В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Старый новый год Назад
Старый новый год
Верховная власть в России, по меньшей мере в ближайшие четыре года, будет едина в двух лицах

"Путь, выбранный народом России, - правильный, и он приведет нас к успеху", - новогоднее обращение президента к нации было как никогда оптимистичным. Основания на то имелись. Политический итог года состоит в том, что у пресловутой проблемы-2008 нашлось изящное и устраивающее подавляющее большинство элиты решение. Собранная действующим президентом государственно-политическая машина мощна и рассчитана на долгий срок службы. При соблюдении, правда, трех важнейших условий: высокая цена на нефть, умелый водитель и неизменность выбранного маршрута. Сегодня все это есть. Что будет после 2 марта 2008 года, можно только гадать. Самое, впрочем, время ввиду начинающихся Святок.

Первый по популярности политический вопрос нового года: чей портрет будет висеть в кабинете премьера Путина? А самый, пожалуй, остроумный ответ дал один шутник-карикатурист: над столом будущего премьера красуется лик сидящего в президентском кабинете Дмитрия Медведева, над столом которого, в свою очередь, - портрет Путина, над которым опять-таки портрет Медведева... В общем, уходящая в даль бесконечность сменяющих друг друга отражений двух первых лиц власти. По форме, конечно, неправильно: всем известно, что почетное место в кабинетах президента Путина неизменно занимает изображение царя-реформатора Петра I. Но по сути все верно - верховная власть в России, по меньшей мере в ближайшие четыре года, будет едина в двух лицах. Что, с одной стороны, дает позитивный стимул к устойчивому развитию нынешней политической модели, а с другой - порождает системные риски.

Начнем с приятного. Достоинство предложенного решения проблемы передачи власти - в полном соответствии между целями и средствами. В условия задачи входило сохранение политического курса при неизменности Конституции, что сопоставимо по сложности с нахождением квадратуры круга. Одолеть математическую головоломку можно, как известно, лишь методом приближения - 100-процентная точность нереальна. Но, что касается проблемы-2008, приближение достигнуто максимально возможное. Владимиру Путину удалось: а) не свернуть на скользкую дорожку авторитарной модели с ее вечным "третьим сроком"; б) найти способ сохранить, по его собственному определению, "ручной режим" управления державой. Кстати, "план Путина", по словам его автора, предусматривает переход на "автопилот" не ранее чем через 15-20 лет. Так далеко заглядывать страшновато - слишком многое может произойти в стране и мире. Но для четырех первых лет этой эпохи "ручной режим" представляется самым вероятным вариантом госуправления.

Среднесрочную стабильность системы обеспечивает, во-первых, точно подобранная пара кандидатов в президенты и премьеры. Трудно не признать, что подобной сплоченности, слаженности и сыгранности в тандеме первых лиц история российской политики еще не знала. До сих пор мы наблюдали не столько единство, сколько борьбу - публичную или подковерную - этих ипостасей исполнительной власти. Другой важный момент - команда президента. На всех ключевых постах в исполнительной, законодательной, судебной власти остается старая гвардия. Конечно, отношения между членами этого многочисленного коллектива, как известно, далеко не всегда складываются просто. Но и у разногласий и даже конфликтов есть свой плюс: возникает объективная потребность в верховном арбитре. А с этой нелегкой работой сможет справиться лишь один человек - и мы его знаем.


Все это, однако, как говаривали классики, лишь надстройка. Можно до бесконечности оттачивать ее формы, но усилия будут тщетны, если не задастся экономический базис. Опыт показывает, что российская власть, какой бы крепкой она ни казалась, резко теряет свою монолитность в момент падения цен на нефть. Из чего, впрочем, можно вывести и противоположную закономерность - нефтедоллары являются лучшим цементом, сцепляющим административную пирамиду. А дефицита этого стройматериала в обозримой перспективе не предвидится. Более того, как считают эксперты, рекорд, поставленный нефтяными ценами на прошлой неделе - 100 долларов за баррель, - еще далеко не предел.

Уже очень скоро, кстати, наше углеводородное благоденствие будет измеряться своим собственным аршином: к концу года в Санкт-Петербурге планируется открыть Международную товарно-сырьевую биржу, где будут торговать фьючерсными контрактами Rebco (причем за рубли) с поставками нефти на экспорт из порта Приморск. Трудно сказать, насколько это будет выгодно экономически, но политическое значение прорубания нефтеэкспортного окна в Европу и мир переоценить невозможно. Отсель грузить мы будем шведам, британцам и прочим энергозависимым, самоутверждаясь в статусе энергетической сверхдержавы.

Это основные детали оптимистического сценария. Есть, конечно же, и ряд более мелких подробностей, которые вряд ли внесут существенные коррективы в общий контекст следующего президентства. Собственно, стабильность, за которую борются нынешний президент и его команда, предполагает как раз минимум изменений: бурные реформы - пройденный этап. Вместе с тем можно ожидать существенной перетасовки правительства - если его возглавит Владимир Путин. Перемен требует уже новое содержание премьерской должности. Было бы логичным, например, если бы в "политическое" по определению правительство вошел бы и ряд политических же фигур - из Думы, губерний, администрации президента. Ну а технической рутиной займутся подкованные замы министров и нижестоящие этажи административной пирамиды - агентства и службы. Что касается партстроительства, то "несжатой" там остается лишь левая полоска, которую никак не удается отвоевать у коммунистов. Судя по всему, именно КПРФ и явится основной точкой приложения творческих сил власти. Цель видна невооруженным глазом: объединить КПРФ и мироновских "эсеров" в единую "системную" социал-демократическую партию, канализирующую в мирных целях энергию протестного электората.

Сам факт перемещения национального лидера из Кремля в Белый дом, конечно, несет в себе риск дезориентации "вертикали" и, соответственно, угрозу ее расшатывания. Кроме того, серьезному испытанию подвергается народная любовь к Путину-премьеру, которому предстоит своими руками разрубать гордиевы узлы жилищно-коммунальных и прочих проблем. Или взять рост мировых нефтецен: побочный эффект здесь - подорожание продовольственных товаров, которых мы, несмотря на успехи соответствующего нацпроекта, производим куда меньше, чем потребляем. Бурный рост цен заставляет правительство в преддверии выборов увеличивать социальные выплаты, что, в свою очередь, еще больше раскручивает инфляцию. Вырваться из этого круга будет непросто. Что фактически признал ЦБ, повысивший инфляционный прогноз на будущий год до 9-10 процентов.

Впрочем, в целом баланс страховок и рисков пока в пользу стабильности. В конце концов, преимущество предложенного решения проблемы-2008 еще и в том, что оно не является необратимым. Возможность возвращения Путина в Кремль в случае возникновения кризисной ситуации никем не отвергается.

Андрей Владимиров


ВРЕЗ: ЦИТАТЫ

О наболевшем

Судя по публичным высказываниям, взгляды Владимира Путина и Дмитрия Медведева на экономическую политику чрезвычайно близки. Впрочем, внимательно вчитавшись, отличия найти можно.

О госкапитализме

Владимир Путин: "Мы не собираемся создавать государственного капитализма, это не наш выбор, не наш путь".

Дмитрий Медведев: "Есть сферы деятельности... где, я уверен, государственное присутствие сохранится очень надолго. Дело в другом. Рассматривать Россию как совокупность ряда крупных государственных компаний опасно по иным причинам... Государственные компании сами по себе не обеспечивают рост среднего и малого бизнеса. А он основа любой экономики, основа гражданского общества".

О национальной валюте

Владимир Путин: "Мы можем и должны говорить о полной конвертируемости российской национальной валюты".

Дмитрий Медведев: "По мере повышения в мире спроса на рубли наша валюта тоже может стать одной из резервных, так же, как и валюты других центров экономического развития".

О конкурентоспособности России

Владимир Путин: "Мы должны быть конкурентоспособны во всем - и человек, и отрасль, и население, и страна. Если мы будем... думать о накопленных природных богатствах и почивать на лаврах, мы захиреем окончательно".

Дмитрий Медведев: "Необходимо использовать природную креативность людей, не отказываясь от сырьевого экспорта, переводить его в сторону продуктов глубокой переработки, использовать уникальное геополитическое положение страны для развития транспортных коридоров, создавать и продвигать на внешние рынки крупные российские корпорации и создавать мобильную инновационную инфраструктуру".

О налогах

Владимир Путин: "Налоговая политика... должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения".

Дмитрий Медведев: "Речь не идет о налоговых льготах, искажающих рациональное распределение ресурсов в экономике. Налоги должны быть настолько низкими, насколько это возможно в текущий момент, - причем для всех".

О роли России в мировой экономике

Владимир Путин: "Россия все увереннее интегрируется в мировую экономику".

Дмитрий Медведев: "Являясь частью европейской экономики и соответственно мировой экономики, мы должны принимать правила, сложившиеся в Европе и во всем мире".

Константин Угодников

http://www.itogi.ru/Paper2008.nsf/Article/Itogi_2008_01_07_00_2831.html

Док. 413752
Опублик.: 08.01.08
Число обращений: 2199

  • Путин Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``