В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Кризис партии высоких цен на нефть Назад
Николай Вардуль: Кризис партии высоких цен на нефть
Экономическая эффективность и мораль - вещи, конечно, разные и во многом противоположные. К первой стихийно, как трава из-под асфальта, рвется рынок, вторая фиксируется в канонах, заветах и реже законах, но вот в жизни столкнуться с ней удается далеко не всегда. Первая измеряется в деньгах, вторая принципиально избегает всякой утилитарности. И все-таки случается такой парад планет, когда одно почти совпадает с другим.

Именно сейчас разворачивается такой парад. Нам много говорили об аморальности ельцинского правления, о последовавшем обновлении и "национальном возрождении", о "подъеме с колен", "суверенной демократии", да много еще о чем. Получалось красиво, хотя славить нового правителя и хаять прежнего - это очень по-холопски. Если же от этой вполне суверенной особенности абстрагироваться, то что именно лежало в основе действительно новой политики?

Момент истины - грянувший выстрел инфляции. Она показывает иллюзорность движения к большей социальной справедливости. Экономическая неэффективность не может вести к справедливости
Мораль? Она и политика - вещи несовместные. Тогда что? Правильно - высокие цены на нефть. Именно они выравняли бюджет, разбудили аппетит государства, а точнее чиновников во главе госкомпаний, сначала к нефтяному, а потом и всякому успешному бизнесу, завели двигатель экономического роста, позволили заявить крупные социальные программы.

Повысились ли требования социальной справедливости в проводимой политике? Опросы ответят утвердительно.

А что с экономической эффективностью? Правительственные эксперты, потупив глаза, признают, что госхолдингизация российской промышленности - это не путь к росту эффективности, но, подняв глаза, указывают на продолжающийся рост ВВП - все в порядке!

Момент истины - грянувший выстрел инфляции. Спусковой крючок - перетоки иностранных капиталов, из-за которых российские банки оказались на голодном пайке ликвидности, и российские власти вынуждены пренебречь борьбой с инфляцией ради банков и перспектив роста. Но патрон был снаряжен избыточными предвыборными госрасходами и ростом неэффективности раздувшегося госсектора экономики (самый яркий показатель неэффективности не яйцеголовые рассуждения, а очевидный всем рост коррупции).

Инфляция показывает иллюзорность движения к большей социальной справедливости. Вот он, парад планет: экономическая неэффективность не может вести к справедливости.

В этой истории есть еще один поворот. В России как правила партия высоких цен на нефть, так и правит. Но вот парадокс: цены на нефть и не думают спускаться с покоренных вершин, а политика этой партии привела к серьезному кризису. Он показывает, во-первых, что российская экономика совершенно не готова к гипотетическому падению цен на нефть (его эксперты дружно не предсказывают). Во-вторых, и это более драматично: даже в самых комфортных условиях конъюнктуры мирового рынка российская экономика подвержена ценовому цунами. И риск возврата волны цен будет тем выше, чем больше российская власть будет усердствовать в создании отраслевых государственных монополий и чем громче будут раздаваться безответственные призывы к тому, что амбициозные задачи экономической политики выше задачи борьбы с инфляцией.

14.10.2007
Материал опубликован в "Газете" No192 от 15.10.2007г.

http://www.gzt.ru/business/2007/10/14/220100.html


Док. 411401
Перв. публик.: 14.10.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 352

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``