В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Муртаза Рахимов: `Обеспечение доступности жилья - важнейшая социальная задача` Назад
Муртаза Рахимов: `Обеспечение доступности жилья - важнейшая социальная задача`
Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на заседании Госсовета Российской Федерации 19 декабря 2007 года

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Государственного Совета!

В соответствии с задачами по решению жилищной проблемы, которые определены курсом Президента, в стране развернута огромная работа. В Башкортостане она нацелена на формирование рынка доступного жилья. Действует рабочая группа, выполняется план по нацпроекту и подпрограмме федеральной целевой программы "Жилище". Определены их исполнители.

Жилищное строительство стало приоритетным направлением экономики. За семь лет построено 10 млн. 400 тыс.кв.м. жилья. В прошлом году - более 1 млн. 700 тыс.кв.м. Башкортостан стабильно на 5-6 месте по объёму ввода жилья, а также в расчете этого показателя на 1000 человек. В этом году планируем ввести 1 млн.850 тыс.кв.м., а к 2010 году - более 2 млн.кв.м. Однако и это ещё не соответствует ориентирам, намеченным в Послании Президента - строительство в расчёте на каждого жителя не менее 1 кв. м. в год.

С учетом опыта республики хотелось бы заострить ваше внимание на главном вопросе - на роли органов государственной власти, государственной стратегии в решении жилищной проблемы. Одними рыночными механизмами в короткие сроки нам ее не поправить.

Для форсирования жилищного строительства, прежде всего, нужен мощный по масштабам строительный комплекс, осваивающий новые технологии и материалы. В республике доля его продукции в валовом региональном продукте составляет около 10%. Наращиваются инвестиции. В текущем году в жилищное строительство за счёт всех источников направлено более 30 млрд. руб. Привлекаются и заёмные средства разных инвесторов и населения. В прошлом году предприятиями и организациями всех форм собственности на строительство жилья для своих работников выделено 274 млн.руб., а в этом - 600 млн. руб. С 2005 года на сооружение инженерных коммуникаций к местам массовой застройки республика направила районам и городам 380 млн. руб. Благодаря господдержке растет индивидуальное строительство. Его доля в общем объеме вводимого жилья - 64%, а это - более 1 млн. кв.м. в год!

Принципиальное значение имеет наращивание и обновление мощностей строительства. Налажен выпуск строительной техники по перевозке бетона, самосвалов, миксеров-бетоновозов, прицепной техники, осваивается производство автокранов. Но приходится констатировать, что при инженерном оснащении жилья растёт применение импортного оборудования. Не хватает лифтов, экономичных отопительных котлов, газовых и электрических плит, водяных насосов. Российским машиностроителям пора уже освоить выпуск современных механизмов и оборудования для строительной отрасли.

Важно дальнейшее развитие промышленности строительных материалов и стройиндустрии. В этих целях у нас реализуются крупные инвестиционные проекты с привлечением австрийских, французских, чешских, итальянских фирм. Строятся известково-цементный комбинат, заводы по производству керамической облицовочной плитки мощностью 20 млн. штук, гипсокартона - 30 млн. кв.м. в год, сухих строительных смесей и газобетона на 220 тыс. куб.м. в год. Годовая потребность республики в цементе - около 2,5 млн. т. Имеющиеся мощности производства цемента удовлетворяли меньше половины спроса. Поэтому в текущем году пущена установка по производству цемента сухим способом мощностью 1 млн. 280 тыс. т. Мы планируем в дальнейшем довести выпуск цемента до 3 млн. т. в год! Отрасль обеспечена востребованным объёмом производства кирпича. При потребности в 400 млн. штук в год существующие производственные мощности позволяют выпускать его более 800 млн.! Сейчас ведётся работа по их модернизации. Налажено бесперебойное снабжение железобетонными, современными столярными изделиями, стеклом, инертными материалами. Для малоэтажного строительства освоены дома каркасно-панельного типа и из оцилиндрованных бревен. Строится завод ОСБ (древесно-стружечной плиты) мощностью 210 тыс. куб. м. в год.

Уважаемые товарищи!

В Послании Президента страны поставлена важнейшая социальная задача - обеспечение доступности жилья. Её можно решить только комплексным подходом, общими усилиями Центра и регионов.

В нашей республике впервые в России 10 лет назад создан специальный "Фонд жилищного строительства". Фонд позволил совместить государственную политику и рыночные подходы, стал полигоном поиска эффективных методов финансирования. Отработан механизм социальной поддержки в приобретении жилья людьми с различным уровнем доходов. С начала деятельности фонда введено более 550 жилых домов. Это 2 млн. 295 тыс.кв.м. или 35818 квартир! Реализовано в рассрочку 21850 квартир, остальные - по договорам с юридическими лицами. Средств населения привлечено 8 млрд.226 млн.руб., или 60,5% общего объема. Положительный опыт этого предприятия осваивается в ряде других регионов.

Жилищное ипотечное кредитование ведут более 50 кредитных организаций. В прошлом году кредитов выдано до 10 млрд. руб., что в 3 раза больше 2005 года. А в январе-сентябре этого года их рост превысил 27%. Принята Концепция, утвержден порядок ипотечного кредитования граждан со средними доходами. За 4 года поддержку получили более 6 тыс. молодых семей. В этом году по программе "Обеспечение жильём молодых семей" выделяются из федерального бюджета 80 млн.руб. и 260 млн.руб. - по республиканской адресной инвестиционной программе. Около 65 млн.руб. из бюджета республики молодые семьи получат в виде субсидий при рождении ребёнка. Особое внимание у нас уделяется строительству жилья на селе, поскольку в сельской местности проживает более 40% населения республики. По подпрограмме "Социальное развитие села" ежегодно поддержку получают до 2000 семей. В текущем году на это выделено 323 млн.руб. из бюджета республики и 242 млн.руб. федеральных средств.

Для более широкого распространения комплексной застройки принят Закон о регулировании градостроительной деятельности, утверждена схема территориального планирования. Проводятся конкурсы на лучшие объекты, проекты, генпланы райцентров, действует подпрограмма по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. В Уфе по социальным схемам строится каждая пятая квартира!

Но есть ряд общих вопросов, требующих решения. Жилищное, градостроительное, земельное и антимонопольное законодательство пока ещё не доработаны. Задерживается принятие ряда программ, учреждение Государственной жилищной корпорации. Большую озабоченность вызывает планируемая отмена с 1 июля 2008 года процедуры лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий, снижение государственного контроля в отрасли. Это может привести к резкому снижению качества строительства и уровня безопасности зданий и сооружений. На наш взгляд, сегодня данная мера ещё преждевременна.

Следует активнее регулировать ценообразование на рынке жилья. Так, реализация прав на добычу инертных материалов, поставки круглого леса через аукционы приводит к росту отпускной цены. А удорожание жилья ещё более сужает круг его покупателей. Необходимо сохранить госзаказ на жилье, возводимое госпредприятиями, с продажей по себестоимости гражданам, состоящим в очередях при муниципалитетах. Земельные участки под такое жильё следовало бы выделять целевым назначением, без аукционов. Для застройщиков нужны упрощённые схемы, возможно и освобождение их от налога на прибыль, как в 70-е годы в США. Востребована и адресная поддержка, т.е. направление субсидий непосредственно на строительство, а не на приобретение жилья на рынке. Это позволит при тех же средствах помочь большему количеству семей. Для удешевления строительства на данном этапе можно предложить также финансирование инженерного обустройства из федерального бюджета, поскольку эти расходы в себестоимости жилья достигают 20%. Без поддержки центра не может быть решена и проблема сноса ветхого и аварийного жилья.

Трудно идет реализация подпрограммы по обеспечению жильем ряда категорий граждан. Для уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц на 2008 год по республике выделенных субсидий достаточно для сертификатов 90 семьям из 124, стоящих на учете. А для граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей средств хватит только 19 семьям из 662! По вынужденным переселенцам - 25 семьям из 474. При таком финансировании - программа под угрозой срыва.

Положение об отборе инвестиционных проектов комплексного освоения территорий, утвержденное в мае, предусматривает критерии застройки, нереальные для большинства регионов. В итоге этот механизм поддержки жилищного строительства применим лишь в нескольких центральных субъектах Федерации.

Усложнён сам порядок направления в регионы предусмотренных средств из федерального бюджета. На наш взгляд, их следовало бы отдавать непосредственно в распоряжение органов исполнительной власти при жёстком контроле центром. На местах виднее, как эффективно использовать эти возможности. Надо и здесь повышать значение регионов!

Благодарю за внимание.

(Текст выступления публикуется с некоторыми сокращениями)

Пресс-служба Президента
Республики Башкортостан



    
19.12.2007
http://www.bashkortostan.ru/index.cfm?id=338&material=8340


Док. 412316
Перв. публик.: 19.12.07
Последн. ред.: 01.01.08
Число обращений: 564

  • Рахимов Муртаза Губайдуллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``