В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мумин Шакиров: `Кармелита` - самый рейтинговый сериал российского телевидения Назад
Мумин Шакиров: `Кармелита` - самый рейтинговый сериал российского телевидения
Редактор и ведущий Мумин Шакиров

Мумин Шакиров: Представить себе современное телевидение без сериалов - невозможно. Россия за последние годы стала настоящей фабрикой по выпуску телевизионного "мыла". Еще лет пять назад в эфире почти всех федеральных, да и дециметровых каналов доминировали мексиканские и бразильские сериалы, сегодня ситуация кардинально изменилась. Российский зритель предпочитает смотреть мелодраматические истории про свою жизнь, видеть на телеэкране отечественных артистов и искренне сопереживать их героям и персонажам.

Телевидение за последние годы вырастило десяток профессионалов-ремесленников, чье мастерство растет из года в год. Останавливаться на достигнутом никто не собирается, есть куда стремиться - к примеру, американское "мыло", куда шире по размаху и изобразительному решению, да и драматургия там покрепче. Понятно, что у них и опыта больше и бюджеты посолиднее.

А пока, остановимся на самом рейтинговом сериале российского телевидения - "Кармелите", побившего в последние месяцы все мыслимые и немыслимые зрительские рекорды. В отдельные летние дни более половины россиян, сидевших в этот момент перед своими телевизорами, предпочло смотреть эту цыганскую мелодраму, нежели другие рейтинговые программы. Ошеломляющий успех объясняется многими причинами. В первую очередь, по мнению режиссера "Кармелиты" Рауфа Кубаева, это связано с необычностью темы - цыганская история о любовном треугольнике глубоко затронула романтические души российских зрителей.

Рауф Кубаев: У россиян, действительно, есть интерес к цыганам, к цыганской культуре, к цыганским песням, с их свободе, к олицетворению их воли. Может быть, этой внутренняя свобода, стремление к воле - это близко очень русскому народу. Но у цыган, в отличие от русских, нет такой сильной вещи, как правительство, как царь, как Дума и прочее. У них есть другие органы управления, но они не мешают цыганам определяться в вопросах воли, свободы и так далее. Кстати, я столкнулся и работал с цыганами больше года, и они сами по себе очень дисциплинированные люди. Это люди жесточайшего самоконтроля, люди жесточайшей самодисциплины, которые ради поставленной цели могут просто наступить на горло собственной песне.

Мумин Шакиров: На первом этапе продюсеры проекта планировали отснять 105 серий, но благодаря сумасшедшим рейтингам "Кармелита" уже насчитывает 170 эпизодов - рекорд для российского телевидения. А начиналась вся эта история, по словам, Рауфа Кубаева с нескольких листочков бумаги.

Рауф Кубаев: Года два назад ко мне подошла продюсер из "Творческого телевизионного объединения" (ТТО) под управлением Юрия Михайловича Беленького, Елена Алексеевна Имамова, и протянула мне на две-три странички чисто цыганскую историю под названием "Кармелита" с загадочной судьбой русской девочки, которая попала в цыганский табор. Я прочел с интересом, написано было живо, но вернул ей со словами: "Это никому не будет интересно на канале". Через несколько месяцев я узнаю, что над заявкой была очень большая работа, приблизили максимально к реалиям нашего сегодняшнего времени - и на канале заказали этому объединению тогда еще 105-серийную историю.

У меня были другие проекты, и я все равно отказался. Но, как говорит Елена Алексеевна Имамова, меня этот проект все равно догнал, потому что это мой проект, потому что мне это действительно интересно. И несмотря на то, что я был какое-то время занят, я подумал-подумал, дал согласие, и с тех пор больше года я работал на этом проекте "Кармелита".

Мумин Шакиров: Технология такого сериала давно отработана и поставлена на поток. Но учились авторы проекта "Кармелита" снимать "мыло" на собственных ошибках.

Рауф Кубаев: Вообще, это своя особенная технология. Я не говорю - придуманная, я говорю - выстраданная Юрием Михайловичем Беленьким, который является пионером, новатором российского "мыльного" или, как правильно говорить, теленовелльного движения. Теленовелла - это когда порядка 100 серий, где рассказывается одна и та же история, и зрители с интересом за этим наблюдают. Сама технология производства такого продукта, с одной стороны, очень громоздкая, с другой стороны, очень простая. И если знать эту технологию, если ее развивать, если вкладывать в нее деньги, если не стоять на одном месте, можно добиться потрясающих результатов.

Дело происходит так. Сегодня мы снимаем серию, завтра мы ее монтируем, послезавтра мы ее озвучиваем, а потом ее можно показывать по телевидению. Формат, то есть размер одной серии, составляет 44 минуты с титрами. Норма как бы наша - от 26 минут, и потолка нет, можно и 40 минут снять, можно и 50 минут снять в день, в одну смену рабочую, при нормально планировке. Мы не можем снимать, например, на 10 объектах 30 смен, но вот в последние дни я снимал в 5 объектах по 28-30 смен. Это тяжелейший труд, но, на самом деле, когда все уже, как говорят, на мази, тогда дело идет легче и быстрее. Самое главное, чтобы каждый знал функции и работу.

Мумин Шакиров: Вы снимаете эти серии последовательно, согласно драматургии? Или это снимается как в большом кино - отдельные эпизоды, а потом это уже монтируется?

Рауф Кубаев: Мы снимаем это блоками. Например, первоначально блоки наши составляли по 18 серий. В этом месяце, например, над "Кармелитой" в павильоне мы начали работать 2 октября, значит, весь октябрь мы снимаем 18 серий. И в один съемочный день могут быть сцены из первой серии, из пятой, из пятнадцатой, из восемнадцатой и так далее. Но самое главное, перед тем, как зайти в павильон, нужно снять натуру. Был у меня опыт, когда я снимал 30 или 44-серийные теленовеллы, которые назывались "Трое против всех" и "Трое против всех-2", - там вообще не было натурных съемок, там все происходило в павильоне, и это обедняло картинку, это не очень хорошо смотрелось. Когда канал увидел, что у зрителей есть интерес именно к такому продукту, расширил финансирование, и мы получили возможность производить натурные съемки, - мы стали выезжать на натуру.

Что касается "Кармелиты", сначала были трехмесячные натурные съемки в Великом Новгороде - июнь, июль, август - все лето. А потом мы заходим в павильон. И конечно, мы не снимаем в интерьерах, мы не можем ездить по Москве, не можем арендовать какие-то помещения, чтобы там производить съемки, а мы вынуждены строить огромные павильоны, где 30, 40, 50 объектов, и в этих объектах происходит все действие сериала.

Мумин Шакиров: В последнее время на телевидении развернулась не шуточная борьба за рейтинги. Отсюда и постоянные перемены в сетке вещания. Руководители каналов ведут себя, как футбольные тренеры, когда важно выставить на игру сильнейший состав игроков, в данном случае - программ, чтобы победить соперника как в утреннем и дневном эфире, так и вечером в прайм-тайм. "Кармелита" сегодня вне конкуренции - и это, конечно, заслуга режиссера Рауфа Кубаева и его продюсеров.

Рауф Кубаев: Святая обязанность следить за рейтингами - это задача продюсеров. Может быть, даже что-то менять по ходу съемок, чтобы увеличивать эти рейтинги. Отслеживать рейтинги - это не входит в список моих профессиональных задач, это входит в сферу моих человеческих интересов. Мне приятно узнать, что рейтинг мой вырос на 5 пунктов, на 6 пунктов. Я вдруг получаю sms-ку на телефон: "Поздравляем режиссера Кубаева с тем, что доля смотрящих телеканал "Россия" от всех телезрителей, которые находятся в эту минуту около телевизоров, перевалила за 50 процентов". Такого не было нигде, никогда, и я очень этим был обрадован. Наверное, я подозреваю, и это очень может быть, это приносит какие-то дополнительные деньги производителям, но гонорары свои я оговариваю до того, как первый раз скажу "мотор".

Мумин Шакиров: Однако сериалы как рождаются, так и умирают. Век их не долог. Один, максимум два показа - и зритель с легкостью навсегда прощается с любимыми героями. Таковы правила игры. У каждого "мыла" свою судьба, свои взлеты и падения, считает Рауф Кубаев.

Рауф Кубаев: Бывает, устают актеры. Бывает, устает режиссер. Бывает, падает рейтинг. Бывает очень часто в нашей новейшей истории, что закрывались сериалы, потому что они не приносили рейтинг, как мне это объяснялось. Например, "Бедная Настя", "Талисман любви". Я знаю, что "Кармелиту" очень хотят продолжать, но я не хочу, потому что я устал, потому что я больше не могу работать с этой темой. И я знаю, что рейтинг будет приличный, потому что люди привыкли к этому.

Мумин Шакиров: Как правило, почти каждый сериал открывает новые лица или раскрывает таланты тех артистов, кого зритель ранее не замечал ни в большом кино, ни на театральных подмостках. Правда некоторые актеры так растиражированы на экране, что зритель с трудом отличает один сериал от другого. История успеха иногда закономерна, иногда случайна - это как повезет с режиссером, продюсером или с драматургическим материалом. Но Рауф Кубаев убежден, что для любого начинающего актера снятся в "мыле" - это большой шанс сделать успешную карьеру в кино.

Рауф Кубаев: Актер, снимающийся в "мыле", молодой актер, должен знать и понимать, что это самый лучший, самый гениальный его шанс заработать более серьезные роли. К примеру, практически я открыл Ольгу Арнгольц, которая очень много сейчас снимается в большом кино. Таня Арнгольц, ее сестра, которая снималась потом и в "Талисмане любви", и которая сейчас снимается во многих серьезных ролях, тоже вышла из "мыла". Не я ее открыл, это были "Простые истины", но это тоже "мыло". Сейчас, в конце съемок наших, когда мы снимали "Кармелиту", вдруг возникли проблемы с актерами - они вдруг стали заняты, их стали приглашать на другие проекты.

Поэтому "мыло" - колоссальный тренинг: каждый день быть в форме, каждый день знать, о чем ты говоришь, как я говорю - не важно, что ты говоришь, а важно, как ты говоришь и зачем. Я немножко не понимаю этого снобистского отношения к "мылу". Дело в том, что нельзя к этому жанру относиться с позиций большого кино.

Мумин Шакиров: Рауф Кубаев убежден, что как бы интеллектуалы и суровые критики негативно ни отзывались о сериалах, телевизионное мыло худо-бедно выполняет роль домашнего психоаналитика, но ни в коим случае не формирует вкусы зрителей.

Рауф Кубаев: Я формирую в людях привычку. Миллионы людей отпрашиваются с работы или спешат с работы, чтобы успеть к конкретному времени - к началу "Кармелиты". У них появилась привычка, и я этим доволен. Но как только человек начинает смотреть "Кармелиту", у него есть вкус, наработанный собственной жизнью, у него есть все, чтобы принимать или не принимать "Кармелиту". У него есть выбор: или он смотрит "Кармелиту" с большим удовольствием, или он слушает "Кармелиту", нарезая при этом морковь, картошку, или он критикует "Кармелиту", споря с собственной бабушкой или дедушкой. Но вкусы я не формирую, вкусы формирует человек сам в течение всей своей жизни.

Самый главный минус "Кармелиты" - это тот самый минус, который отличает все сериалы в данном жанре, - это медленное развитие драматургии, это едва ли не развитие действия в жанре реального времени. На экране проходит 40 минут, а в жизни прошло 15 минут - и люди не понимают, как это так. А вот так! Это - требование жанра.

Мумин Шакиров: Своим детям или своим близким и родным рекомендуете смотреть сериалы, в том числе и ваше "мыло"? Или народу - одну продукцию, а детей хотелось бы воспитывать на другом кино?

Рауф Кубаев: Когда еще не было на нашем телевидении сериалов вообще и свободное время люди отдавали другим вещам, например, чтению книг, как-то моя мама пришла в школу и пожаловалась учительнице русского языка и литературы: "Мой сын читает все подряд. Учится в 3-ем классе - и читает "Три товарища" Ремарка. Разве можно так?" "Ничего не надо запрещать, - сказала, слава богу, моя учительница, покойная Евдокия Дмитриевна. - Он потом сам во всем разберется. Главное, что читает".

"Мыло" - может быть, со мной многие не согласятся - это не пустое времяпрепровождение. "Мыло" - это умение сопереживать, сострадать, это умение разбираться в чувствах, это умение чувствовать чужую боль как свою.

Мумин Шакиров: И все же сериалы будут и в дальнейшем составной частью телевидения, как бы к ним ни относились профессиональные критики. Эта индустрия будет и дальше совершенствоваться и завоевывать сердца и умы самых требовательных зрителей. За примерами далеко ходить не надо, достаточно назвать русский аналог знаменитого американского "мыла" "Моя прекрасная няня", который пришелся по нраву людям разных поколений и эстетических пристрастий. Если говорить о совершенных образцах, то возьму на себя смелость отдать пальму первенства одному из самых популярных американских сериалов "Секс в большом городе", который уже третий сезон идет на российском телевидении. Художественные его достоинства не вызывают лично у меня сомнений.

07-08-2005
http://archive.svoboda.org/programs/fc/2005/fc.080705.asp

Док. 412843
Перв. публик.: 07.08.05
Последн. ред.: 05.01.08
Число обращений: 265

  • Шакиров Мумин

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``