В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Одобрен закон `О федеральном бюджете на 2008-2010 годы` Назад
Одобрен закон `О федеральном бюджете на 2008-2010 годы`
11 июля 2007 года на 208-м пленарном заседании одобрен Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008-2010 годы".

Докладчик - председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин представил основные характеристики Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008-2010 годы".

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации разработка параметров федерального бюджета осуществлялась, впервые, подчеркнул Евгений Бушмин, сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период, состоящий из двух финансовых лет, следующих за очередным годом.

Как сообщили корреспонденту Regions.Ru в пресс-службе Совета Федерации, федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008-2010 годы" определяет доходы федерального бюджета на 2008 год в размере 6 трлн 644,4 млрд рублей, что составляет 19% ВВП. "Соответственно на 2009 и 2010 годы доходы составят 7 трлн 465,4 млрд рублей, или 18,8% ВВП, и 8, 1 трлн рублей, соответственно 18,1% ВВП", - сообщил Е.Бушмин.
Комитет по бюджету Совета Федерации рекомендовал палате одобрить федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008-2010 годы", сообщил Евгений Бушмин. Он подчеркнул, что впервые в федеральном бюджете предусматриваются нераспределенные расходы, которые условно утверждаются в объеме не менее 2,5% от общего объема расходов на 2009-2010 годы. "Данный резерв должен позволить планировать новые расходные обязательства и увеличивать финансирование соответствующих обязательств в плановом периоде", - пояснил Евгений Бушмин. По его словам, объем данных средств в 2009 году составит 186 млрд рублей, а в 2010 году - 405 млрд рублей.
Особенностью формирования доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года является новая структура доходов, включающая "нефтегазовые" и "ненефтегазовые" доходы. Е.Бушмин отметил, что в среднесрочном периоде прогнозируется снижение нефтегазовых доходов на 34,8 млрд рублей (на 1,5%) и увеличение ненефтегазовых доходов на 1 трлн 480 млрд рублей (на 34,7%). Также предлагается Стабилизационный фонд разделить на Резервный фонд и Фонд будущих поколений (или Национального благосостояния). Фонд будущих поколений составит в 2008 году 471 млрд рублей и будет ежегодно увеличиваться, сообщил Евгений Бушмин.
Расходы федерального бюджета, продолжил Е.Бушмин, на 2008 год и на период до 2010 года формировались исходя из необходимости исполнения расходных обязательства и повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. Общий объем расходов федерального бюджета предусмотрен в 2008 году в объеме 6 трлн 570,3 млрд рублей, что на 20,3% больше запланированного показателя 2007 года. Е.Бушмин подчеркнул, что превышение доходов над расходами планируется только в 2008-2009 годах в размере 74 и 14 млрд рублей соответственно. К 2010 году доходы федерального бюджета, согласно закону, будут равны его расходам.
Далее Е.Бушмин обратил внимание на принятые в ходе второго чтения поправки к бюджету, перераспределяющие средства внутри расходных статей для увеличения бюджетных инвестиций в регионы и решение социальных вопросов. В результате было увеличено финансирование образования, культуры и СМИ, национальной безопасности, задравоохранения и спорта, а также возрастают межбюджетные трансферты. Основные направления расходования перераспределенных средств - социальные, подчеркнул докладчик. Это увеличение стипендий, покупка транспорта для инвалидов и медицинское протезирование.
В целях поддержки отечественного авиастроения в рамках второго чтения выделены дополнительные средства в 2008 году в размере 1 млрд рублей. Существенно увеличивается и финансирование подпрограммы "Автомобильные дороги". На 7,5 млрд рублей увеличено в ходе второго чтения закона финансирование в 2008 году федеральных целевых программ по модернизации транспортной системы и коммунальной инфраструктуры, развитию образования и строительству жилья.
Отличительной особенностью бюджета на 2008-2010 годы является рост расходов на обслуживание внутреннего государственного долга, при этом сокращается доля ассигнований, направляемых на погашение внешнего долга, отметил докладчик. Важен тот факт, подчеркнул также Евгений Бушмин, что увеличивается бюджетная поддержка стратегический отраслей экономики и социальной сферы.
Одной из особенностей принимаемого федерального бюджета на 2008- 2010 годы является то, что расходы, предусматриваемые бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами, формируются с учетом завершения процесса разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы и формированием бюджетов муниципалитетов. Межбюджетные трансферты в 2008 году определены в объеме 2 трлн 281,5 млрд рублей, в 2009 году - 2 трлн 423,1 млрд рублей и в 2010 году составят 2 трлн 720,9 млрд рублей. Доля межбюджетных трансфертов в расходах федерального бюджета в 2008 году составит более 34%, в 2009 году - свыше 32% и в 2010 году - 33,6%. Кроме этого, субсидии бюджетам регионов РФ и муниципальным образованиям увеличены в 2008 году на 6,4 млрд рублей, в 2009 году - на 1,6 млрд рублей, в 2010 году - на 4,7 млрд рублей. Расходы по данному подразделу предназначены на финансирование расходов региональных бюджетов как на социальные, так и на инвестиционные нужды регионов и муниципалитетов. Все регионы будут получать поддержку из федерального бюджета, но ее объемы весьма различны, отметил Евгений Бушмин. В заключение Евгений Бушмин представил таблицу поправок к бюджету, принятых Госдумой в ходе второго чтения. Всего было принято 270 поправок, из них 76% - от Правительства, и только одна поправка - от Совета Федерации из 119 внесенных членами Совета Федерации, сообщил он. Однако работа верхней палаты по бюджету заключается не только в поправках ко второму чтению, подчеркнул Евгений Бушмин. Правительством еще на начальном этапе работы над бюджетом были учтены более половины рекомендаций и предложений Совета Федерации по формированию бюджета. "Мы решили большинство актуальных вопросов еще до внесения среднесрочного бюджета в Госдуму", - констатировал Евгений Бушмин.

"Бюджетом стабильности и диверсификации экономики" назвал бюджет министр финансов РФ Алексей Кудрин, подчеркнув его инвестиционную направленность, наличие мер по поддержке таких направлений в экономике, которые позволяют уйти от зависимости бюджета от сырьевых отраслей. "Российская экономика преодолела кризис и является полноценной. Экономика уже реагирует на сигналы правительства, проводимая экономическая политика дает позитивные результаты. У нас есть существенные резервы для наращивания достижений в экономической и социальной сфере", - заявил Алексей Кудрин. В выступлении он отметил рост капитализации активов российских компаний, рост финансового и банковского рынков, появившиеся перспективы ухода от зависимости России от нефтегазовых доходов. Говоря о реализации расходных обязательств государства, Алексей Кудрин отметил их рост по ряду направлений: социальная защита, пенсионное обеспечение, межбюджетные трансферты, сельское хозяйство и инновационные отрасли экономики.
Одна из главных целей бюджетной политики правительства РФ, подчеркнул Алексей Кудрин, это финансовая поддержка субъектов Федерации. Все полномочия, переданные на региональный уровень, по словам главы Минфина РФ, обеспечены собственными доходами субъектов Федерации и федеральными субвенциями. "Субъектам Федерации переданы самые динамично развивающиеся и увеличивающиеся налоги", - подчеркнул Алексей Кудрин. 71 субъект Федерации увеличил объем своих доходов на 10 - 50%, и их развитие опережает запланированные темпы, проинформировал членов Совета Федерации А.Кудрин. Всего доля доходов субъектов Федерации в консолидированном бюджете страны, по его информации, составляет 47%. Принимаемый бюджет, по убеждению А.Кудрина, станет выходом на новый этап развития страны и всех субъектов Федерации.

Вопросы по бюджету Министру финансов РФ задали члены Совета Федерации Владимир Германенко (Алтайский край), Вадим Артюхов (Волгоградская область), Иннокентий Егоров (Республика Бурятия), Александр Починок (Краснодарский край), Зинаида Драгункина (Москва), Галина Буслова (Амурская область), Валерий Быков (Камчатская область).

Члены Совета Федерации обратили внимание на проблемные места в бюджете, внесли предложения по совершенствованию бюджетной политики, прежде всего, по социальной защите населения и отстаиванию финансовых интересов субъектов Федерации. Речь шла о финансировании дорогостоящих операций, обеспечении инвалидов автотранспортом, финансировании сельского хозяйства, строительства дорог и метро, а также необходимости компенсации регионам расходов, появляющихся в результате принятия новых федеральных решений.

Заключение Счетной палаты РФ по ФЗ О федеральном бюджете на 2008-2010 годы" представил председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Основной акцент в бюджетной политике теперь должен быть сделан на эффективности бюджета, не количественных, а качественных результатах, отметил Сергей Степашин. Однако методик степени достижения эффективности использования бюджетных средства до сих пор не разработано, подчеркнул он. Основной риск в реализации представленного бюджета, по мнению С.Степашина, заключается в быстро растущей инфляции.
Необходимо, обратил внимание С.Степашин, скорректировать на основе финансового мониторинга размер дотаций бюджетам субъектов Федерации. Бюджетная политика такова, что финансовая обеспеченность на душу населения выше в дотационных регионах, чем у "доноров". Нет механизмов, направленных на стимулирования развития субъектами Федерации собственной доходной базы. Не сбалансированными остаются муниципальные бюджеты, подчеркнул С.Степашин. Региональный аспект имеет и предстоящее вступление России в ВТО, добавил он.

Далее свое мнение о принимаемом бюджете высказали члены Совета Федерации. Евгений Ильюшкин высказал критические замечания по представленному бюджету, так как он, по мнению сенатора, не достигает главной цели - повышения уровня жизни россиян. Е.Ильюшкин заметил, что остаются мизерными зарплаты, пенсии, детские пособия, другие социальные выплаты. "Люди остаются на грани выживания, получая нищенские доходы. Бюджет этой ситуации не меняет", - констатировал Е.Ильюшкин и предложил бюджет на этом основании отклонить.

Сергей Лисовский задал риторический вопрос: "И это бюджет стабильности? Стабильного пренебрежения к интересам страны и россиян. Не выполнено и не обсуждалась рекомендация по увеличению субсидирования сельского хозяйства. Когда сельские труженики перестанут быть людьми второго сорта в своей стране?! Я мечтаю, что наступит день, когда мы отклоним закон, не защищающий интересы людей труда. Когда мы перестанем копить деньги в непонятных фондах, а будем реально заботиться о людях", - заявил Сергей Лисовский и также предложил бюджет отклонить.

Валерий Сударенков назвал "пренебрежительным отношением к культуре" уровень ее бюджетного финансирования. Владимир Пичугов обратил внимание на необходимость повышенного внимания к минеральным ресурсам, увеличению финансирования геологоразведки в России. Необходимо повысить статус профессии геолога, чтобы "сегодняшним профессионалам было, кому передавать свой опыт".

Вячеслав Новиков признал, что в бюджете, как в каждом финансовом документе, есть определенные недостатки. "Однако диалог Совета Федерации и Минфина состоялся. Удалось найти компромисс почти по всем вопросам", - констатировал Вячеслав Новиков и предложил закон о бюджете одобрить.

Его позицию разделил в своем выступлении Александр Починок. Однако он попросил еще раз изучить региональную составляющую федерального бюджета. "Некоторое лукавство в расчетах присутствует, многие регионы будут испытывать финансовые трудности при реализации переданных им полномочий, будут искать дополнительные средства. В крайне тяжелом положении окажутся дотационные регионы", - сказал А.Починок и отметил безосновательность уверенности Минфина РФ в хорошей динамике собираемости налогов в регионах. Говоря о перспективах совершенствования бюджетной политики, А.Починок подчеркнул необходимость разработки специальных мер и стимулов для регионов по увеличению своей доходной части.

Закон"О федеральном бюджете на 2008-2010 годы" был принят 145 голосами при 1 "против" и 1 "воздержавшемся".

11.07.2007
http://www.regions.ru/news/2085721/

Док. 411363
Перв. публик.: 11.07.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 444

  • Бушмин Евгений Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``