В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Федоров: недовольных россиян всё меньше Назад
Валерий Федоров: недовольных россиян всё меньше
Главная неудача 2007 года - рост цен. Все больше россиян оценивают ситуацию и в своих семьях, и в стране в целом достатчно позитивно. Об оценке россиянами 2007 года и их ожиданих от 2008-го в интервью каналу "Вести" рассказал генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.

- Валерий Валерьевич, здравствуйте. Первый наш вопрос: чем запомнился уходящий год россиянам, какие основные события они выделяют?

- Если говорить о политике, то, конечно, это выборы в Государственную думу. Больше 80% назвали это главным событием года. А если говорить о собственно жизни людей, об экономических и социальных вопросах, то, конечно, главное событие и главная неудача года - это высокая инфляция, рост цен, который на протяжении последних нескольких месяцев служит главным раздражителем для россиян. Ну а международная политика запомнилась прежде всего, конечно, кризисами. И здесь не только война в Ираке, но на первое место вышел кризис вокруг Косова. Конечно, россияне поддерживают территориальную целостность Сербии. Они против одностороннего объявления Косовым независимости и ожидают, что в случае, если это произойдет, кризис не будет разрешен, он будет только углубляться. Напряженность там будет расти.

- Ну и традиционно ВЦИОМ определяет политика года, по мнению россиян. Кажется, с первым местом все понятно, но все-таки от вас хотелось бы услышать.

- Да, седьмой год подряд бессменный лидер этого рейтинга - Владимир Путин. Что касается тех, кто занимает 2-е и 3-е место, то в этом году большая новость - на втором месте Дмитрий Медведев, кандидат в президенты, поддержанный Владимиром Путиным. Ну а на третьем месте, правда, с большим отставанием, один из старейших политиков на нашей сцене и тоже кандидат в президенты Владимир Жириновский.

- Еще, мы знаем, россиянам был задан вопрос: с каким чувством вы провожаете 2007 год и встречаете 2008 год? Как отвечали в основном на него россияне?

- Ну, можно было выбрать один из четырех вариантов - или с очень тяжелыми чувствами, или умеренно, без какого-то особого позитива, но и без негатива, можно было сказать, что год был очень удачный. Большинство, больше 50%, выбрало среднюю позитивную оценку - без каких-то феерических успехов, но с теплыми чувствами. То есть в целом год был позитивный.

- А сколько совсем не были довольны?

- Ну, такая доля есть всегда. Другое дело, что она, по нашим наблюдениям, в последние несколько лет постоянно снижается. Устойчивая тенденция к снижению. В этом году - меньше 10%.

- Достаточно такой хороший показатель.

- Да, это действительно хороший показатель.

- А все-таки встречают Новый год они с более оптимистическими какими-то настроениями?

- Да, и это хорошая новость. Все-таки меньше, буквально несколько процентов полагают, что в следующем году жить им будет хуже, чем в этом. Прогнозы позитивные. Люди в большинстве своем полагают, что либо в 2008 году будет все так же, как и в этом, либо, что еще вероятнее, все будет лучше. Здесь и политическая стабильность, здесь и отражение того, что доходы растут. Здесь и потребительский оптимизм, да, такая можно, даже сказать, потребительская лихорадка, которая охватила нашу страну и не исчезает, в отличие от того, что происходит в большинстве стран мира. Поэтому прогнозы на следующий год позитивные, хотя и без завышенных ожиданий.

- Насколько я понимаю, эти прогнозы, которые даются, они в основном касаются политической, экономической ситуации. А вот лично для себя, для своих семей - люди с какими чувствами провожают год?

- Ну, у нас люди в большинстве своем привыкли все оценивать через призму материального положения, через призму своих доходов и расходов, конечно. Раньше, 3-4 года назад, мы фиксировали существенный разрыв, большую разницу в тех оценках, которыми люди апеллируют для своей семьи и для страны в целом. Люди были склонны считать, что у нас-то более-менее ничего в семье, но вот в стране все плохо до невозможности. Сегодня этот разрыв резко сократился. Теперь он составляет буквально несколько процентов. И в результате получается так, что люди оценивают и ситуацию в стране, и ситуацию в своей семье примерно одинаково - умеренно, но с позитивными нотками, с позитивными коннотациями.

- В основном большинство россиян предпочитает в этом году встретить новогодний праздник в кругу семьи, где-нибудь на вечеринке?

- Новогодний праздник - это праздник прежде всего семейный. Это главный семейный праздник в году.

- То есть традиционно здесь сейчас все распределилось.

- Да, да. Здесь традиции очень сильны. Больше 80% опрошенных будут отмечать Новый год в семье, у себя дома, либо, если у кого-то есть, то на даче в загородном доме. Что касается молодежи, то здесь больше вариантов: часть пойдет в гости, часть пойдет в ночные клубы, в рестораны, на дискотеки, поедет с друзьями куда-то. Ну а в Москве как в самом зажиточном городе России значимая доля планирует отправиться за рубеж. Но все же это буквально считанные проценты. В большинстве своем россияне будут отмечать дома за праздничным столом.

- Мы сегодня выяснили, что в первые дни нового года некоторые страны вводят целую эстафету забастовок, то есть, наверное, лучше в семье провести этот Новый год будет. А скажите, пожалуйста, сколько денег потратили на этот Новый год, и, наверное, потратят еще больше?

- Ну, каждый тратит пропорционально своему благосостоянию. Скажу только, что еще 3-4 года назад у нас значимая доля опрошенных заявляла, что вообще не будет ничего тратить на Новый год. Сегодня, спустя 4 года, доля тех, кто ничего не тратит, сократилась в 2 раза. То есть тратить все-таки приходится. И те, кто, скажем, тратил 500 рублей 3-4 года назад, сегодня говорят, что им приходится тратить 2-2,5 тысячи. Те, кто тратили 3 тысячи 4 года назад, сегодня уже их расходы подбираются к 10 тысячам. Конечно, достаток у всех разный. Все-таки неравенство в России сохраняется, никто этого не может игнорировать, но расходы растут у всех. Правда, заметим, что это приятные расходы.

- Бытует мнение, что россияне тратят на новогодние праздники, на подарки своим родным, близким, сослуживцам, кому-то еще гораздо больше, например, чем европейцы. Все-таки сохраняется такая тенденция?

- Россияне любят дарить прежде всего, или привыкли дарить прежде всего сувениры. Очень популярна косметика, парфюмерия, бижутерия. Это когда речь идет о подарках женщинам. Ну и, конечно, спиртное мужчинам, игрушки детям дарят все больше, чем раньше. Новая тенденция в том, что (раньше почти это не отмечалось) теперь уже дарят и деньги тоже. За последние несколько лет в 2 раза выросла доля тех, кто не бегает по магазинам за подарками, а дарит конвертик с деньгами.

- В Интернете мы тоже читали о том, что среднестатистический россиянин ожидает увидеть под елкой либо пачку денег, либо билет куда-нибудь на отдых, либо какое-нибудь приглашение в театр или еще куда-нибудь.

- Надеюсь, что пожелания сбудутся.

- Пожелания сбудутся, конечно. И последний вопрос. Сколько россияне потребляют спиртных напитков? По сравнению, например, с прошлым годом какие ожидаются прогнозы?

- Проблема, конечно, была, прежде всего после того, как несколько лет назад было решено сделать длительные январские каникулы, и люди с непривычки не знали, как их проводить. Конечно, тогда было значительное число алкогольных отравлений просто потому, что при дефиците средств проведения досуга по обычаю люди злоупотребляли зачастую спиртными напитками. Но сейчас мы провели очередной опрос, и выяснилось, что уже больше половины россиян, которые участвовали в нашем опросе, говорят: все-таки длительные январские каникулы - это хорошо, это нормально. И сегодня способы проведения этих длительных каникул существенно разнообразнее, чем раньше. Здесь и спорт, здесь и прогулки с детьми, здесь и походы на новогодние елки, здесь и поездки в пансионаты. Активный отдых. Еще несколько лет назад этого не было.

28.12.2007
http://www.vesti.ru/doc.html?id=154718


Док. 411647
Опублик.: 28.12.07
Число обращений: 341

  • Федоров Валерий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``