В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Кудрявый: Основные замечания по правительственному варианту проекта закона `Об электроэнергетике` Назад
Виктор Кудрявый: Основные замечания по правительственному варианту проекта закона `Об электроэнергетике`
1. В ст.З, абз.2 указано, что к электроэнергетике относится совокупность производственных отношений, используемых в процессе ПРОИЗВОДСТВА, передачи и сбыта электрической энергии.

Однако в тексте проекта закона вообще нет раздела О ПРОИЗВОДСТВЕ, т.е. о генерирующих компаниях и генерации.

Это означает, не только то, что Правительство Российской Федерации не выполняет в полном объеме гл.1 собственного Закона, но и недооценивает стратегическое значение генерации в обеспечении населения и народного хозяйства энергией. Это не что иное, как попытка решить судьбу генерирующих компаний только решениями Правительства. По мнению ведущих российских и международных экспертов именно генерация имеет стратегическое значение в электроэнергетике любой страны. Недооценка этого явилась причиной известного калифорнийского кризиса.

Однако в Правительственном Постановлении No526 калифорнийская ошибка повторяется полностью, и генерация фактически освобождается от ответственности за энергоснабжение. Кроме этого, по проектам постановлений Правительства по данному вопросу имеются серьезные замечания Экономического управления Президента Российской Федерации.

2. В ст.З, абз.4. указано, что к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие производство электрической и тепловой энергии, поставку (продажу) электрической энергии, ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ потребителей.

Этот важнейший вид деятельности в электроэнергетике России выполняется региональными вертикально интегрированными энергокомпаниями - акционерными обществами электроэнергетики и электрификации (АО-энерго).

Однако в тексте проекта закона вообще нет раздела об акционерных обществах электроэнергетики и электрификации, т.е. перспективные решения по важнейшим субъектам электроэнергетики, которые производят 70% электроэнергии не доводятся до законодателей, что уничтожает смысл принятия закона. Очевидно, Правительство Российской Федерации считает, что оно единолично имеет право на принятие решения по судьбе АО-энерго. Это решение известно, оно содержится в Постановлении Правительства No526 "О реформировании электроэнергетики". Именно оно вызвало наибольшее возражение в регионах, так как, оно касается акционерной собственности, а в случае его реализации серьезно ослабляется основное звено отрасли и теряется реальная ответственность за электроснабжение потребителей.

Региональные энергокомпании, построенные по принципу вертикальной интеграции, предписывается по вышеуказанному постановлению, разделить по видам бизнеса, часть имущества передать в Федеральную сетевую компанию, часть в генерирующие компании и сбытовые компании. Это серьезно снижает надежность энергоснабжения в субъектах Российской Федерации в нормальной, и особенно аварийной ситуации.

3.Технологическое управление единой энергосистемой и межсистемный транспорт электроэнергии (Системный оператор и Федеральная сетевая компания) передаются во вновь создаваемые акционерные общества с нулевой долей акций у государства. Решение не обосновано ни экономически, ни технологически и противоречит международной практике корректной реорганизации акционерных обществ. Возврат собственности потребует необоснованных крупных расходов из федерального бюджета. По данному решению имеется серьезное возражение Главного государственного правового управления Президента Российской Федерации (ст.9 Федерального Закона "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике").

4. Регулирование тарифов на электроэнергию, выполняемое государством ослабляется и переводится на либеральный принцип, что недопустимо ни по задаче сдерживания инфляции, ни по конкурентным соображениям для отечественных производителей (ст.22,п.1 ч.З, ст.26,п.2, ст.31,п.2ч.2,3,5).

Прогнозируемый рост тарифов выведет дополнительно до 15% граждан за черту бедности.

5. Отделение сбыта от региональных энергокомпаний приведет к уменьшению финансирования основных видов бизнеса, снизит надежность энергоснабжения, открывается свободный доступ коммерческих структур к конфиденциальной информации по схемам и режимам работы закрытых объектов.

Ликвидация РАО "ЕЭС России" - компании Национального лидера, в сочетании с ослабленными региональными компаниями не сможет обеспечить необходимых корпоративных гарантий для инвесторов (ст.З, ст.22, ст.35, ст.36, ст.41, ст.43, ст.9 федерального Закона "О введение в действие федерального закона "Об электроэнергетике")

6. В проекте закона ОТСУТСТВУЕТ ПРИОРИТЕТ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, несмотря на жесткую взаимосвязь выработки электрической и тепловой энергии. Диспетчерское управление режимом работы ТЭЦ, работающих по комбинированному циклу, полностью упущено. Однако в Российской Федерации 40% электроэнергии производится на городских ТЭЦ. Режим отпуска населению тепла от этих ТЭЦ жестко связан с электрической нагрузкой. Городские ТЭЦ в России не имеют взаимного резервирования. Тепловая энергия вырабатывается только на месте. Для нее не существует никакого оптового рынка. Поэтому в Советском Союзе приоритет теплоснабжения был аксиомой диспетчерского управления. Даже при полной государственной собственности в СССР диспетчерские службы входили в состав региональных энергокомпаний ("Мосэнерго", "Ленэнерго" и других субъектов федерации). При передаче диспетчерских управлений региональных энергокомпаний в непосредственное подчинение системному оператору резко снижается надежность отпуска тепла населению, что недопустимо (ст.13, ст.14, ст.15, ст.16, ст.17).

Обеспечение надежности теплообеспечения, которое жестко связано с режимом производства и потребления электроэнергии является основным условием социальной стабильности каждого крупного города от Москвы до Владивостока. Игнорировать в законе "Об электроэнергетике" этот вопрос недопустимо.

7. Неправомерное отнесение в ст.4 всей электроэнергетики к федеральным энергетическим системам ведет к возложению ответственности за электроснабжение потребителей, за состояние электрических сетей и электростанций, вплоть до розетки в доме, на федеральный центр, т.е. на Президента Российской Федерации. Фактически Президент становится заложником любых действий энергокомпаний.

Неправомерна ссылка на ст. 71 Конституции Российской Федерации, обосновывающая такое решение, так как ст.71 вводит понятие федеральной энергетической системы, но не раскрывает его. Толкование Конституции - это прерогатива Конституционного суда или федерального конституционного Закона( ст.76, п.1 Конституции России).

В целом предложенный проект закона "Об электроэнергетике" не решает вопрос надежности энергоснабжения потребителей России. В результате его реализации у нас, в лучшем случае, будут частные электрические сети, коммерческое диспетчерское управление, коммерческий сбыт, но не будет электрической и тепловой энергии. Экономические последствия либерализации цен, когда ставится задача увеличения темпов роста экономического развития, повышения конкурентоспособности промышленности при вступлении России в ВТО, приведут к росту социальной напряженности общества из-за нерешенных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это не позволяет сегодня отменить государственное регулирование тарифов на энергию, которое должно производиться на федеральном и региональном уровнях. Баланс прав и ответственности Центра и регионов не должен нарушаться.

16 июля 2002
http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=26634

Док. 415554
Перв. публик.: 16.07.02
Последн. ред.: 11.01.08
Число обращений: 428

  • Кудрявый Виктор Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``