В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Журнал `Журналист`. Рубрика `Власть и пресса` в программе `Дорога свободы` Назад
Журнал `Журналист`. Рубрика `Власть и пресса` в программе `Дорога свободы`
Олег Панфилов: 22 ноября 1966 года было опубликовано постановление ЦК КПСС об издании журнала "Журналист", которое одновременно упразднило журнал "Советская печать". Как говорилось в постановлении, задача журнала - настойчиво бороться за повышение действенности выступлений печати, радио и телевидения, остро и принципиально выступать против отрицательных явлений в их работе. Первым главным редактором журнала "Журналист" был назначен Егор Яковлев.
На самом деле в документе ЦК КПСС история этого журнала была скрыта и сотрудники-журналисты считают настоящей датой создания своего издания 1 января 1914 года. Невозможно сказать, сколько сейчас в России работает журналистов, поскольку, согласно закону "О средствах массовой информации", журналистом может стать любой гражданин, собирающий, обрабатывающий и распространяющий информацию. Иногда называют цифру более 300 тысяч человек. Специализированных изданий, предназначенных для журналистов, в России выходит немного, но ведущим до сих пор считается журнал "Журналист".
Со мной в студии заместитель главного редактора журнала Виталий Челышев.
Виталий, в Москве, кроме вашего журнала, выходит так же "Журналистика и медиарынок", а на днях объявлено о начале издания еще одного - "Главный редактор". Достаточно ли?
Виталий Челышев: Я думаю, что таких изданий немного больше, и мне очень жаль, что пару лет назад закрылся журнал "Среда", он держал свой сегмент. Да, мы действительно лидеры по той простой причине, что старый бренд в любом журнале и в нашем в том числе, он обязывает, он вообще перековывает людей, даже пришедших туда другими, они становятся теми, какие задумывались, когда журнал родился в первый раз. Когда Владимир Максимович Фриче создавал этот журнал, то он, кстати, способствовать тогда и созданию первого профессионального Союза журналистов, который, в общем-то, был закрыт уже в советские годы. Да, я считаю, что мы лидеры, но таких журналов может быть много. Если бы рынок был совсем пуст, мне, честно говоря, было бы совершенно неинтересно здесь работать, мне бы не с чем было сравнивать свое издание, я бы не понимал цену тому, что я делаю.
Олег Панфилов: Виталий, но, тем не менее, тираж журнала и количество журналистов в России абсолютно несовместимы. К этому стоит, вероятно, добавить, что и уровень журналистского образования в России до сих пор во многом напоминает советское образование. Так же, наверное, процентов 60-70, а может быть и больше, это те журналисты, которые раньше работали в советской партийной печати. Насколько вы можете помогать журналистам стать более современными?
Виталий Челышев: Мы несем с собой и старый хвост, и новый клюв. И без того, и без другого этот динозавр в нашей журналистике существовать бы не смог. Потому что старые журналисты, они, в общем-то, ориентируются на нас по-старому, как на центральные издания. А молодые журналисты, раньше они просто не имели доступа настоящего к этому изданию, а три года назад у нас открылся, причем самопроизвольно, клуб молодых журналистов. И сейчас, если зайти на сайт и посмотреть, ну, наверное, человек 70, как говорили в деревнях, старых торгуют своими мордами наших ребятишек. Какие ребятишки? Это молодые, очень творческие, очень озабоченные моралью, статусом журналистским, своими проблемами - замечательные ребята. Поэтому, я считаю, что мы несем гордо и хвост, и клюв.
Олег Панфилов: Тем не менее, меня поражает, например, такая рубрика, поражает, во-первых, своим существованием и поэтому я бы хотел получить ваш ответ на вопрос: нужны ли районные издания? Ведь во многом это газеты, которые выходят на бюджетные средства, которые распространяются очень маленьким тиражом, но вы, тем не менее, ведете такую рубрику и рассказываете о том, как они живут. Есть ли у них вообще смысл существования?
Виталий Челышев: Это вообще-то мой давний с вами спор, да и не только с вами. И не потому, что я в этом журнале, и не потому, что эта концепция родилась еще раньше, и не потому даже, что, исчезни районная газета, люди, которые ей занимаются, будут добывать себе пищу только на огородах своих. Нет, здесь все немножко сложнее. Во-первых, сегодня часть районных изданий стали предметом изучения рекламного рынка. Вдруг оказалось, что есть вещи, мини-трактор, что-то еще, которые в городе не продашь, а там через районную прессу продать можно. То есть появилась вот такая перспектива. Во-вторых, есть люди, у которых нет сегодня проводного радио, поскольку провода обрезали, где-то установили мобильную связь, где-то есть телевизор, который принимает далеко не все. И какие-то новости, даже продать или купить козу, можно решать через эту газету. Это крайне, я считаю, необходимое, очень локальное значение имеют эти издания. Когда они пытаются подменять областные, федеральные, дают новости из Интернета, получается чепуха. Когда они живут тем, чем живут люди, как это везде, в Англии, в Германии есть маленькие газетки, обеспечивающие маленькие район.
Олег Панфилов: Вернемся к вашим непосредственным читателям, журналистам. Известно, что очень много нарушений прав журналистов. Известно, что, по крайней мере, последние 5-6 лет существует противостояние между властью, которая восстанавливает традиции советской пропаганды, и журналистами, которые сопротивляются этому. Вас журнал, помимо того, что пишет о творчестве, об успехах журналистов, помогает ли научить журналистов безопасности? Как в этих случаях журналистам поступать, когда власть на них оказывает давление?
Виталий Челышев: По-разному. Я считаю, что тот раздел, который у нас есть, "Хроника беззакония", он не существовал до последней команды журнала и он совершенно неожиданно повторил ту рубрику, мы о ней не знали, просто она называлась "Хроника", которая выходила вообще с самого первого номера выхода "Журналиста".
Олег Панфилов: Но "Хроника" как раз-таки говорит только о том, как нарушаются. А как избавиться от этого?
Виталий Челышев: Как избавиться? К нам приходит довольно много по нынешним временам, десяток за месяц бывает писем, вопросов, связанных с юридической помощью. Эта юридическая помощь, которую Нана Габешева у нас ведет, замечательный юрист, эта юридическая помощь помогла многим. Я думаю, что наш журнал прокладывает системную колею свободы.
Олег Панфилов: Спасибо.



25.01.2007
http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c2-1046859.html#1


Док. 412341
Перв. публик.: 25.01.07
Последн. ред.: 02.01.08
Число обращений: 470

  • Панфилов Олег Валентинович
  • Челышев Виталий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``