Николай Вардуль: Корпоративизация государстваНазад
Николай Вардуль: Корпоративизация государства
1990-е сейчас клянет всяк кому не лень. За непросчитанные реформы, надолго растянувшие экономический кризис, скромно названный спадом (макроэкономический уровень 1990 года Россия смогла наверстать только в 2007 году), и в первую очередь за приватизацию. Теперь, как опять же утверждает каждый во власти (и не только), происходит укрепление государства, которое реваншируется, исправляя прошлые упущения и ошибки. В прицеле - опять приватизация, хотя нет, совсем наоборот, национализация сначала нефтяных, а потом и самых разнообразных активов. Впрочем, национализация ли?
Есть важное уточнение. Рыночные реформы со всеми их случившимися деформациями твердо научили одному: на рынке посредник - совсем не проходная, а во многих случаях ключевая фигура. И именно формальные посредники в процессе национализации, госкомпании, сегодня правят бал.
Происходит новая олигархизация, ее двигатель - корпоративизация государства и экономики
Посредник не был бы посредником, если бы забывал о собственных интересах. Госкомпании и не думают их забывать. Госкорпорации (ОАО) - это как раз та юридическая форма, которая позволяет перебросить надежный мостик между интересами государства как конечного собственника активов госкорпорации и отличными от них интересами руководства госкорпораций. Это тот мостик, который ценен не только тем, что соединяет берега, но и тем, что фиксирует их несовпадение.
Можно провести непрямую, но все-таки параллель с гонимыми ныне олигархами, если под последними, как это фактически делают высшие представители неустанно истребляющих их силовиков, понимать специфическую разновидность госуправленцев, которым на условиях срочного контракта передали в управление те или иные виды госсобственности.
Сейчас происходит новая олигархизация, ее двигатель - корпоративизация государства и экономики. Что принципиально важно: интересы собственно государства оказываются в тени интересов госкорпораций.
Любопытно, что это подтверждается не столько на уровне практической деятельности госкорпораций (она только разворачивается), сколько уже на уровне их учредительных, а точнее, законодательных документов. Фонд развития ЖКХ и "Роснанотех" запаслись налоговыми льготами в виде или освобождения, в частности, от налога на прибыль, или ограничения налогового контроля. Льготы дают корпорациям (а значит, и их менеджменту) эксклюзивные конкурентные преимущества, а это - приглашение к тому, чтобы корпорации стали небезвозмездными посредниками, делящимися своими льготами с теми, кто их лишен. Все индивидуальные льготы рано или поздно превращаются в воронки, позволяющиеся пользоваться льготами не только тем, кому они предоставляются.
Как вчера написал "Коммерсантъ", объявлен новый призыв. Корпорацией станет ФГУП "Рособоронэкспорт", к тому же войдя в корпорацию "Российские технологии". Специфическая отметина: запись в законопроекте, позволяющая действовать через посредников - иностранных физических и юридических лиц.
Чиновники нашли и активно разрабатывают ниву совмещения их властных полномочий с возможностями личного и кланового обогащения. Вот только ни государству, ни экономике такие их инновации на пользу точно не пойдут.
04.09.2007
Материал опубликован в "Газете" No164 от 05.09.2007г.