В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Комплексы гадкого утенка Назад
Николай Вардуль: Комплексы гадкого утенка
Если бы не было везения, жить было бы просто невмоготу. Без него я, например, не оказался бы в Дании по приглашению королевского посольства этой страны в Москве. Вокруг буквально пряничные виды, не захочешь, а вспомнишь андерсеновские сказки. И вдруг ловлю себя на мысли: кому сказки, а кому совсем не до сказок.

Ханса Кристиана Андерсена за его "Гадкого утенка", а вовсе не Эрнесто Че Гевару Владислав Сурков должен провозгласить предтечей концепции суверенной демократии
Сила искусства волшебна везде. Но это волшебство в разных странах действует по-разному. Российская литература по праву считается едва ли не главным брендом России как великой страны. Признано всеми. Но ведь что любопытно: именно эта великая литература воспитала весьма специфическое общественное мнение (в царской России оно, помимо мнения света, появилось только после реформ Александра II). Это общественное мнение едва ли не открыто поддерживало цареборцов с бомбами наперевес. Дело дошло до того, что даже Достоевский, написавший "Бесов", книгу, признанную его молодыми современниками предательством, перед смертью (а умер он буквально по соседству с явочной квартирой, где собирались члены Исполнительного комитета "Народной воли") говорил о замысле написать роман, в котором его любимый герой Алеша Карамазов должен был стать террористом.

Датская (чуть не написал детская) литература оставила в истории иной след. Просветитель Николай Северин Грундтвиг, известный в мире куда меньше Достоевского с Толстым, в первой половине XIX века написал, что счастлива та страна, где "мало тех, у кого слишком много, но еще меньше тех, у кого слишком мало". Он же основал "народные университеты". Теперь Грундтвиг официально считается основоположником датского государства всеобщего благоденствия. Таким следом можно гордиться. Не меньше, чем "Войной и миром". И больше, чем "Что делать?" Чернышевского.

Но пора вернуться к сказкам. Ханс Кристиан Андерсен, конечно, самый знаменитый датчанин. Среди его сказок, как мне кажется, с российскими, причем современными, проблемами больше других перекликается сказка "Гадкий утенок".

Жил-был птенец, считавший себя утенком, но не похожий на утят и презираемый утками. А потом вырос прекрасным лебедем. Чем не апология "суверенной демократии"? Скажете, перегиб? Но разве не похоже: сейчас некоторые косятся на Россию, видя изъяны ее демократии, но пройдет время - и они будут посрамлены красотой и эффективностью российской политической системы. Не сказка Андерсена, а хрестоматийная заключительная фраза разговора Ленина с Уэллсом: "Приезжайте к нам лет через двадцать!"

Параллель с российской современностью вряд ли добавит славы Андерсену. Получается, его, а не Че Гевару Владислав Сурков должен объявить предтечей концепции "суверенной демократии".

Сказка на то и сказка, что как-то забывается, что птенец лебедя обязательно станет лебедем, если его не заклюют. С Россией все-таки иначе. Она остается гадким утенком (политики говорят о переходном периоде, в котором Россия, не выходя наружу, попеременно движется в противоположных направлениях) слишком долго. Так долго, что она очень не скоро превратится в кого-нибудь другого. Впрочем, Андерсен здесь ни при чем.

12.11.2007
Материал опубликован в "Газете" No212 от 13.11.2007г.

http://www.gzt.ru/politics/2007/11/12/220100.html


Док. 411347
Перв. публик.: 12.11.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 337

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``