В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Семью восемь Назад
Николай Вардуль: Семью восемь
Алексей Кудрин в Вашингтоне участвовал во встрече министров финансов "большой восьмерки" (а заодно в осенней сессии МВФ и Всемирного банка). Что и как обсуждала "восьмерка" (впервые Кудрин участвовал в ее работе, включая редактирование итоговых документов, а не дожидался в приемной) в деталях, осталось тайной за семью печатями. Если судить по официальному коммюнике, то среди итогов встречи есть два весьма любопытных элемента.

Во-первых, "восьмерка" прямо увязала динамику переливов капитала с волнами цен. Собственно, именно о такой причинно-следственной связи я всегда и писал. Во-вторых, "восьмерка" впервые обсудила инвестирование средств фондов национального благосостояния. "Мы согласились, что фонды национального благосостояния становятся все более важными участниками мировой финансовой системы и что наши экономики могут получить выгоду от открытости к размещению средств этих фондов", - отмечается в коммюнике.

Что же здесь особо любопытного? Не так много тех, кто откажется от притока капиталов, причем на, мягко говоря, весьма приемлемых условиях. Фонды национального благосостояния (такой есть и в России) - по определению государственные или, по терминологии российских и американских политиков, суверенные. Эмоции, которые при этом испытывают одни и другие, прямо противоположны. Для российских политиков любая суверенность - это пароль причастности к происходящему за кремлевскими стенами. Для конгрессменов и сенаторов США суверенные иностранные финансовые фонды - некая угроза, синоним непрозрачности и условие исполнения политических заказов не всегда во всем дружественных Вашингтону режимов. Их права на американском рынке ограничивают. Против внедрения на свои рынки иностранных госкомпаний выступает и Евросоюз. И вдруг "приветствие". Разве не любопытно?

Проще всего трансформацию объяснить редакторской активностью Кудрина. Он наверняка героически сделал все что мог. И какую-то страховку от преследований любимые им российские нефтегазовые фонды получили. Но я бы не стал ее переоценивать. "Большая восьмерка" не зря считается клубом. А клуб - организация весьма гибкая. Если финансовая активность, скажем, китайского госинвестфонда в США вызовет опасения, никакая гарантия не поможет. Наверняка соседи по "восьмерке" и МВФ будут с пристрастием изучать внутренние правила размещения инвестиционных фондов. Российский Фонд национального благосостояния должен начать размещаться за рубежом в 2008 году, но в Минфине хладнокровно утверждают, что механизм размещения этих денег к этому сроку разработан не будет. Что, по-моему, не повышает доверия к фонду.

Есть еще один фактор, о котором в коммюнике ничего не говорится, - это "Газпром". Да, он, во всяком случае пока, не финансовый фонд. Зато чего-чего, а суверенности в нем больше чем достаточно. Параллели между попытками законодательного регулирования на Западе активности иностранных государственных инвестиционных фондов и других госкомпаний прямые. И чтобы этим попыткам противостоять на всех фронтах, редакторского карандаша, пусть и в руках вице-премьера, явно недостаточно.

Цитата: Для российских политиков суверенность - пароль причастности к происходящему за кремлевскими стенами. Для американских иностранные суверенные фонды - угроза исполнения политических заказов не во всем дружественных Вашингтону режимов. И вдруг "восьмерка" их приветствует

21.10.2007
Материал опубликован в "Газете" No197 от 22.10.2007г.

http://www.gzt.ru/business/2007/10/21/220100.html


Док. 411375
Перв. публик.: 21.10.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 387

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``