В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Юрия Афонина газете `Советская Россия` Назад
Интервью Юрия Афонина газете `Советская Россия`
Первый секретарь Союза коммунистической молодежи России. Одновременно - секретарь Тульского обкома КПРФ и депутат областной Думы. Ему 27 лет. Новый тип политика, который пришел в партию не с багажом (а иногда и бременем) опыта работы в КПСС, а действующий "с чистого листа". Кстати, в депутаты он прошел не по списку, а в трудной борьбе в одномандатном округе. Свою биографию излагает кратко.
Родом из Тульской области. Отец - школьный учитель физики, мама - инженер на оборонном предприятии. Жена - историк. В 1994 году окончил школу и поступил на исторический факультет Тульского педагогического университета. В школе увлекался шахматами. Отдал этой игре 11 лет. Получил звание кандидата в мастера спорта. После школы подал документы одновременно в два вуза. В Политехнический, на "системы автоматизированного управления", и на истфак Педуниверситета. Сдавал экзамены в оба вуза одновременно. И в оба поступил. Пришлось ломать голову. Но в конечном счете выбрал историю. Именно история, на его взгляд, дает наиболее полное представление об устройстве и механизмах развития общества. А интерес к общественным проблемам у него тогда уже был вполне сложившийся.
- А как занесло в политику?
- Наш исторический факультет всегда был сильно политизированным. У нас работали преподаватели "старой формации", специалисты по марксизму-ленинизму. На нашем курсе тогда человек десять вступили в КПРФ. К сожалению, не все в партии остались. Некоторые использовали ее как трамплин, а потом начали заниматься личным благоустройством. Так что корни проблемы "кротов" уходят довольно глубоко.
В 1997-98 годах начали воссоздавать комсомол. Я вступил одновременно и в партию, и в комсомол. Парторганизация Центрального района Тулы была сильной. Было у кого набираться опыта. К тому времени выявились крупные проблемы с Российским коммунистическим союзом молодежи. Его лидеры потащили себя и молодежь куда-то не туда. Поэтому сначала мы создали Молодежную секцию КПРФ, а 20 февраля 1999 года провели учредительный съезд Союза коммунистической молодежи (СКМ). Я был тогда на 5-м курсе и поехал на съезд как делегат от нашей инициативной группы. А затем возглавил комсомол в Тульской области.
- Многие с интересом занимаются политикой, пока учатся. А дальше - суровая проза жизни. Надо зарабатывать на жизнь. Не до романтики.
- Да, так случается нередко. Но я к моменту расставания со студенческой скамьей уже слишком сильно "втянулся". Поэтому работу, конечно, искать пришлось, но и политику не бросил. Окончив в 1999 году университет, пошел работать в администрацию Щекинского района. Ведущим специалистом комитета по экономике.
- Ну а как политика?
- В 2000 году у нас в области были выборы в Законодательное собрание. Я пошел по родному для меня Щекинскому сельскому округу. Хорошо подготовился. И неплохо выступил. С 31% голосов уверенно опередил всех конкурентов. Хотя соперники были серьезные. Например, заведующая Щекинским отделением Сбербанка, один депутат областной Думы, два руководителя бывших колхозов, бывший руководитель всего лесного хозяйства области. Словом, каждый из них обладал куда большими финансовыми и организационными возможностями, чем я. Да и административный ресурс был не на моей стороне. Губернатор-то у нас "красный", а вот чиновники - из "номенклатурного" прошлого. Я был для них совершенно чужой.
- Это сколько же лет было тогда молодому кандидату?
- 23 года. Но мало того, что "молодой-неопытный", так еще умудрился за три недели до выборов жениться. Выборы - выборами, а жизнь - жизнью. Так что пришлось покрутиться. С одной стороны, свадебные хлопоты, с другой - заказ листовок, встречи с избирателями и прочие "радости" предвыборной кампании. Сразу после свадьбы махнул в свой округ. Шутка ли, 38 избирательных участков, 350 деревень. Везде нужно было побывать.
- Как же все-таки при таком раскладе удалось победить?
- Ну, во-первых, выборы выиграл "ногами". Больше всех провел встреч с избирателями, больше всех обошел домов. И, прямо скажем, моя избирательная кампания была более грамотной с точки зрения избирательных технологий. Кстати, это секрет успеха на выборах многих тульских молодых коммунистов. И не думаю, что этого нужно стесняться. Неверно понимать под технологиями только манипуляции с сознанием избирателей. Это прежде всего умение внятно донести до людей свою позицию. Ведь позиция КПРФ объективно отвечает интересам большинства избирателей. Хорошее владение избирательными технологиями поможет нам компенсировать финансовое преимущество буржуазных кандидатов.
- И сразу во всероссийские молодежные лидеры?
- Во-первых, не сразу. А, во вторых, то, что меня избрали первым секретарем ЦК СКМ - это прежде всего признание успехов тульских комсомольцев в деле создания нового облика левых сил. Омоложение наших рядов идет впечатляющими темпами. Секретарями Тульского обкома партии стали три молодых коммуниста, депутаты областной Думы в возрасте от 27 до 29 лет. Хотя партийный опыт у них уже немалый. Например, я до избрания секретарем успел поработать: секретарем первички, первым секретарем крупнейшей в области парторганизации Центрального района Тулы, вторым секретарем Тульского горкома. За нами в партию в массовом порядке пошла молодежь. Сегодня в областной парторганизации коммунистов до 30 лет - четверть, а в Тульской городской организации - больше 40%! Столько молодежи нет ни у одной другой партии региона. Сегодня в Туле ни одна газета или телекомпания не посмеют заикнуться, что КПРФ - партия пенсионеров. Их просто высмеют.
- Куда пойдет дальше левое молодежное движение?
- Лицо партии, исповедующей идеи революционного обновления общества, должно стать молодым. На X съезде КПРФ будет фактически верстаться план развития левого движения на пятилетие. Партийное руководство не случайно взяло курс на привлечение в наши ряды и выдвижение молодых активных ребят. Этот вопрос назрел. Ведь после разрушения КПСС в партии остались прежде всего ветераны. Молодежь и средний возраст погнались тогда за миражами "светлого капиталистического будущего". Сейчас партия восстанавливает нормальный возрастной состав, где мудрость ветеранов соединяется с опытом и профессионализмом среднего возраста, с энергией и новыми подходами молодежи. Кто-то из мудрецов сказал: у каждого человека бывает три молодости - молодость тела, молодость духа и молодость ума... У человека они, к несчастью, не совпадают, а вот партия наша их должна соединить.
- Что уже сделано на этом пути?
- За 5 лет СКМ смог существенно помочь партии в омоложении ее рядов. Ребята из регионов, с которыми мы создавали СКМ, уже стали секретарями областных комитетов партии, депутатами региональных собраний.
К сожалению, не везде кадровый потенциал комсомола востребован. Складывается впечатление, что в ряде организаций молодежь нужна лишь для отчетности - вот мы приняли столько-то людей моложе 30 лет, графа отчета в порядке. Но повседневной работы с молодежью нет. В этих регионах неминуемо возникает конфликт между верхушкой обкома и комсомольской организацией. Кстати, очень показательно, что такие проблемы возникли именно там, откуда идет атака на ЦК КПРФ и Г.А.Зюганова. Это Тверская, Свердловская, Смоленская, Амурская области.
Возьмем Екатеринбург. Комсомол создал пионерскую организацию, сделал ее самой сильной детской организацией области. Дали сто очков вперед Росселю с его официозными "соболятами". Но перед юбилейным V областным пионерским слетом руководство обкома уволило из помощников депутатов областной Думы наших товарищей - председателя Совета областной пионерской организации имени В. И. Ленина Елену Кукушкину и секретаря обкома партии по работе с молодежью, первого секретаря обкома СКМ Людмилу Журавлеву. Ребятам заявили, что якобы и комсомольскую, и пионерскую организации финансировал... Семигин. И если его не выберут туда, куда он хочет, то и областной пионерии, мол, больше не будет...
Схожая ситуация в Амурской области. Комсомол накопил уникальный опыт протестного движения, работы со СМИ, развития и патриотического воспитания молодежи. Несколько лет назад Диме Новикову не хватило всего пары сотен голосов, чтобы победить на довыборах депутата Госдумы. А сейчас идет травля наших товарищей. Первого секретаря обкома СКМ Татьяну Ракутину не только не ввели в состав обкома партии, но даже не дали выступить на отчетно-выборной конференции. Не предоставили слово и секретарю ЦК СКМ Д.Новикову, ибо принципиальная позиция Димы хорошо известна.
А для нас это показатель того, что комсомол занимает верную позицию. В этих регионах наши ребята показали себя более стойкими коммунистами, чем некоторые их старшие товарищи, зачарованные звоном мошны. За это ребят пытаются задвинуть на задний план, а то и исключить из партии.
- Не обвинят ли молодых коммунистов в карьеризме?
- Наверняка кто-то обвинит. Но, поверьте, молодежь на всех уровнях партийного руководства - это не от карьерных устремлений. Это действительно необходимо. Во-первых, молодежь будет учиться у старших. Будет кадровый резерв, преемственность поколений. Еще не все понимают, что вместе с ВЛКСМ в 1991 году была разрушена уникальная система отбора и подготовки кадров. Сегодня такой системы в России просто нет. Сплошной "блат". Но нам никто не мешает использовать опыт ВЛКСМ в левом движении.
Убежден, что молодежь должна присутствовать во всех звеньях партии. Есть первичка - должна быть и группа молодых коммунистов, объединенных в комсомольскую организацию. Есть местное отделение - значит, должна быть группа ребят - райком комсомола и кадровый резерв парторганизации. И так по всей вертикали вплоть до ЦК КПРФ.
И второе. Давайте задумаемся: а как вообще по нынешним временам молодой человек может прийти в КПРФ? С одной стороны, молодежь - одна из самых незащищенных категорий общества. Молодым сложно получить образование, еще труднее найти работу по специальности, практически невозможно получить жилье. Казалось бы, молодежь должна валом валить к нам. Но не тут-то было...
Не будем спешить бросать камень в подростка, который никак не уяснит, в чем его интерес. А откуда он может узнать о СССР, социализме, Компартии? В школе и вузе? Проблематично! Ведь там сейчас учат по учебникам, в которых СССР - лишь печальное отклонение от "цивилизованного пути". Что еще? Телевизор? Молодежные радиостанции? Как говорится, без комментариев.... Мнение старших? Родителей, бабушек, дедушек? Но для многих "предки" - это неудачники, не умеющие вписаться в современную жизнь. Их мнение по политическим вопросам для молодежи, как правило, мало что значит.
Молодежи неоткуда получить объективную информацию. Вступить в КПРФ молодой человек может лишь случайно. Как пробить эту стену? Ответ в общем-то прост. Нужно действовать через те каналы, которым молодежь доверяет. А это прежде всего мнение сверстников. Молодежь может пойти только к молодым. А для этого нужно новое лицо левых сил.
- Это больше касается партии. А как насчет самого комсомола?
- Нужно обновление и в комсомольской организации. На место молодежи, ушедшей на партийную работу, должны прийти совсем молодые парни и девчата, свободные от бюрократических привычек (уже, к сожалению, заведшихся у некоторых комсомольских лидеров). Эта "новая волна" сделает СКМ более бескомпромиссным, более радикально настроенным авангардом протестного движения. Именно комсомол должен повести борьбу за улицу.
Мы считаем также, что комсомол должен в какой-то мере стать студенческим профсоюзом. Мы должны делать то, что не смеют сейчас делать профсоюзы, которые зачастую просто исполняют волю властей - от вузовских до федеральных. Так станем альтернативным боевым профсоюзом. Пусть в комсомол, как в профсоюз, приходят за поддержкой в конфликте с администрацией вуза, за помощью в трудоустройстве, в организации досуга. Мы должны показать, что именно мы реально защищаем интересы молодежи.
- Комсомол сейчас ориентируется прежде всего на студенчество?
- Да, пожалуй. Требовать сейчас сделать комсомол в основном рабоче-крестьянским - это не марксизм, а его профанация. Ведь марксизм требует в первую очередь анализа социальной ситуации. А она такова, что рабочей молодежи осталось немного. Немодно сейчас быть рабочим. А если молодежь и идет на производства с высокой оплатой, то думает прежде всего не о политической активности, а о сохранении места. Классовое сознание нашего пролетариата сейчас, прямо скажем, еще в зачаточном состоянии. А сельская молодежь в основном покидает родные места сразу после школы: уезжает в город на заработки или учиться, уходит в армию. Обратно же возвращаются немногие.
Очень много молодежи в мелком бизнесе. Конечно, нынешняя власть, обслуживающая олигархов, так же далека от интересов мелкого предпринимателя, как и от интересов рабочего или учительницы. Но при нынешней неплохой экономической конъюнктуре среди молодых бизнесменов еще сильны иллюзии возможности личного успеха. Крушение этих иллюзий не за горами - достаточно упасть ценам на нефть, и до очередного дефолта рукой подать. Но это еще впереди.
Так что сейчас учащаяся молодежь - самая перспективная среда для приложения наших усилий. Студенты - бедные и умные. А чтобы разобраться в нагромождениях буржуазной пропаганды, надо действительно быть умным. Студенты заметно поворачиваются в сторону Компартии. Слушают, задают очень грамотные вопросы. Они уже не страдают болезнью антикоммунизма, как было еще в середине 90-х. Это большой сдвиг. Но и от работы с рабочей и сельской молодежью нас тоже никто не освобождал.
Для усиления влияния в молодежной среде ищем новые подходы. Уже несколько лет действует сайт СКМ (www.kprf.ru/skm), заходите. Готовим регулярный выпуск комсомольской газеты. Сейчас даже власть заговорила о необходимости возрождения молодежных стройотрядов. Но мы уже несколько лет как делаем это. Есть у нас и опыт организации оздоровительного отдыха, шефства над ветеранами.
- О семигинщине. Какова позиция СКМ в этом вопросе?
- Пленум ЦК комсомола принял недавно заявление в поддержку линии ЦК КПРФ. Ведь все это затрагивает и нас. Внешние силы пытались подчинить себе не только партию, но и комсомол. И наша позиция здесь ясная: мы не допустим, чтобы нас сделали прислужниками денежного мешка. Думаю, что партия уже переболела семигинщиной и сейчас выздоравливает.
Но корни этой "болезни" обязательно нужно анализировать. По-моему, главной движущей силой семигинщины стало недовольство части партаппарата потерей своего положения. Ряд людей уже привыкли к тому, что статус первого секретаря и депутата Госдумы - это нечто должное, которое кто-то им должен обеспечить. Были два срока депутатами, а на третий срок не попали. И виноваты у них все - Путин, мировой империализм, но прежде всего - Зюганов и Президиум ЦК. Но ведь выборы-то они проиграли в своих регионах. К сожалению, в ряде регионов были случаи прямого сговора с местными властями: ты, секретарь обкома, не мешай нам, а мы поможем тебе пройти в местный парламент. Депутатскую пенсию получишь.
Главная ошибка семигинской группировки - это сложившееся на основании коммерческого опыта убеждение, что все можно купить. Не все. Партию нашу купить нельзя. Можно купить отдельных "вождей". Но партию, основанную 100 лет назад, опирающуюся на многовековую идею, приватизировать невозможно. Массы коммунистов никогда не будут поступать, исходя из меркантильных соображений. Но тем, кто пытался расколоть КПРФ, видимо, просто не дано понять, что такое коллективный разум и коллективная совесть партии.
Как секретарь Тульского обкома КПРФ, много общающийся с рядовыми коммунистами, могу твердо сказать, что сегодня 95% коммунистов в первичках поддерживают линию ЦК и Зюганова. И этот настрой найдет свое выражение на X съезде партии.

Беседу вел В. ТЕТЕКИН

20.05.2004
газете "Советская Россия"

Док. 411973
Перв. публик.: 20.05.04
Последн. ред.: 29.12.07
Число обращений: 302

  • Афонин Юрий Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``