В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Лебедев: Частно-государственное партнерство - ключ к модернизации российской экономики Назад
Александр Лебедев: Частно-государственное партнерство - ключ к модернизации российской экономики
Александр Евгеньевич, вопросы государственно-частного партнерства все чаще обсуждаются представителями бизнеса, государства, в различных СМИ. В ходе нашумевшего Экономического форума в Санкт-Петербурге Вы выступили со специальным докладом не эту тему. Почему она столь актуальна?

События последних полутора десятков лет со всей определенностью показали, что для решения сложнейших социально-экономических, структурных, технологических и других стратегических задач развития России, для реализации ее национальных интересов и обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, необходима интеграция экономического потенциала частного предпринимательства и возможностей государства.

Потребности такой интеграции определяются не только необходимостью решения конкретных текущих и долгосрочных экономических и социальных задач, но и происходящими глобальными изменениями в общественном развитии, выражающимися, в том числе, в становлении новых посткапиталистических социально-экономических систем. Частно-государственное партнерство (ЧГП) является одним из обязательных условий и проявлений развития таких систем. И многообразные типы такого партнерства должны явиться частью стратегии становления в России общественного устройства нового типа. Ведь ЧГП наиболее эффективно в тех отраслях, которые определяют экономическую динамику и переход на инновационный путь развития.

Однако в России ЧГП еще не получило достаточно широкого развития. В чем Вы видите причины этого и что надо предпринять для изменения сложившейся ситуации?

Причины, на мой взгляд, коренятся в проводившейся в 90-е годы экономической политике и сложившейся в современной российской экономике ситуации, при которой не создана институциональная и правовая среда для развития ЧГП. Не сложились условия, при которых может быть реализован предпринимательский потенциал всех форм и масштабов, включая малый бизнес.

Для изменения сложившейся ситуации необходима, прежде всего, разработка обоснованной теории и стратегии становления в России исторически перспективной общественной системы. В рамках такой стратегии ЧГП должно стать способом эффективного взаимодействия и использования потенциала частного хозяйства и государства, становления смешанной экономики и реализации социальной ответственности частного предпринимательства.

Во-первых, необходимо разработать и принять научно-обоснованную промышленную и отраслевую политику, которая могла бы стать базой для диверсификации экономики, придания ей инновационной направленности и создания конкурентной среды. Надо проанализировать и обобщить зарубежный опыт привлечения инвестиций, используя особенности и преимущества отдельных форм ЧГП; осуществлять поиск адаптационных механизмов применения этих многообразных форм к российским условиям. Пора уже разработать логичную систему законодательства, соответствующую общей концепции развития страны и обеспечивающую правовые условия ее реализации и развития ЧГП. Пора доработать и окончательно принять Закон о концессиях со всем шлейфом необходимых подзаконных актов.

Во-вторых, следует бороться с неформальными и теневыми формами ЧГП, реально существующими как на муниципальном, так и на региональном и федеральном уровнях, и использующими не приватизируемые объекты и имущество в частных, корыстных целях. По сути, это то же самое, что и борьба с коррупцией, которая сегодня объявлена одним из приоритетов внутренней политики.

Наконец, в-третьих, мы должны выработать четкие позиции в отношении развития и управления отраслей инфраструктуры, являющихся естественными монополиями, определив, какие элементы и структуры должны находиться в ведении только государства и какие могут быть переданы в управление, распоряжение и пользование частному предпринимательству. А, главное, - на каких условиях это должно быть сделано.

Вы перечислили довольно большой набор определенных мер для реализации ЧГП. А можно ли на примере какой-либо отрасли промышленности их применить?

Конечно. Это можно осуществить на примере отечественного авиапрома, как "локомотива" развития одной из высокотехнологичных отраслей промышленности.

Успешным взаимодействием бизнеса и власти явилась деятельность авиализинговой компании "Ильюшин Финанс Ко". За пять лет ее результатом стало создание портфеля заказов на несколько миллиардов долларов, позволившего поддерживать на плаву национальное авиастроение. Было налажено профильное производство на Воронежском и Ульяновском авиазаводах, которые являются градообразующими, улучшилось их финансовое положение. Все государственные деньги, вложенные в ИФК, уже вернулись в казну в виде налогов.

Частно-государственное партнёрство в авиастроении могло бы выйти и за рамки национальной российской экономики, что особенно актуально в связи с активизировавшимся в последнее время обсуждением интеграционной тематики на постсоветском пространстве.

Преимущества ЧГП можно использовать и в работе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая создается на базе 19 российских компаний.

Для осуществления всего этого развитию отечественного авиапрома надо придать статус национального проекта и разработать план мероприятий по расширению ЧГП в авиационной промышленности. Прежде всего надо создать условия для более широкого привлечения внебюджетных средств и управленческих ресурсов частного сектора в российское авиастроение; совершенствовать систему авиационного лизинга для создания более привлекательных условий приобретения отечественной авиатехники, сконцентрировать основную государственную поддержку авиационного лизинга в одной контролируемой государством лизинговой компании; передать право получения субсидий от лизингополучателя (авиакомпании) к лизингодателю (лизинговой компании).

Все это следует сделать потому, что столь необходимый для России авиационный лизинг, как одна из форм ЧГП, существенно деформирован из-за непонимания некоторыми чиновниками принципов его функционирования. Ведь лизинговые компании являются реальным покупателем продукции, финансовым посредником, оказывающим услугу именно потребителю, а не производителю. Негосударственная лизинговая компания - слуга потребителя. Непонимание этого приводит к тому, что лизинговые компании превращаются в "карманные" и через них осуществляется перекачка бюджетных средств производителям, что только удорожает услуги самих лизинговых компаний. И, конечно, создает условия для появления коррупционных схем.

20 июня 2006
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=61041

Док. 415655
Перв. публик.: 20.06.06
Последн. ред.: 11.01.08
Число обращений: 89

  • Лебедев Александр Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``