В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Чудеса воспреемчивости Назад
Николай Вардуль: Чудеса воспреемчивости
Анатолий Чубайс теперь редко публично поднимает политические темы. Что совершенно понятно: он, конечно, бессменный бренд и бывалое боевое знамя демократических сил, но к тому же еще и высокопоставленный госслужащий, а это многое объясняет. Кстати, именно эта двойственность Чубайса - одна из причин провала СПС на прошлых думских выборах, когда его партия металась из оппозиции к поддержке Путина и наоборот.

Но вчера Чубайс все-таки от политического заявления не удержался. Вот оно: "Само появление преемника критикуется всеми демократическими партиями. Но одно дело - преемник, а другое - преемственность. Преемственность политической власти. На мой взгляд, Россия сегодня пока еще не в том состоянии, чтобы позволить себе роскошь потерять преемственность власти".

Диалектично. Чубайс не воспевает существующий режим, его можно понять и так, что еще придет время кардинальных перемен. Пока же преемственность, в том числе и с точки зрения интересов бизнеса (от себя скажу, что для бизнеса предсказумость политики - ценность на все времена), превыше спекуляций на тему фигуры преемника. Для кануна выборов заявление явно слабовато.

Путин не собирается уходить на вторые роли, он предпочитает перестроить пьедестал власти
Тем более, что в свое время Чубайс говорил совсем другое. Когда Ельцин назвал Путина своим преемником, введя этот институт в российский политический оборот, Чубайс отреагировал куда ярче и короче: "Гениально!"

Как одно совместить с другим? Просто: для Чубайса всякие там демократические процедуры - шелуха, главное - политическая целесообразность. Не захочешь, а тут же вспомнишь печально знаменитую коробку из-под ксерокса. Большевизма здесь на порядок больше, чем демократических ценностей.

Если же вернуться в сегодняшний день, то президент-2008 будет бледной тенью Путина. Я не об имидже, рейтинге и харизме, а о перспективах сохранения за будущим президентом властных полномочий президента нынешнего. Я уже писал, что Путин не собирается уходить на вторые роли, он предпочитает перестроить пьедестал власти. Шаг первый: "Единая Россия" во главе с Путиным получает конституционное большинство в Думе. Шаг второй: Путин становится премьером. Шаг третий (максимально быстрый): "Единая Россия" законодательно оформляет перераспределение властных полномочий между президентом и премьером в духе перехода к парламентской республике. Не случайно вчера Сергей Миронов поделился "своими размышлениями" о возможности замены полпредов президента в федеральных округах полпредами правительства, то есть будущего премьера.

И ведь что любопытно: этот сценарий куда гармоничнее совмещает политическую целесообразность (сохранение реальной власти в руках Путина) с соблюдением демократических процедур по сравнению с коробочной политической практикой Чубайса.

Так что искать единство и борьбу противоположностей между преемником и преемничеством политической власти, похоже, уже поздно. Есть высокая вероятность того, что все останется в тех же ловких и натруженных руках.

04.10.2007
Материал опубликован в "Газете" No186 от 05.10.2007г.
http://www.gzt.ru/business/2007/10/04/220122.html



Док. 411413
Перв. публик.: 04.10.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 300

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``