В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Юрьев. Последняя попытка Владимира Путина Назад
Дмитрий Юрьев. Последняя попытка Владимира Путина
24 февраля 2004 г., менее чем за три недели до истечения своего первого президентского срока, Владимир Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова. Это - первый радикальный политический шаг президента за все время его правления, первый из тех, что ожидались от него с момента вступления в должность.

Когда в 2000 г. Владимир Путин стал президентом России, его назвали "зеркалом ожиданий". Удивительным образом новый российский лидер сумел стать для большинства граждан России символом именно тех - осознанных или неосознанных - вариантов будущего, которые казались им - причем каждому в отдельности - предпочтительными.

Прошли четыре года. За это время уровень общественного доверия к президенту разве что подрос. Неужели же для семидесяти процентов населения страны оказались реализованными те абсолютно несовместимые друг с другом варианты, которые связывались с Путиным президентский срок назад? А если нет - то как можно было сохраниться в роли "зеркала ожиданий", никого не оттолкнув и не обманув, и при этом не выбрав ни одного из вариантов будущего?

Потому что ни один из вариантов будущего пока не выбран.

За первые четыре года правления Горбачева (1985 - 1989) страна прошла путь от "дальнейшего ускорения развития народного хозяйства" и антиалкогольной кампании до публикации "Доктора Живаго", "Архипелага Гулаг" и альтернативных выборов в высшие органы власти. За первые четыре ельцинских года (1991 - 1995) - от либерализации цен и создания независимой Российской Федерации через полномасштабную конституционную реформу (ликвидация советской власти и отстранение от власти коммунистической партноменклатуры) к первым подлинно многопартийным выборам в Государственную Думу, к созданию основ совершенно нового, несоциалистического, общества. Здесь речь не идет о качестве и направленности преобразований - речь идет об их масштабе, об их реальной насыщенности. А также о том, что четыре первых путинских года ознаменовались главным образом длящейся и продолжавшей до недавнего времени устраивать всех декларацией о намерениях: "Скоро можно будет пора начинать готовиться".

По эту сторону зеркала

В качестве "зеркала ожиданий" Путин продержался до конца первого срока своих полномочий, сохранив призрачную стабильность и тихое единство, позволявшее каждому более-менее спокойно молчать о своем и думать, что в этом своем он един с главной государства. Но время вышло. Зеркало треснуло. И в точке "разделения ступеней" Путин рискует предстать в новом качестве - по эту сторону зеркала. Без маскировки. Без прикрытия. Под ударом.

Ельцин был гарант и выбор России. Россия выбрала его как олицетворение определенного процесса, определенного решения. К концу своего срока он сумел "додержать" ситуацию, не позволить ей выйти за рамки той российской реальности, которая его выбрала и чей выбор он гарантировал.

Путин - набор возможностей, открытый список вариантов будущего, Future Indefinite.

Откуда взялся Путин? В декабре 1998 г., в разгар гаданий "на будущего президента", прозвучал прогноз: есть такой человек, и его не знает никто. Как и хрущевская эпоха, время Ельцина окончилось бурлением "первичного бульона", десятками кадровых возможностей. В качестве преемника Ельцина были представимы Примаков и Лужков, Степашин и Аксененко, Громов и Рушайло, Сысуев и Путин. Равно как на исходе хрущевской эпохи можно было выбирать из Брежнева и Подгорного, Косыгина и Шелепина, Егорычева и Полянского, Мазурова и Игнатова. Интересно отметить, что к концу брежневской эпохи выбирать можно было между несколькими смертельно больными стариками и случайно затесавшимся в их ряды Горбачевым.

Волюнтаристское время поощряет авантюристов, пассионариев, навязывает современникам конкурс, гонку на выживание. Время застоя и нормализации порождает логику "Не высовывайся!", обеспечивает отрицательный отбор, выбрасывая за борт лодки и тех, кто ее раскачивает, и тех, кто просто пытается быстро грести. Вот и возникает парадоксальная картина: в недрах бурного, волюнтаристского беспредела коренится серьезный запас прочности - в то время как стабильность ради стабильности оказывается небоеспособной и незащищенной.

На разных этапах люди могут по-разному относиться к Хрущеву или к Брежневу, восхищаясь Братской ГЭС и проклиная кукурузу, или, наоборот, ностальгируя по оттепели и издеваясь над развитым социализмом. Ельцин (как и Хрущев) был лидером процесса. Путин (как и Брежнев) - лидер страны и людей, населяющих эту страну, национальный лидер. Ельцин руководил грандиозными реформами, сравнимыми по масштабу с реформами Петра, в конце которых на руинах "новой исторической общности людей - советского народа" должна была возникнуть российская нация. В Путине эта нация, утомленная травматичным реформаторством, ожидала найти лидера екатерининского типа, призванного, в конце концов, "обустроить Россию".

Путин возглавил процесс нормализации, процесс трансформации энергии перемен в энергию становления. Спокойствие "нормализации" всегда благотворно. Если оценивать советскую эпоху объективно, отстраненно, то нельзя не признать, что максимума мощи, темпов, эффективности и относительной гуманности она достигла, конечно, в 70-е годы, в разгар "брежневщины". "Золотым веком" называли и современники, и потомки время Екатерины II. Однако екатерининский период задал мощнейший импульс государству и обществу, импульс роста и развития, которого хватило более чем на сотню лет. А брежневский период закончился выходом системы из строя, всеобщим ощущением тупика и застоя и распадом страны в течение менее чем восьми лет.

В чем отличие? В качестве руководства, в качестве взаимоотношений между властью и обществом - в самом широком смысле.

Эпоха потрясений, эпоха социального взрыва на самом деле не зависит от личности вождя. Масштаб перемен предопределяется объективными обстоятельствами, а в роли лидера оказывается случайная фигура - полубезумный фанатик Петр, добродушно-приземленный Ельцин - чья главная задача - персонифицировать процесс, озаглавить его: не как кормчий на идущем по морю корабле, а как сноубордист на гребне лавины. Здесь требуются смелость, чутье и раскрепощенность. Энергия преобразований сама накапливается в нереформированной стране, сама ищет направление выхода, сама его находит.

Эпоха нормализации - эпоха вариантов, эпоха мастерства. Предшествующий ей переходный период разрушает путы, предоставляет свободу маневра. И все начинает зависеть от огромного количества обстоятельств, воль, выборов.

Но в такой стране, как Россия, и в такой момент, как сегодняшний, практически все зависит от выбора одного человека.

На самом деле за четыре путинских года в России проросло очень многое.

В стране - совершенно новая социально-психологическая атмосфера. Впервые за десятилетия Россия легализована. В страну вернулся феномен "жизни вбелую" - при приеме на работу люди хотят зарплату в рублях и с налогами, а не в баксах и в конвертах. В стране на бытовом уровне обсуждается возможность индивидуальных инвестиций в собственное будущее - будь то образование детей, будь то зарождающаяся как массовое явление ипотека.

И в этом - грандиозный успех путинского правления. Успех, заключающийся в том, что созданы условия для начала работы на результат. "Начинать готовиться пора можно уже".

Колоссальная драма Путина - в том, что роль национального лидера оказалась востребована страной в период, когда процесс создания нации еще не завершился. Деятель, оказавшийся соразмерным времени и стране, сумевший стать - как и Ельцин несколькими годами ранее - единственным реальным политическим тяжеловесом, Путин не справляется не потому, что он недостаточно умен, не потому, что он не соответствует масштабу задач. Он не справляется ситуативно - как не справлялся бы анекдотичный водитель гоночной автомашины, лишенной дна, который вынужден одновременно рулить и бежать по асфальту ногами. Просто потому, что между наполовину возведенной стройкой новой экономики и новой системы управления, между начавшим приспосабливаться к новым условиям населением, и порожденным этой новой системой новым президентом - зияющая пустота, вопиющее отсутствие адекватного нового политического класса. На его месте - кучка имитаторов, подсаженных на иглу социально-политического паразитизма.

В этой ситуации Путин, окруженный сплоченным коллективом единочаятелей, опирающийся на подконтрольное большинство в парламенте, лояльных руководителей в регионах и восьмидесятипроцентный рейтинг, производит впечатление предельного, трагического человеческого одиночества. В каком-то смысле он на новом витке исторической спирали воспроизводит судьбу своего предшественника, вынужденного обращаться за политической поддержкой исключительно к народу напрямую. Сегодня Путин легко находит общий язык непосредственно с населением, постоянно выходя за рамки терминологии и мотивации снующих вокруг да около него борцов за доступ к ресурсу. Беда в том, что на этом, путинском, этапе "общего языка" недостаточно. Нужна общая политика, нужен действующий механизм воплощения потребностей населения через адекватную политическую элиту.

Но без специальных усилий президента, без радикальных и энергичных действий по реализации своего рода "путинского призыва" ситуация начинает угрожающе и ускоренно сгущаться.

Ельцин был выбором России. Сегодня все наоборот. Сегодня Россия - это выбор Путина, сегодня судьба страны зависит от качества личности и эффективности работы ее второго президента.

Выбор Путина

Сделал ли Владимир Путин свой выбор 24 февраля 2004 г.? Сейчас об этом судить трудно. Сейчас можно с уверенностью утверждать только то, что это - президентский прорыв. И может быть даже из окружения. Однако боевые порядки, отделяющие систему власти в стране от населения, глубоко эшелонированы. Одного прорыва заведомо недостаточно. И не закончится ли он просто сменой окружения - об этом пока что судить невозможно.

Но достаточно скоро судить станет очень просто. Потому что вариантов выбора у президента - очень немного.

Первый выбор - это включение механизмов общественного саморазвития.

Во-первых, это административно-кадровая революция, разблокирование действующих неономенклатурных механизмов аппаратного застоя, открытие государственной службы и политической деятельности для мощной социальной интервенции со стороны наиболее активных социальных групп.

Во-вторых, это организационно-экономический переворот - действия по реальному "равноудалению" всех - в том числе новых, полностью лояльных власти - олигархов от любой возможности укреплять свои позиции внеэкономическим путем (с использованием коррумпированных чиновников, заказных судейских, политически близких силовиков, ни от кого не зависимых проплаченных СМИ и т.д.). Эти действия невозможны без активнейшего вовлечения в совместные действия широких масс экономически активного населения.

В третьих, это партийно-политическая революция - разрушение многономенклатурной системы и замена ее системой многопартийной, возвращение парламенту роли представительного органа законодательной власти, а главное - обеспечение политической активности населения на низовом уровне, восстановление институтов осознанного выбора и общественного мнения.

Наконец, в четвертых, это информационно-политическая революция - возвращение власти в целом к диалоговой системе властно-общественных отношений, реабилитация журналистской профессии, формирование цивилизованного медиа-сообщества и окончательная ликвидация пережитков медиа-манипулирования и медиа-произвола.

Заметим, что, за исключением термина "революция", все основные содержательные направления такого выбора уже были озвучены Путиным, причем неоднократно.

Это именно революции. Потому что во всех случаях речь идет о социальном прорыве значительных групп населения в сферы управления, экономики и коммуникаций, в настоящее время для такого прорыва закрытые, узурпированные неэффективной, коррумпированной и малоспособной "элитой переходного периода" по праву самозахвата. И еще - это "революции сверху". Потому что "постноменклатурная", кастовая, насквозь олигархическая система власти и управления в России устроена так, что может быть взломана только под жестким управлением и контролем первого лица страны.

Революционный характер ожидаемых перемен подтверждается контрреволюционной истерической реакцией "элиты" на отставку правительства Касьянова. В рамках "негласных договоренностей" последних четырех лет решение президента не должно было вызвать паники и истерики - более того, грядущая отставка Касьянова стала общим местом для "пикейных жилетов" нашей политической аналитики. Однако сама подача президентского решения, мотивация его - через обращение напрямую к населению, через необходимость объясниться с избирателями до того, как они пойдут на выборы - это, согласимся с системным политиком Владимиром Рыжковым, разрушение основ системосохранения. "Президент обратился напрямую к народу и обосновал свое решение ответственностью перед избирателями" - это, с точки зрения Рыжкова, действительно подобно неожиданному сходу лавины на уютный и хорошо проплаченный Куршавель.

Но выбор Путина только обещан. Он не сделан.

У президента остается и другая возможность - окончательно заглушить механизм саморазвития, опереться на "семейных", "силовиков" и прочие лояльные номенклатурно-олигархические группировки. Это на короткий период позволит создать видимость контроля ситуации и быстро приведет к "украинизации" внутренней политики - когда политическая власть опирается на экономических игроков, полностью зависимых от этой политической власти. Как рассказывал барон Мюнхгаузен, в аналогичной ситуации он сумел вытащить из болота и себя, и лошадь. Можно верить барону и не верить Ньютону - это тоже выход. Пока трясина не засосет окончательно.

Сохранение в нынешней эмоционально обостренной социальной ситуации "аутистского" отношения к делу, свойственного сегодня почти всем участникам экономико-политического процесса, чревато грозными последствиями.

Прежде всего это - отупение и деградация нации. Вернее, не нации, а населения, с утратой национальной перспективы вообще. Пока что это только гипотетическая возможность, но мы видим пугающее нарастание числа признаков превращения России в страну третьего мира - страну с жесткой социальной стратификацией, с непреодолимыми социальными барьерами, с низким престижем образования, с господством поп-идеологии. А это уже чревато необратимыми последствиями, чревато утратой геостратегических позиций страны.

Есть и более практические, "ближние" угрозы. Прежде всего - это существенно повысившаяся уязвимость власти.

Медиа-политика первых путинских лет воспринималась большинством образованного населения вовсе не как удар по свободе слова: это была политическая война против медиа-олигархов и как таковая она не вызывала серьезных возражений - в том числе и в рамках медиа-сообщества. Никто не собирался всерьез заступаться за гг. Березовского, Патаркацишвили, Гусинского, Доренко, Киселева и др. Однако за время борьбы против медиа-произвола никакой альтернативы ему не возникло. Власть пошла по пути наименьшего сопротивления, подавляя в зародыше любые попытки возродить прежнюю вольницу, - вместо того, чтобы строить эффективную информационную политику. И в результате разучилась держать медиа-удар.

Это особенно опасно, когда большинство населения при принятии важнейших политических решений манипулируемо, подвержено импринтингу, а значит, легко внушаемо. Ближайшая история показывает, до какой степени эффективно может быть внедрен в общественное сознание образ ненавистной, презренной власти - будь то в России 1914-17 гг., в Советском Союзе 1990-91 гг. или в Грузии 2003 г. Главное, чтобы был зародыш кристаллизации общественного мнения - эмоционально возбудимая и поссоренная с властью интеллигенция.

Обожествление "интеллигенции" - такая же беда России, как и уничижение, травля интеллигентов. За известными подлыми словами коммунистического вождя про "мозг нации" стоял жизненный опыт - история тоталитаризма в России не началась бы без предыстории мелких и крупных предательств, трусости, слабости и продажности "мыслящей части общества" - да и трезвая самооценка: в конце концов, автор цитаты про "не мозг, а ..." сам был типичным русским интеллигентом. Бесчинства партноменклатуры - равно как и беспредел ее олигархических наследников - были бы невозможны без соучастия "специнтеллигентов", своими доносами, враньем, склоками и подзуживанием создававших и создающих идеологическую платформу всевластия Бюрократического Хама - и, при изменении обстоятельств, дающих толчок тотальному разрушению всей государственной системы.

Но бестактно перенося на интеллигенцию в целом заслуженное раздражение, вызванное активностью наиболее одиозных ее представителей, демонстрируя готовность к отказу от диалога с мыслящей частью общества, открыто опираясь на социально пассивных, нынешняя российская власть заложила основы для возникновения новой непрошибаемой антигосударственной мифологии - благо сейчас для соответствующей работы есть и финансовые, и творческие ресурсы.

Работа, как всегда, ведется с двух сторон. С одной стороны, это откровенно противопоставляющие себя Путину олигархи-эмигранты, их западные лево-либеральные подпевалы и давно изготовившиеся к внутренней эмиграции недавние властители дум. С другой стороны, это издавна стремящиеся к идеологическому реваншу "из-под-глыбные" проповедники национально-социальной ненависти, нарождающиеся российские фалангисты, способные опереться на разрушительные настроения толпы, рядящиеся в лже-патриотическую униформу. Одним уже удалось внедрить в общественное сознание образ "антиинтеллигентской", чуждой власти. Другие добились больших успехов в деле общественной реабилитации настроений ненависти, зависти и мести, проведя в Думу под знаменем соответствующих настроений новый, вполне цивильный и лояльный действующей власти, блок "Родина". И тем, и другим поперек горла любой неконфликтный, эволюционный путь развития страны - без насилия, без разборок, без ненависти, без "обыдлотворения" народа. И те, и другие заинтересованы в том, чтобы инструмент реальной демократии, инструмент прямого влияния общества на власть не заработал бы в России никогда. И тем, и другим не выгодно, чтобы вторая попытка Владимира Путина возглавить цивилизованную российскую нацию удалась. Тем более что - вне зависимости от продления (или непродления) президентских сроков - содержательно эта попытка - последняя.

26 Февраля 2004
http://old.russ.ru/politics/news/20040226-yra-pr.html

viperson.ru

Док. 411348
Перв. публик.: 26.02.04
Последн. ред.: 09.03.11
Число обращений: 592

  • Путин Владимир Владимирович
  • Юрьев Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``