В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление руководителя Департамента образования города Москвы Любови Кезиной на IV Международном совещании директоров школ с русским языком обучения Назад
Выступление руководителя Департамента образования города Москвы Любови Кезиной на IV Международном совещании директоров школ с русским языком обучения
"Русский язык - основа освоения сокровищ мировой культуры"



Международное совещание директоров школ с преподаванием на русском языке стало одной из важных и продуктивных традиций в сфере международного сотрудничества и поддержки соотечественников за рубежом средствами образования. Более того, можно сказать, что ежегодно проводимое в Москве Международное совещание директоров школ с преподаванием на русском языке, выдвинувшее и реализующее с марта минувшего года инициативу создания Международного педагогического общества в поддержку русского языка, стало постоянно действующим форумом поддержки и продвижения русского языка за рубежом как основы для освоения сокровищ не только российской, но и мировой культуры.

Стало очевидным, что изучение русского языка и владение русским языком - один из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека и его приобщения к непреходящим гуманистическим ценностям, что особенно важно в сложных условиях современной общественной жизни. Русская литература, русская культура в широком понимании этих слов занимает в таком воспитании одно из ведущих мест, и это давно признано во всем цивилизованном мире. Как мы понимаем, во многом именно этими соображениями обусловлен растущий в последние годы интерес к сотрудничеству в области изучения русского языка в странах традиционного зарубежья, за счет которых интенсивно расширяется география участников нашего совещания.

Следует отметить, что по целям, задачам, организационно-технологическим подходам к учебному процессу ситуация в этой области носит в этих странах принципиально иной характер, чем в школах многих стран СНГ. Русский язык изучается там как язык семьи в иноязычном окружении, и преподавание ведется в основном в воскресных школах и культурных центрах. Такой феномен и связанные с ним проблемы активно обсуждались на Интеллектуальном форуме соотечественников, состоявшемся в Москве в 2003 году. Эта во многом новая для нас проблематика вызвана миграционными процессами последнего времени и требует использования новых информационных и образовательных технологий, поскольку не укладывается в известные подходы к изучению русского языка как родного или как иностранного. Полезно более целенаправленно и подробно обсудить эти вопросы и выработать конкретные предложения по сотрудничеству в данной области. Инструментом такого сотрудничества могло бы стать Международное педагогическое общество в поддержку русского языка.

Что касается стран постсоветского пространства, то для проживающих там соотечественников русский язык остается прежде всего языком взаимного и межнационального общения. В то же время здесь, причем в гораздо большей степени, чем в дальнем зарубежье, потребность в его изучении вызвана стремлением знать и понимать русскую культуру, взаимодействовать с Россией на деловом и интеллектуальном уровне, работать в России или в российских компаниях у себя в стране. Мы должны приложить усилия, чтобы помочь нашим партнерам в преодолении трудностей на этом непростом пути. С другой стороны, необходимо совместно осваивать опыт работы, имеющийся в разных странах. Если говорить о странах СНГ, то в наших общих интересах - решение большой и важной задачи формирования единого русскоязычного образовательного пространства с учетом специфики каждой страны. Мы считаем сотрудничество в этой области перспективным, интересным и взаимно полезным.

Одной из крупных акций такого сотрудничества явится II Международный форум пушкинских школ, намеченный на сентябрь 2005 года. Позитивный опыт проведения Форума в 2003 году дает уверенность в успехе такой акции. При этом очевидно, что, как и в первый раз, успех будет зависеть не только от качества организации мероприятий Форума, но и от творческого участия в его подготовке образовательных учреждений стран-партнеров.

Хочу подчеркнуть, что в соответствии с инициативами мэра Москвы Ю. М. Лужкова и принятыми в последние годы постановлениями Правительства Москвы работа российской столицы по поддержке соотечественников средствами образования приобрела творческий и, что особенно важно, системный характер. Она является одним из наиболее важных стратегических направлений совместной деятельности Департамента международных связей, Департамента образования города Москвы, других московских ведомств и организаций.

Именно системный подход положен в основу принятой Правительством Москвы и реализуемой в настоящее время Программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы. Согласно концепции данной программы, соотечественники представляют собой социокультурный феномен - "русский мир", выходящий далеко за этнические рамки и объединяющий все слои русскоговорящих и ориентированных на русскую культуру людей как в "традиционном", так и в "новом" зарубежье. Повышается политическая, культурно-просветительская, нравственная значимость данного направления работы. Соответственно становятся особенно актуальными инновационные составляющие в методиках и формах взаимодействия с соотечественниками в сфере образования. Это, в свою очередь, требует совершенствования информационных и образовательных технологий, эффективного методического обеспечения школ с изучением русского языка.

В последние годы эти работы приобрели комплексный характер и проводятся с максимально возможным участием образовательных учреждений и органов управления образованием как Москвы, так и странпартнеров. Во многих странах растет тяга к взаимодействию в области изучения русского языка, создаются ассоциации преподавателей, общественные организации, занимающиеся продвижением русского языка и русской культуры. Выдвигаются инициативы о проведении международных и межрегиональных встреч, конференций, "круглых столов" по таким актуальным для многих стран темам, как языковые аспекты межнационального общения, проблемы правового статуса изучения русского языка, формирование региональных моделей билингвального образования. Одна из таких встреч уже состоялась в октябре 2004 года в Варне (Республика Болгария) по теме "Современные методы обучения русскому языку и вопросы евроинтеграции", вторая запланирована на сентябрь этого года в Ташкенте с проблематикой "Русский язык как средство межнационального общения в странах Центральной Азии".

Основу для международного взаимодействия в сфере поддержки соотечественников средствами образования мы видим в создании в разных странах национальных сетей базовых школ с изучением русского языка. Для координации и обеспечения их деятельности целесообразно создавать хорошо оснащенные учебно-методические ресурсные центры по изучению и продвижению русского языка в той или иной стране. Естественно, что головной ресурсный центр предполагается создать в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина - одном из наиболее известных и авторитетных в мире вузов, занимающихся этой проблематикой. Департамент образования города Москвы планирует настойчиво работать над решением задачи создания ресурсных центров.

Перспективы международного взаимо?действия в области продвижения русского языка за рубежом обсуждались на заседании коллегии Департамента образования города Москвы, состоявшемся в декабре 2004 года. Решено систематически анализировать и обобщать накопленный опыт, привлекать зарубежных педагогов к участию в совместных проектах, шире практиковать обмен профессиональным опытом. Естественно, что вся эта работа обуславливает необходимость использования новых информационных и образовательных технологий, прежде всего на базе методов дистанционного образования. Эти методы широко используются как в области повышения квалификации зарубежных педагогов, так и для обучения молодежи из числа соотечественников. Одним из таких инновационных проектов является программа "Московский аттестат", в рамках которой старшеклассники могут в установленном порядке подготовиться, сдать экзамен и получить аттестат об окончании московской общеобразовательной школы. Мы внимательно изучаем и анализируем эффективность программ дистанционного обучения, их востребованность за рубежом, думаем о возможностях их развития и совершенствования. Анализ показал целесообразность приведения существующих программ дистанционного обучения, в том числе и программы "Московский аттестат", в соответствие с новыми образовательными стандартами и перехода к качественно новому уровню изучения русского языка и образования на русском языке за рубежом. Речь идет о проекте создания открытого учебного интернет-ресурса для старшеклассников в странах СНГ, Прибалтики и традиционного зарубежья, а также для родителей и педагогов, осуществляющих поддержку и контроль их обучения. Мы предполагаем назвать этот проект "Московская электронная школа".

Наличие такого ресурса позволило бы молодежи приобретать знания, используя российские учебные материалы. В рамках этого проекта целесообразно предусмотреть возможность обучения по программе "Московский аттестат", а также проведения представительных международных олимпиад, интернет-конференций, профессиональных семинаров.

Реализация проекта дала бы возможность перейти от довольно дорогостоящего обучения 300-400 школьников в год к обеспечению открытого доступа к учебным ресурсам московской школы для всех желающих получить образование, опираясь на русский язык, российские образовательные стандарты и качественные учебные материалы.

Москва всегда была и остается столицей русского языка, русской, российской культуры, одним из крупнейших в мире образовательных и просветительских центров. Это обязывает нас делать все возможное для поддержки соотечественников за рубежом средствами образования и культуры.

Любовь Кезина,
руководитель Департамента образования города Москвы

журнал "Этносфера"
http://www.educom.ru/ru/publications/press/culture.php
    


Док. 414267
Перв. публик.: 09.12.07
Последн. ред.: 09.01.08
Число обращений: 138

  • Кезина Любовь Петровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``