В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мумин Шакиров: Заокеанские тенденции в российском кино Назад
Мумин Шакиров: Заокеанские тенденции в российском кино
Редактор и ведущий Мумин Шакиров

Мумин Шакиров: Сравнивать "Мосфильм" и Голливуд некорректно. Слишком разные весовые категории. Легче говорить о модных заокеанских тенденциях, успешно приживающихся в российском кино. В Москве, как и в Лос-Анджелесе, стало обязательным для многих продюсеров просматривать финансовые сводки или бокс-офисы после каждого уикенда, как это делается в Калифорнии. Правда, обороты голливудских компаний исчисляются миллиардами долларов в год. Российский прокат, пока бьет собственные рекорды, по разным оценкам, кассовые сборы в кинотеатрах в 2005 году составят 350 миллионов долларов, растут как на дрожжах. К примеру, только в Москве с утра до поздней ночи работают более трехсот залов, оборудованных системой Dolby, а по всей России эта цифра уже перевалила за тысячу. Конечно же, львиная доля сборов приходится на голливудскую продукцию, но русское кино за последние два года заметно укрепило свои позиции и ему принадлежит уже 15 процентов рынка. Год назад было десять. Отсюда и смелые выводы о возрождении российского кинематографа.

Все произошло неожиданно, когда в прошлом году картина "Ночной дозор", благодаря эффективной рекламе, сенсационно обошла в прокате все голливудские блокбастеры, оставив на втором месте третью версию "Властелина колец". Кассовые сборы "русской фэнтэзи" режиссера Тимура Бекмамбетова составили чуть больше 16 миллионов долларов США против 14 миллионов "колец" Питера Джексона. Правда, не надо забывать, что в мировом прокате "Властелин" собрал более миллиарда долларов.

Вторая сенсация произошла весной этого года, когда "Турецкий Гамбит" Джаника Файзиева побил рекорд "Ночного дозора", собрав за четыре недели проката более 18 миллионов долларов США. Не плохие результаты у "Статского советника" - 8, 5 миллионов долларов и у картины "Бой с тенью" - 7.5 миллионов. Эти данные можно прочитать на разных сайтах. И тут эксперты заговорили о том, что кино в России может вернуть свои утраченные позиции и приносить копейку в бюджет, как это было во времена СССР. Кассовые достижения "Ночного дозора" и "Турецкого гамбита" действительно впечатляют. Голливуду объявлена война, поспешили заявить оптимисты. С ними не согласен известный продюсер и руководитель телеканала СТС Александр Роднянский. Александр Роднянский

Александр Роднянский: Это два исключения, которые построены, прежде всего, на уникальных возможностях Первого канала, который в свою очередь со своим креативным и невероятно агрессивным промоушеном заставил прийти в кинотеатры тех, кто в кинотеатры не ходит регулярно - зрители Первого канала (назовем вещи своими именами). А у тех, кто ходит в кинотеатры регулярно - 4 миллиона человек (традиционная на данный момент аудитория) - заставить их всех явиться, это будет достаточно сложно.

Значительно, в этом смысле, интереснее опыт "Статского советника", который сделал по честному 8 миллионов долларов, выступая в независимом по отношению к телеканалам качестве, просто платя деньги за рекламу, где-то со скидками, а где-то нет. Мы понимаем, что может быть 6 миллионов "Бой с тенью", 8 миллионов "Статского советника" - вот это уровень такого хорошо сделанного и без особенной поддержки того или иного канала, выпущенного в прокат фильма.

Мумин Шакиров: Ресурс федеральных каналов огромен и с этим трудно не согласится, он охватывает всю Россию. Были бы картины. Но дело в том, что ни "Мосфильм", ни плюс другие российские студии не готовы каждую неделю выдавать по блокбастеру, как это делает Голливуд. Известный продюсер, выпустивший десятка два успешных картин, а ныне заместитель руководителя канала СТС Игорь Толстунов убежден, что в кино пока еще не пришли большие деньги.

Игорь Толстунов: Один из наших олигархов спросил: "А какой рынок, вообще, киношный? О чем мы говорим?". Я говорю: "350 миллионов в кинотеатрах". Он присвистнул. Потому что 350 в кинотеатрах, такая же сумма - это DVD и видео, то есть она пиратская. Пока еще нет суперсерьезных денег здесь. Вот если завтра кино займутся олигархические структуры, то они очень быстро наведут порядок с пиратами. Это даже не обсуждается. Просто раскатают в асфальт только так.

Более того, пираты, как вы знаете, уже мало, но платят. Они платят сегодня 30-40 центов правообладателю. Они понимают, что все уже знают, что они выпускают не 10 тысяч дисков, а полмиллиона. "Водитель для Веры" был продан полумиллионным тиражом. Мы получили 30 центов с диска. В рознице пиратской это стоит приблизительно 6-7 долларов.

Мумин Шакиров: Но кинопроизводство не стоит на месте, и на горизонте выход в прокат еще нескольких российских блокбастеров. На очереди такие картины, как "Волкодав" и "Танкер Танго" студии "Централ Партнершип" и выход второй части "Ночного дозора". Растут бюджеты фильмов, в стране авральными темпами строятся кинотеатры, переоборудуются кинозалы и, соответственно, увеличивается количество копий фильмов.

Игорь Толстунов: Фильм Вор" открывал "Пушкинский". Это был второй кинотеатр в Москве. Смешно обсуждать. Фильм "Водитель для Веры" в прошлом году вышел 130 копиями. Сегодня 150 копий - это тот нижний предел, за который вниз нельзя опускаться, если ты говоришь о большом фильме.

Мумин Шакиров: Картина "Девятая рота" режиссера Федора Бондарчука, премьера, которой состоится осенью этого года, выйдет в прокат более чем четырьмястами копиями по всей стране. Этот многообещающий проект об афганской войне представляет один из его продюсеров Александр Роднянский.

Александр Роднянский: "Девятая рота" - это очень амбициозный проект. Он не просто дорогой, он, на мой взгляд, просто талантливый. Он очень качественный. В нем такое сочетание российских традиционных жанров. Она без скидок, она жесткая, она без ложного пафоса. При этом она вполне патриотическая, я бы сказал, без традиционных хэппи-эндов. Картина не сказка рождественская. Поэтому, я думаю, у нее есть ограничения. Там есть сегмент аудитории, который на нее может не захотеть пойти. С другой стороны, там очень много таких факторов, которые влияют на проявление интереса к этому фильму. Это русский фильм с замечательными русскими мальчишками частично известными, частично дебютантами в качестве главных героев. Мачо русского кино. Я не говорю про шесть молодых ребят уже известных Чадова, Смолянинова до дебютантов, роли - Пореченков, Бондарчук, Кравченко, Серебряков, Баширов.

Мумин Шакиров: Ограничиваться только российским прокатом авторы проекта "Девятая рота" не намерены. Продюсеры собираются покорить и Европу.

Александр Роднянский: Точно выходит в феврале на немецкоязычном рынке. Причем его будут дублировать лучшие немецкие актеры, потому что человек, который стал инициатором нашей немецкоязычной покупки - это Тиль Швайгер, звезда немецкого кино номер один.

Мумин Шакиров: Как это не удивительно, но чемпионом зарубежного проката среди российских кинематографистов признан режиссер Александр Сакуров. Обласканный международными фестивалями признанный мастер авторского кино принес своим продюсерам около 10 миллионов долларов США. Один только "Русский ковчег", по данным зарубежных сайтов, собрал более 6 миллионов долларов. Надо признать, что эти фильмы шли не на первых экранах, а в специальных кинозалах, рассчитанных на киногурманов, но, учитывая, что Сакуров снимает малобюджетное кино, затраты окупились с лихвой.

Семь лет назад Европу и США попытался завоевать с помощью "Сибирского цирюльника" Никита Михалков. Об успешной прокатной судьбе говорить сложно, точные данные нигде не опубликованы, хотя известно, что бюджет картины перевалил за 40 миллионов американских долларов.

Однако вернемся в Россию. Можно ли рассчитать формулу кассового успеха. Идеальной конструкции не существует, каждый идет к этой цели интуитивно, убежден продюсер Игорь Толстунов.

Игорь Толстунов: Я понимаю, что существуют некие такие позиции, основы базовые, благодаря которым ты можешь рассчитывать на то, что фильм не провалится - сценарий качественный, артисты, режиссер, бюджет и так далее. Но чем замечателен этот бизнес, что кино - это то, что нельзя потрогать руками. Ты никогда не знаешь будет это удачей или нет при том, что все у тебя есть. Есть много примеров и у нас, и у них. Все зависит от той интонации, с которой история рассказывается зрителю.

Мумин Шакиров: Сделав проект, продюсер должен максимально рассчитать все затраты, как на производство фильма, так и отдельно на рекламу, а дальше картина попадает в прокат и начинается другая арифметика.

Игорь Толстунов: Кинотеатр забирает себе половину суммы приблизительно. Прокатчик получает где-то приблизительно от этой доли от 15 до 20 процентов в зависимости от уровня фильма, а иногда и меньше, потому что он понимает, что продюсер вкладывает большой бюджет в рекламу. На сегодняшний день, чтобы хорошо выпустить картину - это 1,5 - 2 миллиона надо вложить в рекламу. Продюсер получает где-то от бокс-офиса не более 30-35 процентов. Бюджеты, которые коммерчески целесообразны сегодня при условии правильного формирования бюджета, скорее всего не должны выходить за цифру в 3-3,5 миллиона долларов без рекламы, потому что еще реклама 1,5 и получается где-то 5. Если убрать из них 1 миллион, который теоретически может дать государство, и 1 миллион, который теоретически может дать телевидение, у вас остается 3. Для того чтобы вернуть 3, еще полмиллиона DVD, вот эти 2,5 умножить на 3. Значит бокс-офис должен быть 7-8 миллионов, если вы делаете фильм бюджетом 5 миллионов. Это очень тяжело.

Мумин Шакиров: Как обстоит дело в целом в национальном кинематографе? Успех двух-трех фильмов в прокате - это тенденция или приятное исключение? Показательным примером в этом отношении стали сочинский "Кинотавр" и Московский Международный кинофестиваль, где были продемонстрированы все последние достижения российских кинематографистов. Каков коммерческий потенциал этих картин? Моя коллега Марина Тимашева, отсмотрев почти всю программу русского кино 2005 года, рискнула примерить на себя роль дистрибьютора.

Марина Тимашева: Если бы прокатчиком была я, то ни одного из этих фильмов для большого проката я бы не взяла, говорю честно. Последнее время наметилась какая-то довольно странная тенденция. Такое впечатление, что люди снимают (если мы не говорим об авторских фильмах) такое адресное кино.

Предположим мелодрамы. Причем мелодрамы не такие, какие снимались прежде, например, "Вам и не снилось". Это фильм, который могли смотреть подростки вместе со своими папами, мамами и бабушками. А теперь мелодрамы снимаются такие, которые будут смотреть по преимуществу бабушки или, наоборот, предположим фильм "Жмурки", который будут, на мой взгляд, охотно смотреть бандиты и подростки, воспитанные на телевизионных сериалах а-ля "Бригада". Положим комедия "Мама не горюй", которая мне лично понравилась, но она ориентирована на людей с хорошим филологическим образованием, с чувством языка и с таким очень специфичным отношением к той политике, которая творится на наших с вами глазах.

Иными словами, есть некоторое количество фильмов, которые могут казаться удачными или нет, но они будут пользоваться спросом такой возрастной или профессиональной или еще какой-то аудитории. Нет ни одного фильма, с моей точки зрения, на который могли бы пойти просто люди. Боюсь, что это связано с тем, что сами кинематографисты ставят перед собой какие-то забавные задачи - сделать кассовый фильм на такую-то аудиторию, вместо того чтобы сделать такой фильм, который им бы самим хотелось сделать. Если бы они не думали о людях дурно, если бы они не предполагали, что некое население намного глупее, тупее и примитивнее, чем они сами, эти кинематографисты, то тогда, мне кажется, был бы какой-то шанс на успех. В противном случае, нам остается полагаться только на усилия той или иной большой рекламной кампании, например, на ОРТ, которая может обеспечить рекламу таким фильмам как "Турецкий гамбит", предположим, или "Ночной дозор". Я лично внутренне абсолютно уверена, что спрос на эти фильмы определяется именно массированной пропагандой.

Мумин Шакиров: Суровый приговор российскому кино вынесла культурный обозреватель радио Свобода Марина Тимашева.

Российское зритель хочет смотреть отечественное кино, считает Александр Роднянский. Руководитель телеканала СТС в этом году вместе со своим партнером Игорем Толстуновым возглавил "Кинотавр". По его мнению, площадка сочинского кинофорума может стать центром дискуссии национального кино. Эту традицию Александр Роднянский намерен в рамках своего фестиваля.

Александр Роднянский: Удовлетворяет ли индустрия потребности аудитории? Являются ли эти фильмы, которые в таких количествах сегодня заканчиваются, интересными для нее? Что это означает? Вот эта история, связанная с экспертизой, является принципиальной концепцией фестиваля. Не просто встречи, не просто презентации, не просто премьера, не просто обратить внимание прессы, которая сюда приезжает на тот или иной фильм, хотя это тоже, а еще и организовать бесконечные дискуссии, круглые столы, обсуждения и все то, что называется экспертизой в рамках фестиваля.

В прокат вышло только 40, а деньги сделали по-настоящему в прокате только 8, каждая десятая фактически картина. Мы же не говорим пока про искусство. Если мы говорим о киноиндустрии, фильмы все обязаны выходить в прокат, если они делаются. Они могут быть ориентированы на самые разнообразные сегменты аудитории - авторское кино с ограниченным количеством кинотеатров, российские блокбастеры со своей сотней копий с претензией на место в первой десятке самых популярных названий. Но главное состоит в другом. Вся эта кинематография, вся эта киноиндустрия нуждается в экспертизе. На самом деле, нужно завязать дискуссию и разговор на тему - а что это мы такое количество их делаем? Это просто, потому что денег в государстве стало больше? Нефть производит, соответственно, государство вкладывает больше денег? Оно ничем это кино не отличается от прежних времен. Или при условии того, что существует явный запрос аудитории на русское кино. Она хочет его смотреть. Она его смотрит. Она готова ходить в кинотеатры.

Мумин Шакиров: Если говорить о статистике, то Россия с 50 фильмами в год занимает четвертое-пятое место в Европе по количеству произведенных фильмов после Франции, Великобритании, Германии и Италии. Сериалы не в счет. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие год-два Россия доберется до цифры сто фильмов в год. Это почти столько же, сколько было во времена СССР.

24-07-2005
http://archive.svoboda.org/programs/fc/2005/fc.072405.asp

    

Док. 412848
Перв. публик.: 24.07.05
Последн. ред.: 05.01.08
Число обращений: 162

  • Шакиров Мумин

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``