В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Проклятие НДС Назад
Николай Вардуль: Проклятие НДС
Что три буквы больше всего подходят для проклятия, никого в России убеждать не надо. Хотя я всего лишь о трехбуквенных аббревиатурах, принятых в экономике и политике, с которыми у России или в России все совсем не так, как должно было бы. Ну разве СНГ - содружество, или какая же ВТО всемирная организация, если Россия туда почти 15 лет зайти не может? Ну а НДС - это форменное проклятие для тех, кто его платит, возвращает или даже собирает.

Как принято поступать с проклятием, известно: его надо снимать. С НДС многие предлагают поступить именно так. В экспертном управлении президента вынашивают пугающие каждого покупателя планы замены НДС налогом с продаж, платить который предстоит уже не юридическим, а физическим лицам. Предприниматели мечтают об упрощении процедуры начисления и взимания НДС: ликвидации громоздкой "входной системы", когда НДС на крупных предприятиях рассчитывают этажи бухгалтеров, четком определении добавленной стоимости (это определение дал еще Карл Маркс), с которой и уплачивался бы одноименный налог. Есть расчеты, что бюджет никак не пострадает, а совсем наоборот, если ставку НДС снизить до 12-13% и при этом вообще отказаться от всеми признаваемыми коррупционными схемами возврата НДС, введенными в свое время для поддержки прежде всего экспортеров готовой продукции.

Ключ от двери с надписью "Только для добросовестных" не у апостола Петра, а все у того же налоговика. То есть "добросовестность" станет договорной
А что же правительство (как отставленное, так и будущее)? Оно не может не видеть пляшущих объемов сбора НДС, которые в последние месяцы зависят от поступлений в бюджет взысканного с ЮКОСа, что, уверен, говорит не в пользу ни НДС, ни его администрирования. Но если правительство и готово к реформе НДС, то специфической. Оно не собирается ничего менять в налоге, зато не прочь кое-что поменять в налогоплательщике. А это точно не снятие, а усугубление проклятия.

Правительство обещает облегчить жизнь "добросовестным" плательщикам и предлагает готовиться к худшему "недобросовестным". Если кто-то подумает, что так и надо, значит он не сталкивался с налоговиками и с российским правосудием.

Да, совесть отличает людей от зверей, и именно коллективная совесть в конечном счете должна лежать в основе законодательства, но она точно не инструмент налогового администрирования. В России со времен дела ЮКОСа не принято внимательно прислушиваться к аргументам защиты налогоплательщика, и нет ничего проще любого сделать "недобросовестным", с пристрастием найдя в его действиях злостную оптимизацию платежей. А дальше все по накатанной: на "недобросовестного" в полной мере распространяется презумпция виновности, какой бы ни была дистанция между его грехопадением и текущим делом.

Но и это не все. Минфин рассчитывает, разделив плательщиков на чистых и нечистых, добрать в бюджет 500 млрд рублей в год. Кто их доплатит? Уверен, не одни "недобросовестные", придется выворачивать карманы и "добросовестным". Хочешь, чтобы на тебя не была открыта охота, - плати.

Замечательная система. И особенно она хороша тем, что ключ от двери с надписью "Только для добросовестных" не у апостола Петра, а все у того же налоговика. То есть "добросовестность" станет договорной.

Совесть и проклятие несовместны.

17.09.2007
Материал опубликован в "Газете" No173 от 18.09.2007г.


http://www.gzt.ru/business/2007/09/17/220127.html


Док. 411423
Перв. публик.: 17.09.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 352

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``