В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Назина: Внимание: контрафакт! Назад
Надежда Назина: Внимание: контрафакт!
В Госдуме состоялись парламентские слушания по проблемам защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции.

Открывая слушания, зампред комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы РФ Петр Шелищ признал, что объемы фальсифицированной и контрафактной продукции на внутреннем рынке увеличиваются. По данным МВД, контрафактная продукция России составляет от 73% до 94% в отдельных областях производства, тогда как в Великобритании и США она менее 10%.

Надежда Назина, зам. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), представила весьма удручающие данные. Так, растет количество фальсифицированных и контрафактных молочных, мясных, рыбных консервов, растительного, сливочного и топленого масла, маргарина, майонеза, минеральной воды, алкогольной продукции.

В связи с подготовкой России к присоединению к ВТО особое значение приобретают вопросы защиты прав интеллектуальной собственности. И есть что защищать. По данным Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, в 2004 году была приостановлена деятельность 325 предприятий, в том числе 10 заводов по производству компакт-дисков. Как сообщил зам. начальника ОРБ ГУБЭБ Николай Кромкин, возбуждено 5 тысяч уголовных дел, изъято поддельной продукции, оборудования, материальных ценностей на сумму 1,6 млрд рублей. Один только "теневой" завод в Пушкино Московской области имел 3 производственные линии и выпускал до 2 млн фальсифицированных цифровых носителей в месяц.

Роспотребнадзор в результате контрольных мероприятий в тех регионах, где расположены легальные предприятия-производители фонограмм и аудиовизуальных произведений, обнаружил, что из 2,4 млн единиц их продукции почти половина - контрафакт. Понятно, что "подпольная" продукция наносит наибольший ущерб добросовестным правообладателям. Поэтому объединяясь, правообладатели подключаются к борьбе с конкретными преступлениями в сфере интеллектуальной собственности. Но, как отметил руководитель РАПО Виктор Злотин, правообладатели еще недостаточно активны в борьбе с контрафактом. Участники слушаний говорили о том, что даже корпорации, создавшие специальные службы по выявлению подделок своей продукции, ведут эту работу без какой-либо кооперации, в индивидуальном порядке.

Владимир Лопатин, первый зам. руководителя Института Генпрокуратуры РФ, считает, что наблюдается рост "качества" фальсификации. Не в смысле пользы для здоровья, а в сходстве с настоящими средствами настолько, что их трудно различить самим производителям оригинала. Рынок расширяется: фальсификат пробивается в регионы, в глубинку. Изменилась структура лекарственных подделок. Это дорогие средства - антибиотики (47% фармацевтического фальсификата), гормональные препараты. Однако риск для потребителей остается чрезвычайно высоким, не говоря уже о том, что "теневые" фирмы уходят от налогов и создают ценовую конкуренцию добросовестным предпринимателям.

После введения НДС в 2002 г. на лекарства, фальсификат импорта подскочил в 10 раз ("теневой" бизнес не платит НДС, конечно). Участвуют в этом оффшорные фирмы. Потом вступает в действие "однодневка", которая восстанавливает цены и передает товар в аптеки. Это - серый импорт. Чтоб от него отделаться, надо существенно изменить систему налогообложения лекарственных средств, тем более не допускать увеличение налога. А детский врач М.Ракитский считает, что наказание у нас мягкое - в Уголовном кодексе отсутствует даже понятие "фальсифицированного медицинского препарата".

С этим не согласился зам. руководителя ОРБ ГУБЭП МВД Николай Кромкин. По его мнению, наше законодательство достаточно полно позволяет защищать права правообладателя на любые объекты интеллектуальной собственности. В том числе установлена ответственность гражданско-правовая, административная, уголовная. Можно вменить аж 5 лет тюрьмы за вред, причиненный выпуском подделки. Контрафактник - это вор, а вор должен сидеть в тюрьме. И в этом плане участники слушаний предлагали ввести более жесткие штрафные санкции - приостановка и аннулирование лицензии, конфискация оборудования, дисквалификация - запрет на предпринимательскую деятельность и право управлять предприятием.

Валентина САЛЬНИКОВА,

Елена ЧЕРЕМИСИНОВА.

http://www.businesspress.ru/newspaper/article.asp?aId=325350&mId=3

номер 45 (470) от 16.12.2004

Док. 411733
Перв. публик.: 16.12.04
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 318

  • Назина Надежда Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``