В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Бердымухаммедов, Чавес и Жванецкий Назад
Николай Вардуль: Бердымухаммедов, Чавес и Жванецкий
Может ли быть что-то общее у носителей трех фамилий, вынесенных в заголовок? Может. Не верите? Тогда читайте.

Что роднит президентов Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова и Венесуэлы Уго Чавеса, понятно. Они стратегические партнеры России на самом важном для Кремля участке геополитического фронта - энергетическом. Ось Москва - Ашхабад - Каракас - союз, который легко может обернуться вариацией на тему газовой ОПЕК. Причем ни для кого не секрет, что его ценовое острие может использоваться и в прямо не связанных с углеводородами политических целях. Создание газовой оси - крупнейший геополитический успех Москвы эры Путина, она может стать одной из реальных основ суверенной, вплоть до конфронтационности по отношению к Западу российской политики. Проводить такую политику - значит преодолевать мощное сопротивление, но иначе заявленную цель - превращение России в энергетическую сверхдержаву не достичь, а газовая ось прокладывает именно сверхдержавный маршрут.

Жванецкий, конечно, не властитель дум. Но президентам, поглощенным захватывающим занятием строительства сверхдержав, не вредно помнить о мыслящих жителях стройплощадки, от лица которых он и говорит
Страны оси похожи приматом государства. Хотя и здесь, по крайней мере на словах, кое что меняется. Свидетельствует всего лишь один день - 10 сентября. Уго Чавес заявил о "социалистической индустриализации" страны. Не думаю, что он кого-то удивил, его курс известен давно. Кто удивил, так это Гурбангулы Бердымухаммедов. В тот же день он заявил: "Реформирование и реструктуризация государственных предприятий позволит улучшить управление госсектором экономики". Различия в подходах: в России все вертится вокруг госкомпаний, в Венесуэле прямо говорят о социалистическом будущем, в Туркмении стартуют робкие рыночные реформы.

Ну хорошо, а при чем здесь Михаил Жванецкий?

Ось осью, но в России, Туркмении и Венесуэле живут люди. По-разному, но что-то общее есть: ни в одной стране демократия не является ни лозунгом, ни целью. Кому-то это нравится, но есть и те, кто аплодирует Жванецкому, а он говорит от лица других: "Я раньше чувствовал движение и чувствовал дорогу. Сейчас я чувствую только движение, я перестал чувствовать дорогу. Для меня демократия - это самые простые вещи: еда, одежда, туфли по размеру. Это женские ноги без мозолей - большая редкость в нашей стране. Это интернет. К сожалению, всё пришло оттуда, давайте смотреть правде в глаза. Из демократических стран. Хотя оттуда приходит и всё остальное - у демократии есть свои дикие минусы. То есть то, что продается, то и производится... Свобода, мне кажется, это не совсем демократия. Я свободу себе представляю так: не нарушайте моего одиночества и не оставляйте меня одного" (цитирую сайт "Дежурный по стране").

Жванецкий, конечно, не властитель дум. Но президентам, поглощенным захватывающим занятием строительства сверхдержав, не вредно помнить о мыслящих жителях стройплощадки, от лица которых он и говорит. Именно они, дорожащие демократией и своей свободой, уже сегодня (а не по преодолении исторической традиции несвободы) являются полноценными гражданами. Уверен, легитимность президентов тем выше, чем больше именно таких граждан. А не наоборот.

10.09.2007
Материал опубликован в "Газете" No168 от 11.09.2007г.
http://www.gzt.ru/wallet/2007/09/10/220105.html


Док. 411433
Перв. публик.: 10.09.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 315

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``