В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вишневский: Париж на Москве-реке Назад
Анатолий Вишневский: Париж на Москве-реке
По количеству гастарбайтеров Россия впереди планеты всей

Сигареты обычно кончаются у меня полтретьего ночи. Но я ничуть не беспокоюсь. Меня обязательно выручит азербайджанец Ахмед. Его киоск во дворе моего дома работает каждую ночь.


Согласны на любую работу
Фото: Александр Сергеев



- Русские - ленивые и спят по ночам, так что в это время суток у меня конкурентов нет, - делится со мной секретами своего бизнеса уроженец Кавказа.
Купить у азербайджанца

- У французов есть выражение "купить у араба". Это означает сделать покупку после закрытия всех магазинов и в самом неожиданном месте. Я думаю, в скором времени в русском языке появится идиома "купить у азербайджанца", - смеется в разговоре со мной директор института демографии Высшей школы экономики профессор Анатолий Вишневский.

Дочь профессора живет в Париже, и он как минимум три месяца в году проводит в "столице мира".

- Париж меняется с каждым годом. Иногда у меня создается ощущение, что это уже не французский город. Вечером на некоторых линях метро я оказываюсь единственным белым пассажиром, - рассказывает Анатолий Вишневский.

Демограф убежден: Москва повторит судьбу Парижа. В то же время профессор считает, что иммиграция в Россию и на родину Бальзака существенно отличаются друг от друга.

- Во Францию едут люди из бывших колоний. Зачастую они почти не говорят по-французски и совершенно не адаптированы к европейской культуре. Мигранты же из ближнего зарубежья еще не так давно жили с россиянами в одной стране. Они гораздо более приспособлены к жизни в бывшей метрополии, - считает Анатолий Вишневский.
Больше чем кавказцев

Мой вопрос о зле или благе миграции не на шутку раздражает профессора:

- Это все равно что рассуждать, плохо или хорошо, что идет дождь. Приток мигрантов из ближнего зарубежья - неизбежный процесс: стране нужна дешевая рабочая сила. Москвичи не хотят и не будут мести улицы. Их заменили таджики и узбеки. В работе в России заинтересованы те только сами мигранты, но и целый ряд работодателей, - убеждает меня известный демограф.

По оценкам Федеральной миграционной службы, Россия по количеству гастарбайтеров уже опережает все европейские страны вместе взятые. У нас проживает 10 миллионов мигрантов, и из них два миллиона - в российской столице. Директор центра по изучению ксенофобии российского Института социологии профессор Владимир Мукомель считает, что в России 6 миллионов мигрантов, из них один миллион 200 тысяч работают в Москве.

- Если в середине 90-х годов к нам ехали в основном молдаване, украинцы и кавказцы, то сейчас преобладают среднеазиаты. Их в Москве уже больше, чем кавказцев. Интересно, что по суммам денежных переводов из России сегодня на первом месте Узбекистан. В этой стране проживает более 25 миллионов человек. И поток мигрантов из такого огромного по численности населения государства может коренным образом повлиять на национальный состав российской столицы, - пугает меня социолог.

Владимир Мукомель в отличие от Вишневского достаточно скептически оценивает способность мигрантов адаптироваться к новым условиям.

- В Россию едет все больше людей из сельской местности. Они практически не владеют русским языком и не знакомы с элементарными нормами русской культуры, - утверждает директор центра по изучению ксенофобии.
Ревностные мусульмане

Похоже, что социолог не ошибается. Автор этих строк прожил несколько лет в Центральной Азии и может засвидетельствовать, что как в узбекской, так и в таджикской провинции русский язык уже почти забыт. Местные школьники даже не подозревают о существовании такой страны, как СССР. Интересно, что в таких туристских городах, как Бухара, Хива и Самарканд дети, увидев человека европейской внешности, приветствуют его на исковерканном английском. Туристов из дальнего зарубежья здесь можно встретить гораздо чаще, чем россиян.

Массовый приток мигрантов из Центральной Азии может привести к повторению французского опыта. Большинство узбеков и таджиков - ревностные мусульмане. Вокруг российской столицы появится мусульманские "гетто", где женщины будут носить хиджабы, мужчины щеголять в халатах и тюбетейках. Даже толерантных к чужой культуре французов настолько раздражили изолированные мусульманские коммуны, что они попытались сопротивляться. Несмотря на массовые протесты, в школах было запрещено появление учениц в мусульманских платках. Увы, в непредсказуемой России "уроки адаптации" могут начать проводить не учителя, а скинхеды и фашисты.
Требуется киллер

Если посмотреть объявления о сдаче квартиры, то большинство хозяев согласны предоставить жилье только россиянам. Москвичи объясняют свою разборчивость высокой преступностью среди представителей этнических меньшинств. Хотя мои собеседники уверены, что большинство преступлений совершают русские.

- Если говорить начистоту, то действительно существуют национальные особенности преступности. Так, грузинские уголовники специализируются на квартирных кражах. Среди узбеков попадаются великолепные карманники. Высокая пассионарность народов Северного Кавказа, их традиции абречества объясняют специализацию уголовников-горцев на разбоях и грабежах. Российское общество живет по-прежнему не по законам, а по понятиям. Иммигранты резонно рассуждают: с волками жить - по волчьи выть. Если мне будет нужен киллер, я, естественно, не буду нанимать москвича. Наверное, выберу не узбека, так как он не умеет стрелять. Однако этническая преступность просто невозможна без русской "крыши". К счастью, сейчас ситуация с криминалом заметно улучшилось, а в правовом (или даже полицейском) государстве мигрантам выгодно быть законопослушными гражданами, - считает Владимир Мукомель.
Никакого расизма

Около полугода я жил в американском городе Сан-Диего на границе с Мексикой. Даже визуально можно было понять, что мексиканцев с каждым месяцем становится все больше. В мотелях Южной Калифорнии практически все горничные не говорили по-английски. Тем не менее газеты бодро рапортовали о том, что мексиканцы уже составляют 45% населения Южной Калифорнии, и прогнозировали, что через несколько лет белые будут в меньшинстве. По тону журналистов было очевидно, что новый национальный состав кажется им всего лишь забавным парадоксом.

- Запад действительно гораздо более терпим к мигрантам, чем мы, - соглашается со мной Владимир Мукомель.

Социолог убежден, что ксенофобия российского общества только увеличивает вероятность конфликта.

- Европеец или американец не допустит публичных расистских высказываний - разве что поворчит у себя на кухне. Тем более этого не будет делать политик. У нас же доходит до того, что депутаты московской думы приглашают к себе в гости лидеров ку-клус-клана. Сегодня Россия становится богатой страной. Приток иммигрантов в развитые государства из стран третьего мира - неизбежный процесс. Вне зависимости от того, нравится нам это или нет, - считает Владимир Мукомель.


13.11.2007
http://moscor.ru/social/parizh_na_moskve-reke/

Док. 412608
Перв. публик.: 13.11.07
Последн. ред.: 04.01.08
Число обращений: 327

  • Вишневский Анатолий Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``