Выйдите на улицу и громко спросите: "Должно ли государство регулировать ..." Что именно, сказать не успеете, отовсюду понесется: "Надо! Давно пора!" Значит ли это, что и в самом деле пора решительно расширить и без того совсем не узкую зону госрегулирования? Не думаю. Выйдите к согражданам и спросите: "Надо ли увеличить зарплаты?" Ответ точно будет еще более единодушный. Беда в том, что рост зарплат и вообще доходов в России давно и уже опасно оторвался от роста производительности труда.
В конце концов популизм тем и отличается от ответственной политики, что цель первого - вести за собой улицу, куда - вопрос открытый; цель второго - отвечать потребностям развития экономики и общества. Две большие разницы.
На субъекты розничного рынка резко вырастет административный нажим. Что приведет к росту издержек, в том числе и на взятки. А рост издержек, понятно, "отбивается" ценами
Андрей Белоусов, замминистра экономического развития и торговли, выступил с любопытной инициативой. Его подчиненные написали законопроект о внутренней торговле в России. И тут же объяснил, почему он именно сейчас должен появиться: "Ситуация с ростом цен в сентябре--октябре убедила, что такой закон нужен".
После такой аттестации можно было бы предположить, что законопроект возрождает в той или иной форме Госкомцен. Однако его время еще не пришло.
Прямо законопроект на цены не нацелен. Косвенно - конечно. По сути, он призван регулировать розничную торговлю. Прежде всего технически - через довольно подробное описание требований, которым впредь должно соответствовать то, что принято называть магазином, и, соответственно, к его владельцам. Понятно, что его реализация повлечет за собой некую перетряску фигур и сетей розничной торговли. Вот только если авторы законопроекта считают, что итогом станет переписка магазинных этикеток в сторону понижения цен, то, по-моему, зря. Совсем недавний пример - удаление продавцов-нерезидентов с розничных рынков прежде всего в Москве. Обоснование - ликвидация посредников, приближение фермеров из ближайших регионов к розничным прилавкам. В результате цены должны были упасть. Получилось не так: сначала цены взлетели из-за сокращения товарного предложения, потом все фактически вернулось к исходному уровню. Продавцов подвесили еще на один административный крючок, за который можно будет дернуть в любой момент. Вариация на ту же тему может произойти и при реализации нового закона.
Есть в нем и ударная часть. "Продавец (группа продавцов) признается занимающим доминирующее положение на каждом рынке, на котором он покупает товар для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли всех продавцов в границах муниципального образования превышает 15%". В законе "О защите конкуренции" параметры мягче: главная пороговая величина - 50% рынка. Снижение барьера, понятно, оставляет в силе санкции за доминирование: от 0,01 до 0,15% оборота проштрафившегося.
Что произойдет с розничными ценами, если продавцу придется дробиться или платить штрафы? Они вырастут.
Что же в сухом остатке? На субъекты розничного рынка резко вырастет административный нажим. Что приведет к росту издержек, в том числе и на взятки. А рост издержек, понятно, "отбивается" ценами.
Так что путь к Госкомцену остается открытым.
21.11.2007
Материал опубликован в "Газете" No219 от 22.11.2007г.