое главное не это. Это все-таки стратегические направления развития нашей экономики. Мы энергетическая держава, и мы должны думать о будущем. Мы должны вкладывать в эту сферу деньги, причем деньги у нас сейчас есть и свои, хотя мы готовы обсуждать эти вопрос и с иностранными инвесторами. Но, правда, при этом хотели бы, чтобы ключевые решения принимались нами самими. Я считаю, что последние решения, касающиеся освоения шельфа, они как раз построены именно по такому принципу - когда контрольный пакет остается в руках Российской Федерации, но наши партнеры могут тоже поучаствовать в этом проекте. Потому что по своему объему он очень большой. Это по сути десятки миллиардов долларов. Вот поэтому я считаю, что у этих проектов очень хорошее будущее. Мы должны рационально эти проекты проводить. Мы не должны сразу же начать ковырять там везде, просто рассыпать свои усилия и не добиться результата. Но там, где мы приняли решение, необходимо развивать полноценно и достигать тех рубежей, которых мы обязаны достичь. В частности, и по данному проекту тоже. Я надеюсь, что его ждет хорошее будущее.

ДМИТРИЙ ХОЛОСТОВ, газета "Вести", Ленинградская область: Дмитрий Анатольевич, я хотел бы также по поводу газа, но немножко ...

Д.МЕДВЕДЕВ: Более такого бытового газа?...

Д.ХОЛОСТОВ: Бытового, да. У меня такой вопрос. Вы говорили, что подключение к газу для частных домовладений должно быть не более 20-25 тыс. рублей. Но реально на местах это в 8-10 раз выше. И как правило потому, что муниципалитеты просто перекладывают расходы на плечи частных владельцев. Нет ли какой-нибудь инициативы о том, что законодательно обязать их помогать частным владельцам домов?

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Вы знаете, реально на местах ситуация пестрая. Она не такая печальная, как вы говорите. Есть отдельные регионы, где действительно плата за подключение, которую взимают с частных домовладельцев, запредельно высокая. Это и 100, и в некоторых случаях 200 тысяч рублей. Но таких регионов все-таки меньшинство. А 25 тыс. к сожалению выдерживают далеко не все. Все зависит от того, как правильно построили губернаторы здесь работу. Я изначально со всеми губернаторами, участвующими в программе, встречался, и обращался к ним с соответствующим пожеланием - найдите способ минимизировать затраты населения. Газпром на это деньги нашел, хотя еще 5 лет назад вообще почти этим не занимался, и вы будьте любезны найти деньги. Можете урезать какие-то региональные программы. В конце концов, это ваш выбор. Потому что газификация страны - это приоритет, может быть, номер один. Это - тепло в домах, это комфортная жизнь для людей, миллионов людей. Кто-то поступил грамотно, а кто-то, к сожалению, не очень. В результате все это растеклось, и результат очень разный. В то же время я не считаю правильным перегружать это на муниципалитеты. Почему? Потому что мы это можем сделать только в том случае, если скажем, откуда эти муниципалитеты возьмут деньги. У муниципалитетов же не появляется нового доходного источника. Соответственно, и затраты они эти не планируют. Поэтому я все-таки считаю, что это задача руководства региона, области, края. И они должны найти правильный механизм: кредит, бюджетное ассигнование. Если что-то удается отрезать, допустим, из регионального бюджета. А сейчас деньги там неплохие. Средства Пенсионного фонда в некоторых случаях используют. Там, где хотели, деньги на это нашли. И люди действительно платят небольшие деньги. А в некоторых случаях даже пенсионеров и малоимущих вообще освободили от платы за подключение. Поэтому это должно делаться исходя из именно таких соображений.

ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЕВСКИЙ, газета "Мурманский вестник", Мурманск: Дмитрий Анатольевич, на правах хозяина-мурманчанина позвольте поблагодарить за эту хорошую, интересную встречу. Бывайте на Севере. Потому что на самом деле Россия - это фактически и есть Север, как Вы уже сказали. И конечно, без его развития ей двигаться очень тяжело. Большое спасибо, успехов Вам на, что называется, том пути, которым Вы сейчас идете.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо большое, уважаемые коллеги. На Севере я конечно бывал и буду бывать. И еще раз хочу сказать, что мы все - северные люди, это в каком-то смысле сформировало наш характер. Потому как жизнь такая непростая. Люди, с одной стороны, привыкли к тяготам, а с другой стороны - они все-таки открытые и добрые. И это отличает значительную часть, подавляющую часть наших людей. Поэтому я вас тоже сердечно благодарю за беседу. И надеюсь, что мы еще через какое-то время повидаемся.

В.ВАСИЛЕВСКИЙ: Поздравляем Вас со Старым Новым Годом!

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну он еще не наступил же. Но наступает. К тому времени, я надеюсь, уже прилечу домой. Спасибо большое. Все доброго, коллеги.

11 января 2008 года
Мурманск
www.rost.ru



Док. 415675
Опублик.: 12.01.08
Число обращений: 2071

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``