В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Место России в мире по Дмитрию Медведеву - попытка анализа Назад
Место России в мире по Дмитрию Медведеву - попытка анализа
В рамках заявленного нами цикла "Неизвестный Дмитрий Медведев: человек и государственный деятель. Попытка анализа" мы публикуем третью статью, которая на наш взгляд хотя и представляет высказывания Дмитрия Медведева в начале и середине 2007 года, но они не утратили своей актуальности до сих пор, а в свете выдвижения кандидатуры Дмитрия Медведева на пост Президента России их ценность только возросла. Может быть, эти данные позволяют нам всем в какой-то мере понять почему Владимир Путин в конце концов остановился на кандидатуре Дмитрия Медведева как будущего Президента России.

Первый заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев не часто радует нас рассуждениями о внешней политике России, о международных отношениях, о различных кризисах в мировой политике в отличие от другого первого вице-премьера Сергея Борисовича Иванова. Видимо считает, что для этого есть Президент, министр иностранных дел, депутаты Госдумы и Совфеда и так далее, а у него и так дел по горло. Но если начнет высказываться, то уж по полной программе. Так, например, было в Давосе.

О своем видении места России в мире в прошлом, настоящем и будущем Дмитрий Медведев, что естественно, в наиболее развернутом виде высказался в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе в конце января этого года. Чтобы не быть голословными приведем это выступление полностью, а затем самые интересные отклики и комментарии на него аналитиков, экспертов и политологов без ссылок на них. Попробуйте сами догадаться, кто есть кто среди них.

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые дамы и господа, уважаемые коллеги!

Рад возможности выступить на сессии, посвященной развитию России, ее нынешним достижениям, актуальным проблемам и перспективам.

Здесь, в Давосе, тема России звучит постоянно. И такой интерес вполне объясним. За ним - не только объективные запросы глобализации, но не в меньшей степени - искреннее стремление знать, что происходит в нашей стране и как она развивается. Стремление, уверен, не только прагматическое, но иногда и эмоциональное.

Сегодня я хотел бы поговорить не об одной, а о трех разных странах. О России 2000 года. О России сегодняшней. И о России будущего.

Вспомним Россию 2000 года. Каковы были основные признаки нашей экономики? Запретительные, по сути, для ведения бизнеса налоги. Почти 20-процентная годовая инфляция. Долг, превышающий объем валового внутреннего продукта. Зарплата менее чем в сто долларов, которая оставляла почти половину семей за чертой бедности.

Теперь о сегодняшней России - это другая страна.

С 2000 года валовый внутренний продукт в реальном выражении увеличился на шестьдесят процентов, или почти на семь процентов в среднегодовом исчислении.

Россия привлекает к себе тем, что превратилась в один из наиболее быстро растущих рынков. Средняя заработная плата уже превышает 400 долларов в месяц. В стране обеспечена макроэкономическая стабильность. Инфляция составляет уже менее девяти процентов, а долг - менее двадцати процентов ВВП.

По итогам 2006 года Россия стала десятой страной в мире, ВВП которой, рассчитанный по текущему курсу, превысил один триллион долларов. В целом за период с 2001 года мы поднялись на десять пунктов в рейтинге крупнейших экономик мира.

Остановлюсь и на показателе ВВП на душу населения. По текущему курсу в 2006 году он составил около семь тысяч долларов, что примерно соответствует аналогичному показателю, который сложился, например, в Мексике.

Да, по этим позициям мы пока находимся в шестом десятке стран. Однако если сравнивать с 1999 годом, то можно увидеть четкую динамику роста. Тогда этот показатель был на уровне чуть более одной тысячи долларов и позволял России занимать лишь 103-ю строчку.

Что касается ВВП, рассчитанного на основе паритета покупательной способности, то по итогам 2005 года мы находились на девятом месте в мире. И нашей экономике вполне по силам уже в ближайшие два года выйти по этому показателю на шестое место - опередив Италию, Францию и Великобританию.

В 2005 году мы были тринадцатыми в мире по объему экспорта. В этом году, видимо, войдем в десятку. Ведь Россия является одной из наиболее открытых стран с точки зрения торговли товарами и услугами, а с недавнего времени - и по перемещению капиталов. Барьеры для осуществления валютных операций сегодня в России устранены.

Да, ввозные таможенные пошлины у нас пока еще выше, чем в других государствах. Но это не препятствует росту импорта в Россию. Более того - такой рост сопровождается значительным увеличением инвестиционного спроса. По предварительным оценкам, чистый приток частного капитала в Россию в прошедшем году составил более 40 миллиардов долларов.

На сегодняшний день нами не просто преодолены последствия финансового кризиса 1998 года, но и накоплены внушительные резервы для поддержания макроэкономической стабильности и решения будущих задач.

Хотел бы особо подчеркнуть тот знаковый факт, что Россия превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Мы уже не нуждаемся в официальных кредитах и не добиваемся дополнительной реструктуризации какой-либо задолженности.

Наша страна становится активным участником позитивных процессов международного развития. В том числе - применяя списание задолженности беднейшим странам. А также - что еще более важно - инвестируя в экономику этих стран.

По итогам текущего года у России есть все возможности стать number one в мире по добыче нефти и обойти Саудовскую Аравию. При этом у нас четвертое место по производству электроэнергии и первое - по добыче газа.

Мы всегда были и остаемся надежным партнером по обеспечению других стран энергоносителями. А усилия последних лет направлены на установление четких и стабильных правил игры на этом рынке, на ликвидацию непрозрачных и неоправданных временем систем ценообразования с транзитными странами. Это - гарантия стабильности поставок на долгосрочную перспективу.

Что же касается инвестиций, то они будут увеличиваться: и в разведку, и в добычу, и в транспортировку, и в переработку. Причем инвестиции частные - как российские, так и иностранные. Последние для нас особенно ценны тогда, когда они сопряжены с приходом к нам не столько денег, сколько новых технологий. Это касается и энергетического сектора, и любых других отраслей российской экономики.

Хотел бы сегодня повторить еще один из тезисов, который был выдвинут в прошлом году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Российская валюта становится все более прочной и востребованной в мире - в связи с увеличением мощи российской экономики. И постепенно мы надеемся, что она сможет превратиться в одну из резервных мировых валют, обслуживающих все более значимые объемы товарооборота и финансовых услуг.

Мы в целом хорошо понимаем, что, став одним из лидеров мирового развития - а приведенные только что мной цифры это неплохо иллюстрируют, - мы неизбежно принимаем на себя дополнительную ответственность за состояние мировой экономики.

Напомню, что исторически еще у Советского Союза были определенные мандаты в мировом сообществе. Часть из них утеряна. Часть - унаследована Россией, но эффективно ими мы еще не пользовались.

Сегодня достигнутые нами успехи возвращают России некоторые из этих мандатов. А тема мандатов государства - это одна из тем нашего форума.

Повторю: содействие международному развитию - это естественная роль России в силу наличия тесных отношений между нашей страной и развивающимся миром.

Речь идет и о роли России в обеспечении энергетической безопасности. Наши партнеры по "восьмерке" согласились с выдвинутой нами идеей энергетической безопасности как безопасности не только предложения, но и спроса. А также - безопасности транзита.

Россия всегда стояла на том, что вместе добиваться прогресса значительно проще. И мы будем прилагать усилия для организации диалога как между странами, так и между разными группами интересов в целях решения глобальных проблем. Именно в этом мы видим часть своей ответственности. Как, безусловно, и в том, чтобы продолжать показывать пример надежности, сбалансированности и открытости международных отношений.

Я сомневаюсь, что кому-то может быть выдан мандат на высказывание абсолютной истины. В современном глобальном мире нужно вместе искать новые механизмы разрешения конфликтных ситуаций и разрешать их, соблюдая общепринятые принципы международного права и делового оборота.

Дамы и господа!

Когда мы говорим о современных экономических успехах России, то прекрасно осознаем, что они во многом связаны с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

Мы - страна, до сих пор экспортирующая, прежде всего, сырьевые товары. Соответствующие рынки, как известно, имеют одну важную черту - их цены подвержены существенным колебаниям. Поэтому страны с такой структурой экономики лишь временно могут претендовать на роль развитой страны. И мы это понимаем.

Однако одновременно хотел бы развеять и некоторые иллюзии относительно непосредственной роли сырьевого экспорта в росте российской экономики за последние семь лет. Так, его объем в среднем за этот период составлял около 25 процентов ВВП, а темпы роста в реальном выражении - шесть процентов в год. Таким образом, прямой вклад сырьевого экспорта в рост российской экономики составлял около полутора процентов за указанный период. Согласитесь, не так уж и много...

При этом в лидерах роста были совершенно другие отрасли: строительство, телекоммуникации, финансовые услуги, торговля, транспортное машиностроение. Мне могут возразить, что они поднимались за счет перераспределения капиталов из того же сырьевого сектора. Да, отчасти это так. Но это значит, что структура российской экономики переживает вполне благоприятные изменения.

Все это позволило нам достичь определенных успехов. В последнее время иногда доводится слышать, что Россия стала в чем-то напоминать Советский Союз. Может быть, это отчасти так. Но только в одном направлении. Например, по объему ВВП мы выйдем в этом году на максимальный уровень советского периода. Мы к этому стремились - радует. Но секреты и уже достигнутых успехов, и нашего будущего, я надеюсь, лежат в столь же быстром развитии. И уж тем более принципиально разными являются базовые политические принципы современной России.

Сегодня перед нами стоят три основные задачи. Решение этих задач - это ключи к долгосрочному росту российской экономики. Каковы эти ключи? Сейчас я их назову. Первый ключ - это диверсификация. Второй ключ - создание современной инфраструктуры. И третий ключ - вложения в человеческий капитал. Остановлюсь на них чуть подробнее.

Долгосрочный ускоренный рост российской экономики станет возможным только при условии существенного изменения ее структуры. Другими словами - диверсификации.

Учитывая наши очевидные преимущества - природные ресурсы, накопленный опыт в ряде высокотехнологичных производств, - мы делаем акцент на развитии определенных отраслей. Это глубокая переработка всех видов природных ресурсов, аэрокосмический сектор и экспорт интеллектуальных услуг.

Такой выбор связан еще и с тем, что названные направления имеют высокий экономический мультипликатор, то есть их развитие тянет за собой и рост других отраслей.

В некоторых из этих сфер мы ориентируемся на формирование крупных российских корпораций. И будем всячески поддерживать их внешнеэкономическую деятельность. Означает ли это возрождение государственной экономики? Разумеется, нет. Более того - ни ностальгии по прошлому, ни "национализаторского зуда" у нас нет и быть не может.

За этим решением стоит хорошо просчитанная прагматичная позиция. Ведь, вдумайтесь, речь идет о наиболее капиталоемких отраслях экономики в масштабах огромной страны, в масштабах огромной по территории страны. И будем только рады, если частный бизнес самостоятельно справится с их развитием.

Единственное, чего мы не можем допустить, это развал и закрытие этих отраслей. Без них российской экономики просто не будет. И даже в случае сохранения контрольного пакета за государством мы ориентируемся на создание публичных компаний с существенной долей частных инвесторов в их капитале.

Чтобы не быть голословным, приведу пример из одной близкой мне сферы - из газового сектора. Почти 50 процентов капитала "Газпрома" принадлежит частным акционерам. Речь идет о суммах порядка 130 миллиардов долларов, или о более десяти процентах российского ВВП. И было бы наивно предполагать, что, даже имея контрольный пакет, государство может действовать в этой сфере без учета интересов негосударственных инвесторов. То же самое относится и к другим компаниям в энергетической сфере, включая "Роснефть" и РАО "ЕЭС России".

Такие корпорации будут способны реализовывать не только самостоятельные проекты, но и проекты совместные, международные. В том числе и с частными инвесторами. И цель здесь очевидна - повышение конкурентоспособности наших товаров и услуг.

Такой выбор не обязательно будет означать на практике новые государственные инвестиции. Хотя где-то без них, наверное, и не обойтись. Для этого нами создана Российская венчурная компания. Намечено создание Банка развития. И уж тем более речь не идет о налоговых льготах, искажающих рациональное распределение ресурсов в экономике. Налоги должны быть настолько низкими, насколько это возможно в текущий момент - причем для всех.

Этот выбор свидетельствует о постановке более сложной и масштабной задачи, а именно: любые предпринимаемые государством в области экономики меры будут оцениваться с точки зрения их влияния на развитие приоритетных секторов экономики. Что касается необходимых инвестиций, то мы будем создавать все условия для прихода частного капитала. В том числе и иностранного.

Главное условие - это эффективные рыночные институты. В том числе институты, которые направлены на защиту некоррумпированными судами и некоррумпированными чиновниками, защищающие права собственности и конкурентные условия.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы вплотную столкнулись с инфраструктурными ограничениями нашего развития. Так, для расширения производства и строительства новых мощностей компаниям не хватает электроэнергии. Транспортные издержки в экономике также недопустимо велики. Этими вопросами мы занялись вплотную. В этом - второй ключ к развитию нашей страны, к нашему будущему росту.

К примеру, в энергетике планируем достичь к 2015 году роста производства электроэнергии в 1,5-1,6 раза. И предполагаем для этого вложения в размере до трехсот миллиардов долларов.

Чтобы реализовать такую программу, нам нужны, прежде всего, частные инвестиции, в том числе иностранные инвестиции. При этом мы хорошо понимаем, что инвесторы придут в отрасль, если будут ясны и прозрачны условия их работы на долгосрочную перспективу. Именно поэтому в прошлом году нами были приняты достаточно непростые, говоря откровенно - сложные, но необходимые решения.

Во-первых, был четко обозначен график либерализации ценообразования в электроэнергетике - с пяти процентов рынка в наступившем году до ста процентов в 2011-м. С переходом в том числе на долгосрочные договоры. Мы ориентируемся на унификацию ценообразования на газ на внутреннем рынке и на экспорт - к 2011 году. Она позволит обеспечить равную пропорцию доходности на внутреннем и внешнем рынке. Приветствуем также долгосрочные отношения в этой сфере.

Нужно подчеркнуть, что это решение носит далеко не частный и - тем более - не политический характер. Это подход, призванный перевернуть всю логику принятия крупных экономических решений для многих отраслей. Являясь частью европейской экономики и, соответственно, мировой экономики, мы должны принимать правила, сложившиеся в Европе и во всем мире.

Это означает, что бесплатного газа ни для кого больше не будет. Время на адаптацию есть, но его не так много. И не мифические враги извне заставили нас принять такое решение, а понимание истинных потребностей российской экономики.

Не менее сложны для нас и задачи развития транспортной инфраструктуры. Особенно - с учетом протяженности одной из важнейших территорий. В этих условиях освоение различных территорий становится нашей приоритетной задачей. Причем речь идет как о глобальных, так и о частных проблемах. Таких, как, с одной стороны, развитие Сибири и Дальнего Востока, с другой - благоустройство территории рядом с домом, безопасность на дорогах. Речь идет и об использовании громадного транзитного потенциала России, о развитии современных телекоммуникаций.

Надеемся, что инвесторы в российскую инфраструктуру воспользуются в том числе и популярным сегодня в мире механизмом концессии. Добавлю, что типовые концессионные договоры для электроэнергетики, для транспорта уже нами разработаны и ими можно пользоваться. А участие государства в соответствующих проектах обеспечивается за счет нового созданного нами инструмента - Инвестиционного фонда, в котором концентрируется часть доходов от сверхвысоких цен на энергоносители.

И наконец, третий ключ к росту российской экономики. Мы хорошо осознаем, что какие бы цели и задачи мы перед собой ни ставили, преуспевающей будет только та страна, которая создаст благоприятные условия для развития личности. Талант, способности личности играют сегодня во многом определяющую роль.

Именно поэтому в прошлом году мы начали реализовывать инициативы в социальной сфере. Они стали не просто приоритетными, но и общенациональными проектами в области образования, здравоохранения, в сфере формирования рынка доступного жилья и повышения качества жизни в сельской местности.

Дополнительные доходы, которые получает Россия от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, позволяют нам сегодня успешно решать ряд социальных проблем. Еще совсем недавно это было просто невозможно. В 1999 году все расходы бюджетной системы России составляли лишь около ста миллиардов в долларовом эквиваленте. Сегодня речь идет о бюджете более чем в триста миллиардов долларов.

Данные проекты подразумевают существенные дополнительные расходы в названных сферах на сумму около 0,5-0,6 процента ВВП ежегодно. Одновременно мы проводим здесь структурные реформы. В целом расходы составляют около девяти процентов ВВП, или тридцать процентов всех бюджетных затрат.

Почему мы говорим не просто об увеличении расходов, а о так называемых национальных проектах?

Потому что мы пытаемся реализовать принципиально иной подход к расходованию бюджетных средств. Его смысл - в постановке четких целей, сроков их достижения и в выделении необходимых для этого средств. Сформированы также механизмы обратной связи. В принципе все эти подходы известны на практике. И они взяты нами из бизнес-практики. Убежден, что мы должны действовать, учитывая реакцию всех участников проектов.

Кроме того, параллельно - наряду с увеличением зарплат в этих сферах - мы приступили к непростым, но, безусловно, необходимым нам реформам. Так, уже в этом году мы начинаем реализацию пилотных проектов в целом ряде регионов - по отработке моделей модернизации здравоохранения и образования.

И даже в самом расходовании средств мы пытаемся изменить идеологию: перейти от уравниловки к поощрению лучших, от стимулирования завышения затрат к планированию и исполнению бюджетов, ориентированных на достижение результатов на основе минимально возможного использования ресурсов.

Это в наибольшей степени проявляется в реализации проекта "Образование". Финансовую поддержку получили школы и университеты, осуществляются инновационные программы. Гранты предоставлены тысячам лучших учителей и молодым людям, показавшим исключительные способности в той или иной сфере знаний.

Создаются две современные бизнес-школы, о чем мы говорили в Давосе, и два крупных университета в регионах нашей страны.

Готовятся решения о создании нескольких национальных исследовательских центров. Причем расчет делается не только на государственные инвестиции, но и на частные пожертвования. Именно поэтому в нашей стране был принят специальный документ об эндаументах. Все это - шаги к формированию по-настоящему инновационной экономики будущего.

Через проекты проходит и идея внедрения новейших технологий в жизнь общества. К концу этого года в школах нашей страны - а их около 60 тысяч, и разбросаны они по территории нашего огромного государства - будет обеспечен широкополосный доступ в Интернет. Это дает возможность поиска необходимой информации в глобальной сети, использования новых методов обучения, в том числе - дистанционного. А столь раннее знакомство с современными технологиями, конечно, пойдет на пользу.

Не менее важно внедрение телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Масштабы такой страны, как Россия, заставляют нас использовать методы телемедицины для выявления и диагностики, ранней диагностики различных заболеваний.

Наконец, мы приступили к формированию перехода России на цифровое телевидение в ближайшие пять-семь лет. Это качественно раздвинет информационное поле страны.

Остановлюсь еще на одной проблеме, которая волнует большинство стран и нас волнует в очень значительной степени, - это демография. Ее решение, начиная с наступившего года, вошло в число первоочередных задач нашей страны.

Прямо скажу, Россия тяжело надорвалась в испытаниях XX века. Здесь уместно вспомнить один из прогнозов, который сформулировал когда-то наш великий химик Менделеев. Он рассчитал, что в 2000 году население Российской империи, то есть, по сути, бывшего СССР, должно было составить около 650 миллионов человек. Из одного чудовищного расхождения прогноза и реальности можно многое понять и прочувствовать.

Поэтому был принят и подготовлен комплекс мер по сохранению нашего народа. Среди них - материальное стимулирование рождения детей. Наиболее существенным подспорьем должен стать так называемый материнский капитал в размере, эквивалентном практически десяти тысячам долларов, который будет предоставляться матерям, родившим второго и последующего ребенка, для расходования по наиболее актуальным для семей направлениям. Мы вполне осознаем, что демографическая проблема актуальна и для Евросоюза. И связана она уже не с материальным положением семьи, а в большей степени - с изменением роли и предпочтений женщины. Но в России, по нашим оценкам, пока еще не исчерпан потенциал роста рождаемости за счет материального фактора. Мы надеемся, что эта программа даст результат.

Все эти инициативы - и национальные проекты и последний демографический проект - это, по сути, наш большой "инвестиционный проект" в положение человека, на который мы возлагаем большие надежды. Мы рассчитываем, что личность начнет переходить из категории объектов вложения в самостоятельные, активные субъекты экономики и общества в целом. Что сами люди начнут быть заинтересованными во вложении своих ресурсов в самореализацию. В себя и в своих детей.

В заключение хотел бы вновь поставить тот основной вопрос, который витает в воздухе: что такое новая Россия и куда она движется? И ответить на него по-английски.

Произнесено на английском языке:

Ответ достаточно прост: Россия - это страна, которая в ХХ веке была подвергнута тяжелейшим испытаниям: революциям, гражданской войне, мировым войнам, экономическому коллапсу. Сегодня мы строим новые институты, основанные на базовых принципах полноценной демократии. Демократии без ненужных дополнительных определений. Демократии эффективной, опирающейся на принципы рыночной экономики, верховенства закона и подотчетности власти остальному обществу. И хорошо понимаем, что еще ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим. По одной простой причине: свобода лучше несвободы.

Да, нам надо сделать еще очень многое. При этом мы осознаем все проблемы: чрезмерную зависимость от рынков минерального сырья, коррупцию и по-прежнему высокий уровень дифференциации доходов населения при снижении его численности.

Мы не заставляем кого-либо любить Россию. Но мы никому не позволим причинять России вред. И будем добиваться уважения как к гражданам России, так и к нашей стране в целом. Причем не силой, а ответственным поведением и успехами.

В нынешнем веке мы видим себя развитой страной с сильной экономикой, надежным торговым и внешнеполитическим партнером. Такой Россия исторически была на протяжении многих веков.

Более того, являясь одновременно и членом "Большой восьмерки" и оставаясь при этом развивающейся экономикой, Россия находится в уникальной позиции. Мы можем позволить себе не догонять кого бы то ни было в способах производства товаров и услуг, а создавать новый технологический уклад.

Мы движемся именно к такой экономике - основанной на следующем поколении технологий, опирающейся и на крупные компании, конкурентоспособные на мировых рынках, и на широкий слой малого и среднего бизнеса. В том числе - инновационного.

Уверен, что разработки российских компаний будут пользоваться спросом во всем мире. Российская экономика будет не только в полной мере реализовывать наш исторический мандат энергетического и транспортного центра Евразии. Мы восстановим наши позиции как одного из крупнейших научных центров. А также превратим наш финансовый рынок в один из наиболее эффективных и востребованных в мире".
А вот некоторые отклики и комментарии на его выступление.
Преуспевающими могут быть только те государства, которые создают условия для самореализации граждан. Об этом заявил Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Выступая на пленарном заседании состоявшегося в выходные дни в Давосе (Швейцария) Всемирного экономического форума, первый вице-премьер подчеркнул, что "талант, способности и возможности личности играют определяющую роль" в построении современного государства.

Именно поэтому, по словам Дмитрия Медведева, с прошлого года в России реализуются инициативы в социальной сфере, которые стали не просто приоритетными, но и национальными проектами: в области образования, здравоохранения, в сфере формирования рынка доступного жилья и повышения качества жизни в сельской местности.

Говоря о развитии российской экономики в целом, Дмитрий Медведев отметил, что диверсификация, создание современной инфраструктуры и вложение в человеческий капитал - таковы три ключа к ее долгосрочному росту.

"Сегодня мы делаем акцент на развитие определенных отраслей. Это глубокая переработка всех видов природных ресурсов, аэрокосмический сектор и экспорт интеллектуальных услуг", - указал первый вице-премьер. В некоторых из этих сфер мы ориентируемся на формирование крупных российских корпораций и будем поддерживать их внешнеэкономическую деятельность, добавил он, подчеркнув, что речи не идет о возрождении государственной экономики.

Выступая позднее в итоговой передаче телеканала НТВ, Дмитрий Медведев высказал мнение, что многие программы, представленные Россией на давосском экономическом форуме, впечатлили его участников.

"Мы сегодня находимся уже в той ситуации, когда способны заниматься решением крупных социальных программ, - отметил он. - Мы можем двигаться по этому пути, можем финансировать такие программы. И в этом смысле мы смотримся ничуть не хуже, чем другие участники давосского форума".

В качестве примера Дмитрий Медведев привел "прыжок из компьютерной безграмотности и цифрового разрыва в ситуацию, когда все наши школы будут подключены к Интернету". "Это впечатляет участников давосского форума", - сказал он.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе состоялась неформальная презентация Дмитрия Медведева - возможного кандидата в преемники Владимира Путина. Это первое большое мероприятие такого рода за пределами России, в котором участвовал Медведев. В этом году Всемирный экономический форум в Давосе приобретает особое значение: только на нем потенциальный преемник мог устроить собственную презентацию в преддверии президентских выборов (в начале 2008 года ситуация будет уже вполне определенной). Исторически сложилось так, что форум в Давосе в предвыборный год приобретает особо значение и способен даже оказывать влияние на последующее развитие политических событий внутри России.

Например, в 1996 году форум ознаменовался успешным выступлением лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Так называемая "давосская парадигма", когда "красного" политика в Европе приняли и признали (сам Зюганов тогда выступил с демократических, едва ли не рыночных позиций), помогла консолидации крупного капитала внутри России и мобилизации всех ресурсов на переизбрание Бориса Ельцина. В 2000 году форум стал презентацией нового президента России Владимира Путина: именно тогда прозвучал известный вопрос "Who is Mr. Putin?" Последующие годы интерес российской элиты к Давосу значительно снизился, что было связано с укреплением как финансово-экономического положения России (снижение зависимости от Запада), так и власти. Кремль все в меньшей степени нуждался в понимании и согласии Запада, а отношения в целом с западными странами стали более прохладными.

Однако в этом году ценность Давоса снова выросла. Во-первых, России нужно работать над улучшением своих имиджа и репутации: Кремль делает на этом ставку диалоге с Западом. Во-вторых, Кремль заинтересован в легитимности очередного избирательного цикла, а значит, и в презентации возможного преемника. Наконец, и сам возможный преемник более чем заинтересован в своем продвижении на Западе: это создает ему определенный имидж, наращивает его ресурс и вес внутри России и косвенно способствует улучшению конкурентоспособности в борьбе за президентское кресло. Это особенно важно, учитывая, что, судя по всему, решение о поездке Медведева в Давос не было консенсусным. Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф признался газете "Ведомости", что задача была непростой, поскольку "не все разделяют мнение" о важности Давосского форума. Таким образом, участие Медведева в Давосе можно расценивать и как элемент внутриполитической борьбы за власть. 2400 участников из 90 стран вели переговоры в Давосе с руководителями многочисленных международных организаций (в числе которых ВТО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк), неправительственных организаций (Oxfam, Amnesty и др.) и 24 главами государств или премьер-министрами, приехавшими на форум. В форуме принимали участие Ангела Меркель, Тони Блэр, его будущий преемник Гордон Браун, президент Бразилии Лула да Сильва, Махмуд Аббас, премьер-министры Египта, Индонезии, Вьетнама, Танзании и другие знаковые персоны.

В своем выступлении Медведев представил Россию как быстро развивающуюся страну, добившуюся в последние годы явных успехов. Так, он заявил, что Россия в ближайшие два года может выйти на шестое место в мире по объему ВВП, рассчитанному на основе паритета покупательной способности, опередив такие страны, как Италия, Франция и Великобритания. Он напомнил, что в период до 2000 года основными признаками нашей экономики были запретительные, по сути, для ведения бизнеса налоги, почти 20-процентная годовая инфляция, долг, превышающий объем валового внутреннего продукта, зарплата менее чем 100 долларов, которая "оставляла почти половину российских семей за чертой бедности". Говоря о сегодняшней России, Медведев подчеркнул, что "это совсем другая страна". С 2000 года ВВП в реальном выражении увеличился на 60%, или почти на 7% в среднегодовом исчислении. "Россия привлекает к себе тем, что она превратилась в один из наиболее быстро растущих рынков", - подчеркнул первый вице-премьер, отметив, что средняя заработная плата в нашей стране уже превышает 400 долларов в месяц, инфляция составляет уже менее 9%, а долг - менее 20% ВВП. Одной из главных задач Медведева было создать благоприятное впечатление о российской власти в глазах инвесторов. Так, он заявил, что российский парламент в ближайшие месяцы сможет приступить к рассмотрению закона о допуске иностранных инвесторов в стратегические отрасли: это стало ответом Медведева на сильный раздражитель для западной элиты - отсутствие четких правил игры в стратегическом секторе. По его мнению, иностранные инвесторы не испытывают в России серьезных проблем. В настоящее время единственная возможная проблема - это как раз вопрос с законопроектом об иностранных инвестициях в так называемые стратегические отрасли, считает первый вице-премьер. Известно, что будущий закон как раз вызывает серьезную обеспокоенность инвесторов - поэтому Медведев подчеркнул, что необходимо сделать этот закон "ясным, сбалансированным, отвечающим на те вопросы, которые возникают в повседневной, практической жизни".

Еще один вопрос, волнующий иностранцев - газовый; многие на Западе считают, что Россия использует свои энергетические ресурсы в качестве инструмента для шантажа соседних стран. Задачей Медведева было выдвинуть в ответ мотивировку, которая бы выглядела максимально рыночно. По словам Медведева, "бесплатного газа ни для кого больше не будет". Он пояснил, что Россия, "являясь часть европейской и мировой экономики, должна принимать правила, сложившиеся в Европе и во всем мире", и добавил, что "не мифические враги извне заставили нас принимать такое решение, а понимание истинных потребностей российской экономики".

В ответ на один из вопросов Медведев на английском языке охарактеризовал российскую демократию: "Сегодня мы строим новые институты, основанные на базовых принципах полноценной демократии. Демократии - без ненужных дополнительных определений. Демократии эффективной - опирающейся на принципы рыночной экономики, верховенство закона и подотчетности власти остальному обществу. Мы хорошо понимаем, что еще ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим. По одной простой причине: свобода - лучше несвободы" - сказал он. Таким образом, Медведев окончательно дистанцировался от "суверенной демократии", которую продвигает в публичном пространстве Владислав Сурков и которую приняла на вооружение "Единая Россия". Для западной аудитории суверенная демократия в ее современном российском варианте является синонимом авторитаризма - поэтому формулировки Медведева, адресованные западной аудитории, должны были ей понравиться.

Еще одна проблема, волнующая Запад, - экспансия государственных компаний в российской экономике. Медведев и здесь позиционировал себя в качестве рыночника. По его мнению, роль государства в российской экономике должна быть утилитарной и прагматичной. "Если же участие государства не является необходимым, государство в таких процессах участвовать не должно", - подчеркнул первый вице-премьер. По его словам, роль государства в диверсификации экономики определяется теми приоритетами, которые задаются и подготовкой правил проведения диверсификации. "Но (роль государства) отнюдь не в том, чтобы указывать тем или иным бизнесменам либо тем или иным отраслям, каким образом проводить диверсификацию", - добавил первый вице-премьер.

Первая встреча Дмитрия Медведева с представителями мировой элиты продемонстрировала, что возможный преемник Владимира Путина стремится говорить с ними на одном языке, позиционируя себя как сторонник современной европейской демократии и рыночной экономики. Медведев закрепил за собой образ "мягкого рыночника", при этом практически не отличающегося по риторике от нынешнего президента. В этом случае важно отметить, что Владимиру Путину нужен такой преемник, который не будет самостоятельно определять идеологию экономической и внешней политики, действуя в русле прежнего курса.

Нельзя говорить, что давосская презентация сыграла значительную роль в продвижении Медведева как кандидата в преемники: выбор следующего президента страны является безусловной прерогативой действующего главы государства, и окончательное решение по этому поводу будет принято, скорее всего, не ранее, чем во второй половине текущего года. Выступление Медведева в Давосе можно назвать успешным: даже несмотря на некий скепсис западной аудитории, Медведев сумел подогреть интерес к себе, равно как и приумножить свой политический ресурс внутри страны. Это можно рассматривать и как стремление к экспансии, которая в какой-то мере уже является проявлением самостоятельности.
Если кто-то этого не заметил, Россия уже вернулась. Это - главный вывод, который иностранные элиты должны вынести из выступления Дмитрия Медведева в Давосе.

Это у нас политически озабоченные люди спорят о том, были ли сентенции Дмитрия Медведева по поводу "демократии без прилагательных" ответом в заочной полемике с замруководителя администрации президента Владиславом Сурковым, предложившим идеологию суверенной демократии.

Это в России выступление первого вице-премьера в Давосе рассматривается как заявка на "преемничество". На Западе же идею выступления поняли однозначно: Россия снова вошла в когорту мировых лидеров. И они - эти лидеры - должны подвинуться, если не хотят стеснять сами себя.

К сожалению, чтобы свободно говорить о выступлении Дмитрия Медведева, необходимо разобраться с двумя общепринятыми мифами, которые муссируют сейчас наши политтехнологи.

Первый - миф о споре между Дмитрием Медведевым и Владиславом Сурковым. Новая пища для спекулирования по теме появилась, когда куратор нацпроектов в Давосе упомянул про "демократию без ненужных прилагательных определений". Так вот, первый вице-премьер не зря говорил эту часть выступления по-английски. Вполне очевидный сигнал: вот именно этот, заключительный фрагмент выступления призван продемонстрировать западным элитам европейский выбор России и нивелировать имеющиеся претензии по поводу якобы "недемократического" правления Москвы.

Внутри страны никому не надо объяснять, что заклинание "при Ельцине была демократия, а при Путине ее не стало" принимается на ура только представителями бывшей либеральной элиты, к которой народ относится более чем прохладно. Для остальных же ельцинская "демократия" - страшный сон, а вот суверенная демократия при Путине дала реальную надежду на лучшее. Таким образом, высказывание Дмитрия Медведева надо принимать как "игру на публику".

Есть и вторая составляющая этого мифа, которая довольно значима. Первый вице-премьер - юрист по образованию, а значит, подходит к терминам довольно жестко. Суверенная демократия - это западный же термин, который объединяет довольно большое количество государств, практикующих в своей повседневной жизни демократию, а также обладающих суверенитетом.

Так, в западной трактовке суверенной демократией оказывается монархическая Великобритания. А демократическая Польша, конечно же, суверенной демократией не является, поскольку суверенитетом не обладает. Как юрист, Дмитрий Медведев попросту снимает неопределенность в двусоставном термине, чтобы, например, не называть демократией монархическую Великобританию.

Третья же составляющая мифа вообще парадоксальна. Внимательным читателям и слушателям выступления куратора нацпроектов вполне очевидно, что в ходе всего своего спича он говорил именно о суверенной демократии! Действительно, когда он говорит о том, что Россия больше не страна-должник, что Россия "становится активным участником позитивных процессов международного развития", - это утверждение, что Россия обрела собственную суверенную субъектность. А пассаж про то, что наша Родина возвращает себе мандаты, утерянные СССР! Тут даже комментировать нечего. Все вполне очевидно.

Хотелось бы также обратить внимание еще на одну деталь. Дмитрий Медведев довольно откровенно сказал об энергетической политике России: "Наши партнеры по "восьмерке" согласились с выдвинутой нами идеей энергетической безопасности как безопасности не только предложения, но и спроса. А также - безопасности транзита". Последнее предложение, как представляется, необходимо всемерно разъяснять для наших партнеров за рубежом, особенно тех, кто сидит на трубе и думает, что тем самым он может шантажировать Россию и Европу. Безопасность транзита - дело всей Европы. И если страна-транзитер занимается шантажом, то вполне возможно принять меры для того, чтобы эту угрозу устранить. Возможно, даже кардинально.

Россия - суверенное демократическое государство, - естественно, не может мириться с тем, что сейчас в мире присутствует диктат одной силы, одного государства. Эта ситуация рассматривается как неприемлемая: "Я сомневаюсь, что кому-то может быть выдан мандат на высказывание абсолютной истины", - заключает первый вице-премьер, тем самым показывая, что в настоящем демократическом сообществе не может быть диктата. Но и не только! Из этих же слов следует и то, что в демократическом сообществе никакая страна не может быть эталоном демократии, а также навязывать стандарты демократии другим.

Три задачи, стоящие перед Россией, также призваны утвердить ее суверенный статус, обеспечить демократию. Диверсификация производства сделает Россию менее зависимой от рыночных колебаний, а значит, обеспечит экономический суверенитет. Создание современной инфраструктуры позволит стать более открытым и независимым обществом, соединит Россию внутри себя самой и проложит мосты между нами и другими государствами. Наконец, вложения в человеческий капитал - то самое, ради чего и существует каждая страна, - ради своих граждан.

Теперь пришла пора рассмотреть суть второго мифа, мифа о том, что Дмитрий Медведев в Давосе был на смотринах в качестве преемника. Конечно, тема очень конъюнктурная, да и дивидендов может принести много, если прикуп угадать. Но гадание на кофейной гуще для политического аналитика дело непозволительное. Особенно тогда, когда вполне очевидно, что первый вице-премьер в Давосе презентовал не себя лично. Не Дмитрия Анатольевича Медведева, а общую преемственность политики России на ближайшие 5 лет.

То есть Дмитрий Медведев говорит ошарашенным слушателям: Россия состоялась как государство. Период, когда мы побирались у Запада или выступали нерадивыми и забитыми учениками, давно закончился. Ушел в прошлое безвозвратно. Теперь у России есть свои амбиции. И первый вице-премьер довольно элегантно обозначает их, обещая, что наша страна станет шестой в мире по экономическому развитию уже через два года. У России есть серьезный потенциал, но главное - что Россия сама знает, как ей реализовывать амбиции и потенциал.

Мы не против дружеских советов, более того, мы приветствуем всяческие добрые советы. Именно так, кстати, расшифровывается фраза про иностранные инвестиции, которые "особенно ценны тогда, когда они сопряжены с приходом к нам не столько денег, сколько новых технологий". Но мы не потерпим никакого вмешательства в наши внутренние дела, диктата, грубой игры на нашем пространстве. "Мы не заставляем кого-либо любить Россию. Но мы никому не позволим причинять России вред", - предельно откровенно говорит куратор нацпроектов.

Как юрист, Дмитрий Медведев попросту снимает неопределенность в двусоставном термине, чтобы, например, не называть демократией монархическую Великобританию

Еще более откровенно отвечает он и на упреки в адрес России касательно строительства крупных компаний: "Мы ориентируемся на формирование крупных российских корпораций", - подтверждает Дмитрий Медведев и объясняет это абсолютно прагматичными причинами, такими как критическое значение ряда отраслей, где господствуют корпорации, для всей экономики, грандиозными отраслями и общей успешностью крупных компаний в некоторых структурных сферах экономики.

Таким образом утверждается преемственность политики Владимира Путина, а также гарантируется, что Россия будет и впредь играть по правилам, пока по правилам играют с ней. Все эти сигналы были позитивно восприняты западной аудиторией. Но настоящую цену этого форума мы сможем оценить только в конце года, когда будем подводить экономические итоги.

Есть и конкретные показатели, по которым проводить оценку: в прошлом году частные инвестиции в Россию составили 40 миллиардов долларов. Сколько они составят в конце 2007 года, покажет время.

Но уже сейчас понятно: Давосский форум стал той встречей, на которой западные бизнесмены получили уверенный ответ, что Россия не собирается идти по катастрофическому сценарию и что в России однозначно будет сохранена преемственность курса власти после 2008 года. И, безусловно, это должно положительно сказаться и на конечном результате.

В своё время ещё до избрания Владимира Путина Президентом России вся мировая пресса озаботилась вопросом: "Кто Вы, мистер Путин?" Надеюсь, за прошедшие семь лет журналисты в полной мере получили всеобъемлющий ответ на этот вопрос. Теперь настал черёд предъявить миру нового российского политика - нашу восходящую звезду Дмитрия Медведева. Для этого был выбран Всемирный экономический форум в Давосе. И Дмитрий Медведев не посрамил Россию, а очень достойно представил её на форуме.

Выступив на форуме с 45-минутным докладом, вместо обычно выделяемых 15 минут, Дмитрий Медведев успел изложить в нём своё видение на прошлое, настоящее и будущее России. Так прямо и сказал: "Сегодня я хотел бы поговорить не об одной, а о трех разных странах. О России 2000 года. О России сегодняшней. И о России будущего".

И действительно, кратко остановившись на кошмаре в экономическом плане России 2000 года, Дмитрий Медведев сразу перешёл к своему любимому тезису о России 2006 года - "это другая страна" - и с цифрами в руках, которые близки и понятны собравшимся в Давосе ведущим бизнесменам планеты, доказал этот вывод.

Здесь нет смысла приводить все цифровые выкладки Первого заместителя Председателя Правительства России, поверьте на слово, они были весьма убедительны для собравшейся аудитории. Приведу только один заключительный пример из речи Дмитрия Медведева, подытоживающий его рассказ о настоящем России: "Например, по объему ВВП мы выйдем в этом году на максимальный уровень советского периода. Мы к этому стремились - и это радует. Но секреты и уже достигнутых успехов, и нашего будущего, я надеюсь, лежат в столь же быстром развитии. И уж тем более принципиально разными являются базовые политические принципы современной России".

Самая же важная часть выступления Дмитрия Медведева была посвящена будущей стратегии развития России, и здесь он выступил просто с блеском. Вначале он четко сформулировал три основные задачи новой стратегии, назвав их ключами "к долгосрочному росту российской экономики". Здесь необходимо привести точную цитату из его выступления: "Первый ключ - это диверсификация. Второй ключ - создание современной инфраструктуры. И третий ключ - вложения в человеческий капитал". Точно, сжато и ёмко - лучше не скажешь.

Говоря о диверсификации, то есть об изменении всей структуры экономики России, Дмитрий Медведев не пытался "объять необъятное", а точно выделил всего три отрасли, развитие которых будет приоритетным для страны: "Это глубокая переработка всех видов природных ресурсов, аэрокосмический сектор и экспорт интеллектуальных услуг". Основываясь на том, что, как выразился Медведев, эти отрасли имеют "высокий экономический мультипликатор", их развитие потянет за собой и рост других отраслей. Дмитрий Медведев при этом сообщил, что страна будет делать упор на создание крупных корпораций, способных выстоять в конкурентной борьбе на международной арене. Причём, эти корпорации будут иметь в своей основе и государственный и частный капитал. Медведев ставит в связи с этим ещё более сложную и масштабную задачу: "любые предпринимаемые государством в области экономики меры будут оцениваться с точки зрения их влияния на развитие приоритетных секторов экономики. Что касается необходимых инвестиций, то мы будем создавать все условия для прихода частного капитала. В том числе и иностранного".

Переходя к решению второй задачи - создание современной инфраструктуры - Дмитрий Медведев обрадовал бизнесменов тем, что для её решения "нам нужны, прежде всего, частные инвестиции, в том числе иностранные инвестиции". Он предложил бизнесу вкладывать капитал в электроэнергетику, газовую отрасль и в транспортные коммуникации. Остановившись на наиболее знакомой ему газовой отрасли и сообщив, "что бесплатного газа ни для кого больше не будет", Дмитрий Медведев делает очень важный для бизнеса вывод: "Это подход, призванный перевернуть всю логику принятия крупных экономических решений для многих отраслей. Являясь частью европейской экономики и, соответственно, мировой экономики, мы должны принимать правила, сложившиеся в Европе и во всем мире". Бизнес очень близко к сердцу принимает такие заявления и, сложилось впечатление, что Дмитрию Медведеву он поверил. Для вкладывания инвестиций в российскую экономику Первый заместитель Председателя Правительства РФ предложил иностранцам воспользоваться "в том числе и популярным сегодня в мире механизмом концессии".

И, наконец, третий ключ к росту российской экономики - вложения в человеческий капитал. Кажется, Дмитрий Медведев впервые в своих выступлениях применил этот термин, но точнее не скажешь. Он заявил: "Мы хорошо осознаем, что какие бы цели и задачи мы перед собой ни ставили, преуспевающей будет только та страна, которая создаст благоприятные условия для развития личности. Талант, способности личности играют сегодня во многом определяющую роль". Наиболее ярким примером вложений в человеческий капитал Дмитрий Медведев считает приоритетные национальные проекты и новую демографическую политику, реализуемую в России. Приведя ряд примеров из практики реализации ПНП, он делает следующий вывод: "мы пытаемся реализовать принципиально иной подход к расходованию бюджетных средств. Его смысл - в постановке четких целей, сроков их достижения и в выделении необходимых для этого средств". И добавляет: "И даже в самом расходовании средств мы пытаемся изменить идеологию: перейти от уравниловки к поощрению лучших, от стимулирования завышения затрат к планированию и исполнению бюджетов, ориентированных на достижение результатов на основе минимально возможного использования ресурсов". Резюмируя, Дмитрий Медведев заявляет: "Все эти инициативы - и национальные проекты и последний демографический проект - это, по сути, наш большой "инвестиционный проект" в положение человека, на который мы возлагаем большие надежды. Мы рассчитываем, что личность начнет переходить из категории объектов вложения в самостоятельные, активные субъекты экономики и общества в целом. Что сами люди начнут быть заинтересованными во вложении своих ресурсов в самореализацию. В себя и в своих детей". Убедил наш первый вице-премьер бизнесменов в том, что вложения в человеческий капитал в России всерьёз и надолго.

Заключил своё программное выступление Дмитрий Медведев, задав присутствующим очень любопытный вопрос и сам же на него ответив, цитирую: "Что такое новая Россия и куда она движется?
Ответ достаточно прост: Россия - это страна, которая в ХХ веке была подвергнута тяжелейшим испытаниям: революциям, гражданской войне, мировым войнам, экономическому коллапсу. Сегодня мы строим новые институты, основанные на базовых принципах полноценной демократии. Демократии без ненужных дополнительных определений. Демократии эффективной, опирающейся на принципы рыночной экономики, верховенства закона и подотчетности власти остальному обществу. И хорошо понимаем, что еще ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим. По одной простой причине: свобода лучше несвободы". Последний довод просто великолепен, всё-таки "краткость - сестра таланта".

Дмитрий Медведев в этой части делает ещё одно весьма важное заявление в международном плане: "Мы не заставляем кого-либо любить Россию. Но мы никому не позволим причинять России вред. И будем добиваться уважения как к гражданам России, так и к нашей стране в целом. Причем не силой, а ответственным поведением и успехами". Именно такой язык понимают на Западе, а не заверения в своей преданности идеалам западной цивилизации. Россия сама - самобытная цивилизация с собственным историческим прошлым.

Заканчивает Дмитрий Медведев, как и полагается представителю великой державы на мажорной ноте: ". Российская экономика будет не только в полной мере реализовывать наш исторический мандат энергетического и транспортного центра Евразии. Мы восстановим наши позиции как одного из крупнейших научных центров. А также превратим наш финансовый рынок в один из наиболее эффективных и востребованных в мире". Далее, как говорится, продолжительные аплодисменты, хотя на форуме в Давосе это не принято.

Наше резюме: мировая премьера возможного кандидата в Президенты России на выборах в 2008 году прошла очень успешно. Новая стратегия развития экономики и общества в России впечатлила самых известных представителей мировой экономической и политической элиты. Мир воспринял Дмитрия Медведева как достойного продолжателя курса нынешнего Президента России Владимира Путина. Мировая экономическая и политическая элита больше всего не любит неопределённость, как в экономике, так и в политике. Дмитрий Медведев сумел расставить все точки над i. Не посрамил державу. Уже за это ему честь и хвала!

Можно продолжать и продолжать приводить мнения политологов, экспертов и аналитиков об этом, в чем-то эпохальном и отнюдь неординарном выступлении Дмитрия Медведева. Но одно ясно - и на Западе и в России оно в целом произвело благоприятное впечатление. Особенно это ценно для Запада - там, действительно, страсть как не любят неопределенности, как в политике, так и в экономике. Дмитрий Медведев внес определенность в главные вопросы о роли и месте России в прошлом, настоящем и будущем. Россия вернулась в мировые лидеры всерьез и надолго.

Для ещё более полного представления о том, как представляет будущий президент России Дмитрий Медведев место России в мире необходимо вспомнить о выступлении Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на ХI Петербургском экономическом форуме 10 июня 2007 года.

Интересно, что, предоставляя слово Дмитрию Медведеву, ведущий форума К. Шваб обратился к нему почти с таким же вопросом:
"И сейчас я хочу предоставить слово Первому заместителю Правительства России господину Дмитрию Медведеву. Я хочу задать Вам следующий вопрос. Мы услышали Президента Путина, а он уже дал всестороннее определение своего видения будущего России. И, как мы слышали из предыдущих выступлений, Россия, конечно, является связующим звеном между Европой и Азией и сама по себе является очень важной движущей силой, создающей новый мир, основанный на многополярности. Но если мы вернемся к вопросам экономики, господин заместитель Председателя Правительства, на Ваш взгляд, какие факторы будут играть ключевую роль в международном развитии России в будущем?".

Дмитрий Медведев достойно ответил на заданный вопрос. Это его выступление также необходимо вспомнить полностью.

Д.Медведев: Уважаемые коллеги!

В развитие того, о чем здесь сегодня говорилось в докладах, и Вашего вопроса мне бы хотелось затронуть два фактора, которые оказывают реальное влияние на процессы перехода человечества в целом и нашей страны от индустриальной экономики к обществу, которое основано на новых подходах, а именно на знаниях.

Конечно, здесь центральной фигурой является фигура самого человека. Ни государство, ни церковь, ни корпорации сегодня сами по себе не могут претендовать на роль основных двигателей прогресса. И в этой связи я бы тоже хотел поддержать тот тезис, который используется профессором Фукуямой в одной из его работ, о том, что социальный капитал необходим как для процветания, так и для конкурентоспособности. Ведь именно культура, именно гуманитарные связи - это то, что нас объединяет, прежде всего, на пространстве СНГ, а также является основным фактором в общении между СНГ и Евросоюзом.

Отсюда основные требования к деятельности государства в социально-экономической сфере. Именно они стали основным мотивом для создания в нашей стране особых социальных программ, которые получили название национальных проектов. С их помощью мы пытаемся решить не только накопившиеся острейшие проблемы, проблемы в социальной сфере, но и в конечном счете развиваем новый образ жизни, который задает новые жизненные стандарты, создает принципиально новые человеческие ориентиры.

И в этой связи я приведу буквально два примера. Один из них касается образования. Цель здесь очевидна - кардинально повысить качество образования, привести его в соответствие с потребностями дня. И сегодня мы проводим модернизацию нашего национального образования, при этом хотим создать новую, открытую систему образования, которая впитает все те достижения, которые были у традиционной, классической, в том числе советской, системы образования, и обогатить ее ценностями мировой системы образования, хотим международной прозрачности и сопоставимости нашего образования. По этому примеру уже формируются образовательные центры как внутри страны, так и на пространстве СНГ.

И второй пример - это политика, направленная на обеспечение комфортных условий для жизни людей. Не погружаясь в подробности реализации соответствующего проекта, хотел бы осветить одну вещь, о которой мы еще специально не говорили, - это роль городских агломераций в современных условиях для жизни людей. Потому что, в отличие от многих развитых стран, в России у нас пока очень мало городов такого мирового значения - по сути, как принято говорить, раз, два и обчелся. И в этом смысле в России, для того чтобы сохраняться в тех пространствах, которые нам исторически даны, существует потребность в развитии вот таких агломераций, в создании крупных центров - причем, конечно, при понимании того, что у агломераций будет особая социальная, образовательная и культурная роль, потому как даже те населенные пункты, которые растянулись на сотни километров, при самых высоких стандартах жизни, если нам удастся их добиться, не способны создавать те цивилизационные продукты, которые создаются в агломерациях.

И еще одна тема, о которой сегодня речь шла в выступлениях, - вопрос о соотношении конкуренции между суверенными государствами и их взаимозависимости, соотношении протекционизма и взаимодействии между странами. Об этом говорил Президент Российской Федерации. И очевидно, что современные глобальные процессы характеризуются сегодня острой конкурентной борьбой, причем конкурируют уже не только корпорации, конкурируют и отдельные страны, конкурируют целые регионы. В рамках Евросоюза идет конкуренция. Идет конкуренция и во взаимоотношениях других центров.

И что здесь необходимо заметить: усиление конкуренции пока вызывает не создание новых, справедливых правил игры, на что, наверное, следовало бы ориентироваться, а на рост протекционизма, причем как на товарных, так и на инвестиционных рынках. Поэтому крупные международные образования, крупные международные организации, по сути, втянуты в разборки, которые в конечном счете не способствуют решению накопившихся международных экономических проблем.

Не остается в стороне от этого процесса и Россия, и не потому, что нам хочется закрываться - напротив, наша конкурентоспособность прямо зависит от открытости. И мы, конечно, понимаем всю пагубность такого рода процессов.

Источников для понимания здесь несколько. И, как мы понимаем, для того чтобы основные страны росли динамично, шансы их должны быть принципиальным образом иначе распределены. Мы должны создавать особую общую и открытую к разнообразию инфраструктуру общения. Это та самая инфраструктура доверия, о которой в своем выступлении говорил профессор Фукуяма. Это не только трубы, это не только торговля товарами и услугами - это в том числе информационное и интеллектуальное поле, такое пространство, которое не будет вызывать тревоги о том, что распространение каких-либо новаций лишит ту или иную компанию преимуществ. А сегодня проблема как раз в том и состоит, что очень многие страны занимаются протекционизмом, и он направлен лишь на сохранение тех областей, которые традиционно были ими завоеваны. Для кого-то важна защита сельского хозяйства, для кого-то - природных ресурсов, а для кого-то уже интеллектуальных ресурсов, интеллектуальной собственности. И при этом все понимают, что в современном глобальном мире изоляция в принципе невозможна. Более того, она просто крайне невыгодна. А неэффективный, такой дурной протекционизм просто тормозит развитие экономики ХХI века. И нам всем нужно задуматься над такой системой экономических связей, в которой выгодно будет распространение самого передового опыта, новых продуктов и прогрессивных технологий, причем распространение на основе взаимного уважения и с учетом национального своеобразия, на основе открытости, на основе справедливой интеллектуальной конкуренции. При этом мы не должны забывать известного изречения древнекитайского философа Лао-Цзы, который очень образно говорил так: "То, что сжимают, - расширяется; то, что ослабляют, - укрепляется; то, что уничтожают, - расцветает; кто хочет отнять что-нибудь у другого - непременно потеряет свое". Спасибо".

К этому выступлению Дмитрия Медведева и добавить-то почти нечего, настолько точно расставлены все акценты. Меня лично восхищает конечная ссылка на Лао-Цзы - просто замечательное подведение итога высказанных Дмитрием Медведевым тезисов.

А мне в конце этого материала хочется вспомнить другое высказывание очень популярное у нас в России - кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!". Именно про это, по моему, говорил Дмитрий Медведев.


Лев Иванов.

03 января 2008 года.
www.nasledie.ru




Док. 412488
Опублик.: 03.01.08
Число обращений: 252

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``