В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Заморозка и отморозки Назад
Николай Вардуль: Заморозка и отморозки
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о цене на этикетке. Этикет, конечно, звучал бы лучше, но бессмысленнее. Не Шекспир, что уж тут оправдываться.

Зато повесть точно печальна. Потому что хеппи-энда не видно. А не видно, в частности, из-за того, что чиновникам, которым следовало бы этот хеппи-энд в виде торможения роста цен приближать собственными - нет, не потом, кровью и слезами, а всего лишь для начала интеллектуальными усилиями, - явно не до того. Для них главное - отвести от себя ответственность за очевидный провал экономической политики и в лучшем случае слегка сбить ценовую волну, не особенно считаясь с тем, что за этим последует.

Главный официальный обвиняемый - та самая и без того скоропостижно теряющая популярность в чиновничьих кабинетах невидимая и от этого ненаказуемая рука рынка. Но, по-моему, сами чиновники в это не верят, и правильно делают
Именно поэтому главный официальный обвиняемый - та самая и без того скоропостижно теряющая популярность в чиновничьих кабинетах невидимая и от этого ненаказуемая рука рынка. Но, по-моему, сами чиновники в это не верят, и правильно делают, потому что мировой рынок не может даже под пытками российских статистиков объяснить, почему вдруг он больнее всего ударил именно по России. Вот и Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства, который волею коллег внезапно оказался чуть ли не наедине с заграницей, от которой, понятно, хорошего не жди, тем не менее вчера заявил: "Мы видим, что за последние недели цены на продукты питания стабилизировались, они соответствуют темпам роста инфляции в стране". Сказано чуть заковыристо, к тому же Росстат данными за октябрь, когда цены выросли на 1,6%, это, мягко говоря, не вполне подтверждает, но суть понятна: хватит все валить на сельское хозяйство, здесь цены движутся так же, как везде. В ногу. И все потому, что операция "заморозка" удалась. Речь идет о якобы добровольных ценовых ограничениях, наложенных на себя крупными производителями социально значимых продуктов питания.

Даже если Гордеев не выдает желаемое за действительное, эффект заморозки длительным не будет по определению. И министр это, конечно, прекрасно понимает. Рано или поздно (первое ближе к действительности) цены разморозятся - и тогда держись.

Держаться, кстати, придется крепче, чем если бы все ограничилось игрой в "холодно - горячо". Потому что помимо полумифического мирового рынка на российскую инфляцию куда активнее влияет российский денежный рынок. А на нем в угоду российским банкам, перманентно оказывающимся в предкризисном состоянии, как только по тем или иным причинам для них затрудняется доступ к западным кредитным ресурсам, правительство всячески расширяет денежное предложение. Значит, впереди разгул цен.

Есть и еще одна не менее оптимистическая перспектива. Расходы бюджета набирают такой масштаб, что практически никакой заначки не остается. А впереди 2008 год, и в этот год расходы будут только увеличиваться. В 2005-2007 годах бюджет в трудную минуту всегда выручали деньги, регулярно взыскиваемые с ЮКОСа. Кормушка опустела - значит, пора искать следующую.

07.11.2007
Материал опубликован в "Газете" No209 от 08.11.2007г.

http://www.gzt.ru/business/2007/11/07/220102.html


Док. 411352
Перв. публик.: 07.11.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 363

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``