В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Детям` Путина устроили смотрины Назад
`Детям` Путина устроили смотрины
Вчерашнее первое заседание Совета по приоритетным национальным проектам было призвано продемонстрировать полную боевую готовность отдельных ведомств и должностных лиц к реализации главного пиар-проекта 2006 года. В том, что речь идет в том числе и о пиар-проекте, сомнений быть не должно. Разве ж власть упустит возможность блеснуть перед избирателем размахом своих государственнических амбиций, тем более когда речь идет о 180 млрд рублей!

Здравоохранение, образование, жилищная политика и развитие АПК - таковы поименно сформулированные Кремлем общенациональные задачи. Проекты действительно масштабны, т.к. непосредственно затрагивают миллионы людей: учителей, медицинских работников, молодых специалистов. Удачный лозунг - "инвестиции в человека" - отражает суть предпринимаемых попыток придать процессу развития России мало-мальски прогнозируемый характер. Слову "инвестиции", пришедшему из лексикона капиталистического общества, экспертное управление администрации президента (главный разработчик проектов) сумело придать социальную сущность: вкладывать-то, и много вкладывать, будут именно в остро нуждающегося бюджетника. У всех четырех проектов единая "заточенность": они должны в конечном итоге переломить более чем опасную демографическую ситуацию в стране. Команде Аркадия Дворковича, главы экспертного управления, показалось, что клубок надо разматывать именно с этого конца. Ведь если население сможет позволить себе не болеть, хорошо питаться, жить в отдельной квартире - то почему бы ему не жить долго и не плодить потомство? Такая аргументация показалась президенту достаточно убедительной для того, чтобы дать долгожданное "добро" на расходование части средств из Стабфонда.

У специалистов нет вопросов к логике умозаключений разработчиков национальных проектов. Хотя разматывать клубок российских проблем можно с разных концов, предложенный сценарий не выглядит откровенно провальным. Однако существуют как минимум две серьезные угрозы на пути реализации намеченных планов. О первой из них вчера на заседании Совета сказал сам президент. Речь идет о том, каким образом обеспечить контроль над расходованием средств и в целом адресность финансирования. Ответственность за исполнение президентских инициатив возложена на правительство, на администрацию и непосредственно на Совет по реализации приоритетных национальных проектов. Обилие субъектов ответственности, как это показывает российская практика, способно обречь на провал любое благое начинание. Однако тут случай особый. По сути главным ответственным назначен новоиспеченный первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев. В отличие от "свадебных генералов", включенных в состав того же Совета из принципа политической толерантности и административной необходимости, его заинтересованность в успехе дела напрямую связана с дальнейшей карьерой, которая может привести Медведева или в кресло премьер-министра, или в кресло президента России. Это обстоятельство привносит в общем-то рядовую процедуру принятия-исполнения-мониторинга задачи общефедерального значения нечто действительно для России новое - чиновник отвечает за успех не своим теперешним чиновничьим креслом (что обычно не работает), а будущим троном.

Дмитрий Медведев становится центральной политической фигурой именно в связи с провозглашенными реформами. Задуманная Кремлем модернизация в чем-то действительно напоминает масштабные национальные проекты хрущевско-брежневской эпохи, вроде освоения целины или покорения космоса. Однако сегодняшняя власть, при всей ей вертикальной интегрированности, не обладает тем запасом прочности, который был у советского Политбюро. Тем более что в преддверии выборов любая из стремящихся к власти кремлевских группировок постарается дискредитировать того же Дмитрия Медведева, если на него как на преемника падет выбор Владимира Путина.

Способов сделать это множество даже в том случае, если с административной точки зрения первому вице-премьеру удастся отстроить эффективный механизм претворения национальных проектов в жизнь. И в этом видится вторая угроза - дискредитация властных игроков через дискредитацию самой концепции реформ. К примеру, президент, министры, депутаты много, часто и охотно рассказывают о существенных прибавках к зарплатам врачей и учителей, которые те будут получать уже с начала 2006 года. Нет сомнения, что так и будет. Сомнения в другом - какой будет практика подобных выплат в 2007 году. Дело в том, что в глубинах того же проекта по реформированию отрасли здравоохранения предусмотрена постепенная аттестация врачей. То же самое касается и учителей. Иными словами, если в 2006 г. каждый из них, подписав особый контракт, автоматически получит солидную прибавку к зарплате, то в 2007-м - только те, кого сочтут достаточно профессиональными и компетентными в своей профессии. У остальных, стало быть, отнимут. Как деликатно все это будет проведено нашим чиновничеством, остается только догадываться. Сегодня даже специалисты профильных министерств понятия не имеют, какой процент участковых врачей или преподавателей смогли бы подтвердить свою квалификацию. Нетрудно предположить, как отреагирует вновь обделенный врач или учитель. И это - лишь одна из проблем, о которые Дмитрию Медведеву предстоит не споткнуться.


30 ноября 2005
http://www.utro.ru/articles/print/2005/11/30/499793.shtml

Док. 414243
Перв. публик.: 30.11.05
Последн. ред.: 09.01.08
Число обращений: 541

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``