В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Отари Аршба: Бюджетные `авторитеты` Назад
Отари Аршба: Бюджетные `авторитеты`
Обсуждение параметров федерального бюджета-2004 только начинается, а эксперты уже давно прогнозируют регионам напряженный бюджетный год: их доходы, в том числе в части федеральных трансфертов, вряд ли существенно увеличатся, а расходы, скорее всего, возрастут. В выигрыше окажутся регионы, главы которых имеют наибольший авторитет на федеральном уровне и способны влиять на политику распределения федеральных дотаций.


Пессимизм растет. В отличие от доходов

В большинстве сибирских регионов ожидают, что бюджет 2004 года будет крайне напряженным. "Фонд трансфертов не увеличивается. С учетом заложенной в проект федерального бюджета инфляции на уровне 10-12% объем фонда может возрасти всего на 1,5%", - прокомментировал эти опасения депутат Госдумы от Алтайского края Владимир Рыжков. Иными словами, при запланированном номинальном увеличении объема финансирования трансфертов реально он сохранится на уровне текущего года. Это предположение подтвердил и заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Александр Фомин: "Фактически, если в прошлом году расходы на регионы составляли 33% федерального бюджета, то сегодня - 30%, а 3% - это ощутимая сумма. Понятно, что расходы, связанные с увеличением зарплаты бюджетникам, лягут в основном на бюджеты регионов".

В своих притязаниях на федеральную финансовую помощь администрация Красноярского края, например, делает ставку на максимальное участие федерального бюджета в финансировании целевых программ. "Мы направили заявку о поддержании целевых программ на сумму в 11 млн руб., хотя на эти цели на всю страну из федеральной казны выделяется всего 25 млн, - говорит вице-губернатор Александр Новак. - Просим как можно больше, а дадут, сколько возможно". Кемеровская обладминистрация претендует на финансирование строительства ряда социальных объектов - аэропорта в Новокузнецке и т. д.; получение господдержки на развитие угольной отрасли (на 2004 год государство выделяет более 6 млрд 230 млн руб., и Кузбасс рассчитывает получить "как минимум половину из этих денег"). А поскольку кемеровский губернатор заявил, что 2004 год будет "годом строительства жилья", ожидается как минимум 300 млн руб. федеральных денег на снос ветхого жилья.

Основные же ожидания региональных чиновников от федерального бюджета связаны с компенсацией увеличения расходов - "выпадающих" налогов и роста бюджетных зарплат. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский обещает бюджетникам кроме общефедерального октябрьского увеличения заработка еще одно - на 25% в начале следующего года, несмотря на то что средства в федеральном бюджете на это не заложены. Толоконский надеется, что сумма федерального трансферта все же компенсирует расходы на зарплату, хотя и не скрывает, что надежда довольно призрачна: "В Минфине говорят, что в Новосибирской области и так хорошая налоговая база. Если попытки остановить увеличение финансирования продолжатся, будем обращаться за помощью к депутатам".


Депутаты постараются, но...

Депутаты Госдумы не скрывают, что в последнее время все больше утрачивают влияние на процесс распределения бюджетных средств. "Эта ситуация наблюдается с тех пор, как губернаторов вывели из состава Совета Федерации и сдвиг в бюджетных полномочиях произошел в сторону правительства, - поясняет Александр Фомин. - Сегодня правительство курирует распределение бюджета примерно на 50%. Половина политического ресурса приходится на депутатов, а также на губернаторов и лоббистов, причем в соотношении 10 и 40% соответственно".

Степень "губернаторского лобби" на федеральном уровне выражается в цифрах. Так, федеральный трансферт для Алтайского края в 2003 году составляет 10 476 025 тыс. руб. (третий по величине показатель в стране после Якутии и Дагестана). Для сравнения: Новосибирская область - 5 255 072 тыс. руб., Красноярский край - 1 576 228 тыс. руб. Власти Кузбасса при формировании бюджета на 2003 год просили предоставить региону трансфертов на сумму около 4 млрд руб. Реально область получит 2572,9 млн руб. Однако в 2004 году Кузбасс рассчитывает "на самый большой трансферт из федерального бюджета", - говорит главный лоббист интересов Кузбасса в Москве, бывший адвокат, а ныне вице-губернатор по правовым вопросам Андрей Макаров (запланированная сумма пока не называется). Кемеровчане не скрывают, что на авторитет Андрея Макарова делают основную ставку в отстаивании региональных интересов на федеральном уровне. "Ему лоббисты не нужны. Макаров - человек такого уровня, что сам кого хочешь пролоббирует", - говорит вице-президент "ЕвразХолдинга" Отари Аршба. "Почему-то у нас не любят слово "лоббизм", - недоумевает Андрей Макаров. - А ведь на самом деле лоббизм - это отстаивание своих интересов".

"Формально распределение трансфертов не должно зависеть от авторитета главы региона на федеральном уровне, - полагает доктор экономических наук Сергей Суспицын. - Уже давно Минфин перешел на формальные методики расчета. Но реальная практика другая, и формальные методики могут сильно корректироваться. Так, Немцова в бытность его губернатором сделали оплотом демократии, давая ему бюджетные кредиты - он мог налоги в федеральный бюджет платить на квартал позже остальных. Толоконскому, к примеру, могут помочь нестандартные ходы - за счет создания продовольственных фондов обеспечить ситуацию, когда разница закупочных цен на продтовары оседает не у перекупщиков, а у крестьян. Он не допустил войны между областной и городской властями, как было у Полежаева с Рощупкиным, и вовремя тушит конфликты с облсоветом, чем не отличаются другие губернаторы". "Формулы расчетов сумм, перечисляемых регионам из федерального центра, огромны и сложны, - соглашается с ученым Александр Фомин, - тем не менее в системе распределения много субъективизма". Зампред бюджетного комитета Госдумы не стал скрывать, что ранжирование сибирских губернаторов по политическому весу хоть и не очень корректно, но, тем не менее, присутствует на федеральном уровне: "Вне конкуренции сегодня, конечно, Тулеев. Твердые позиции занимают Суриков и Кресс. Фигура Хлопонина в этом смысле спорная - в силу самодостаточности региона, про остальных говорить не имеет смысла".

http://com.sibpress.ru/19.09.2003/finance/60988/

19.09.2003

Ольга ГУЛИК,
Лариса БЕРЕСНЕВА, Кемерово;
Дина ВОРОБЬЕВА, Красноярск;
Вячеслав САЛАНИН, Барнаул;
Ольга КОЛОМЕЙЦЕВА


Док. 411763
Перв. публик.: 19.09.03
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 345

  • Аршба Отари Ионович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``