В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Законы политической эволюции Назад
Николай Вардуль: Законы политической эволюции
Михаил Фрадков больше не премьер. И не кандидат в будущие президенты. Владимир Путин с ним распрощался - именно так можно оценить пожалованный Фрадкову орден "За заслуги перед Отечеством" I степени. Кавалером того же ордена был и Борис Ельцин. Не думаю, что в глазах Путина степень заслуг обоих перед Отечеством равна. Для Фрадкова это президентское последнее "прости".

Мавр, как известно, сделал свое дело. А каким было дело Фрадкова? Говорить о переходных периодах в России - значит рассказывать бесконечную сказку про белого бычка. Но кабинет Фрадкова и его политика - это и есть очередной переходный период. От одних реформ к другим, дальше - больше, от одной экономике к другой.

Я знаком с Михаилом Фрадковым еще с советских времен, и никогда он не производил впечатление реформатора, горлана, главаря. Но это вовсе не значит, что даже тогда он не являлся политиком. Просто есть политики баррикад, а есть политики шахматных фигур, умеющие рассчитывать ходы так, чтобы прежде всего ни в коем случае не ухудшить свою позицию на доске. Фрадков - именно из таких шахматистов. Уже в российское время, когда он был в полушаге от поста министра внешних экономических связей (министром он стал), он едва ли не первым из российских чиновников оценил роль СМИ. Потом, правда, он обращал на общественный резонанс уже не столь пристальное внимание, но изменилось время, а вместе с ним и он.

Фрадкова можно сколько угодно называть техническим премьером. Но, думаю, он был нужным человеком в нужном месте, ему выпала неблагодарная, на мой, а не его взгляд, задача очередной перестройки
Но было и есть во Фрадкове то, что практически не менялось. Это вера в государство. Когда я пытался выяснить его премьерское кредо как вершителя (или по крайней мере одного из вершителей) экономической политики, то услышал, уверен, искренний ответ: "Государства не должно быть много или мало, его должно быть столько, сколько надо для решения поставленных задач".

Фрадкова можно сколько угодно называть техническим премьером. Но, думаю, он был нужным человеком в нужном месте. Ему и его правительству выпала неблагодарная, на мой, а не его взгляд, задача очередной перестройки.

Да, российская экономика (как и любая другая) никогда не была образцом экономики рыночной. Да, она всегда тяготела к монополизму. Но если попытки частных компаний оседлать рынок, став монополией, интернациональны и, как правило, непродолжительны, то совсем другое дело, когда монополии берется выстраивать государство. У него, во всяком случае в России, куда больше шансов выстроить на захваченных монопольных позициях долговременную оборону. Фрадкову выпало разыгрывать карту госмонополий. Если в хорошо обозримом российском прошлом ставилась задача сокращения нерыночного (госмонопольного) сектора экономики, то при Фрадкове все было с точностью до наоборот.

Что любопытно, под самый занавес Фрадков возмутился, не взорвался, конечно, но все-таки заявил о том, что создание все новых госкорпораций непродуманно. Не берусь судить о том, что это было: хлопанье дверью, осознание, что государственники-силовики ведут экономику не туда, или что-то еще, но Фрадков, по крайней мере интуитивно, уловил, что государство и засилье сегодняшних госкомпаний - совсем не одно и то же.

12.09.2007
Материал опубликован в "Газете" No170 от 13.09.2007г.


http://www.gzt.ru/business/2007/09/12/220114.html


Док. 411427
Перв. публик.: 12.09.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 305

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``