В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Обнять персиянки стан Назад
Николай Вардуль: Обнять персиянки стан
Раз визит Владимира Путина в Тегеран сопровождают почти кинематографические по накалу и уже имеющимся целлулоидным аналогам страсти, и не сразу разберешься, где в них правда, а где вымысел, то почему бы не продолжить эту линию. Нет, я совсем не о бородачах-заговорщиках, бомбах и прочих терактах. Все равно лучше, чем Ален Делон не сыграешь.

Но конспирология - это не только кровь, взрывы, стрельба и погоня. В Тегеране встречались первые лица прикаспийских государств и официально обсуждали статус Каспийского моря, транспортные артерии, экологию и, конечно, раздел газовых и нефтяных залежей. Последняя тема, кто бы сомневался, самая важная. Это не секрет.

Если ядро газовой ОПЕК уже создано, то следующий шаг - расширение организации. А что больше подходит для этой цели, чем постоянный диалог крупнейших газовых производителей, по совместительству являющихся прикаспийскими государствами?!
А теперь предлагаю еще раз перечитать список самих прикаспийских государств. Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения и Иран. Да, конечно, их объединяет (если не разъединяет) Каспийское море. Но разве только оно? Нет ли другой, не менее важной темы, которую первым лицам пятерки стоило бы обсудить и ради которой их диалог по предложению Владимира Путина имеет смысл перевести в "постоянный формат"?

Я уже писал, но повторю еще раз: самое крупное геополитическое достижение Владимира Путина - это газовый союз России, Казахстана и Туркмении, главную роль в котором играет Москва, а точнее, труба "Газпрома". Когда союз стал явью, инсинуации на тему газовой ОПЕК перестали быть инсинуациями. Одновременно и контуры превращения России в энергетическую сверхдержаву перестали быть пунктирными.

Если ядро газовой ОПЕК (это только растиражированный образ, на самом деле речь может идти о создании не откровенного картеля, а о согласовании газовой политики, включая цены на газ) уже создано, то следующий шаг - расширение организации. А что больше подходит для этой цели, чем постоянный диалог крупнейших газовых производителей, по совместительству являющихся прикаспийскими государствами?!

Цель амбициозная, в полном смысле президентская, ради ее приближения стоило пренебречь любыми опасностями, мнимыми и настоящими. И Тегеран в роли хозяина саммита открывает для этого дополнительные возможности. Именно ради привлечения Ирана в газовый союз Москва закрывает глаза на, мягко говоря, экстремистские речи иранского президента, продолжает ядерное сотрудничество с южным соседом, не останавливаясь из-за ценовых и других коммерческих разногласий, не говоря уж об уроне, который тем самым наносится политическому имиджу самой Москвы. И все эти темы, как и их пакетирование, самое место обсуждать в Тегеране. Неофициально, конечно.

А теперь представим себе, что Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран договорятся о совместных согласованных ценогазовых действиях. Если это произойдет, то за Венесуэлой и Алжиром (также крупными поставщиками газа) дела не станет, им просто ничего не останется, как присоединиться к союзу.

Да, это только гипотеза, но ни для кого не секрет, что это реализация самой сладкой кремлевской мечты о возвращении России статуса сверхдержавы. Если же мечту не делать былью, она превращается в сказку.

16.10.2007
Материал опубликован в "Газете" No194 от 17.10.2007г.
http://www.gzt.ru/politics/2007/10/16/220101.html


Док. 411382
Перв. публик.: 16.10.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 319

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``