В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Зажгите свет! Назад
Николай Вардуль: Зажгите свет!
Когда, подведя итоги экономического развития за 10 месяцев, в МЭРТе признали, что инфляция в 2007 году составит 11-11,5%, то самым интересным для меня были совсем не цифры. МЭРТ продолжает стоять на том, что основным (в подготовленном документе он вообще сначала называется исключительным) фактором роста российских цен является динамика цен на продовольствие на мировом рынке. Я категорически не согласен (о чем писал не один раз), но сегодня готов наступить на горло собственной песне.

Предлагаю сосредоточиться на другом. Алексей Кудрин в момент, когда цены уже рванули вверх, но в МЭРТе еще продолжали настаивать, что прогноз инфляции на 2007 пересматривать не придется, заявил, что главная причина разгула цен - рост денежного предложения, а его в свою очередь подтолкнул рекордный прилив капиталов в первом полугодии 2007 года и размягчение бюджетной и кредитно-денежной политики.

Инфляцию наши министры не поняли. Тогда получается, что экономическую политику делают в темноте
Жрецы правительственной экономической политики принципиально по-разному оценивают причины самого болезненного, в том числе и с предвыборной точки зрения, экономического процесса, разворачивающегося на глазах избирателей, а значит, предлагают разные рецепты лечения.

Объяснение, впрочем, можно найти. Например, ведомственное.

У Минторга (извините, у МЭРТа) свое, у Минфина - свое. Но если уж идти по административному пути, то надо идти до конца, а там выясняется, что Кудрин не просто министр финансов, но и вице-премьер - значит, по административной логике прав он. Можно найти и другое объяснение, ближе к конспирологии. Алексей Кудрин предъявляет аргументы для сугубо внутреннего служебного, закрытого для граждан, пользования, Эльвира Набиуллина - для внешнего. Говорят, у Путина недели три назад состоялось не вышедшее наружу совещание представителей денежных властей. И там Кудрин расставил все точки над i: он предупредил, что продолжение нынешних тенденций экономической политики, и прежде всего размещение средств Стабфонда на российском рынке, может разогнать темпы роста цен в разы.

Сейчас в Минфине предпочитают кивать на МЭРТ: дескать, монетарный фактор - ничто без мировых цен. Что, по-моему, подтверждает сказанное о факторах инфляции для служебного внутреннего использования и факторах ее же для публичного внешнего.

Если раздел - плод досужих вымыслов (не могу подтвердить, что закрытая встреча Владимира Путина с Алексеем Кудриным и Сергеем Игнатьевым действительно состоялась, - не присутствовал), то ситуация еще хуже. Управлять - значит предвидеть, а предвидеть можно только то, что можно понять. Но получается, что инфляцию наши экономические политики не поняли.

Тогда экономическую политику делают в темноте. Есть доказательства, не связанные с инфляцией. Мне уже приходилось писать о парадоксе высокого роста ВВП, сопровождающегося высоким ростом роста цен. Понятно, что так долго продолжаться не может. И вот я читаю Виктора Ивантера, директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, ученого с высокой репутацией в экспертном сообществе, а он заявляет: "Мы не вполне понимаем движущие силы экономического роста. Мы не понимаем, какие сектора экономики поддерживать надо, а какие не надо".

В какой-то мере это индульгенция: если уж академики не понимают, что вы хотите от чиновников? Но тогда за что платят чиновникам?

Хватит блуждать в темноте - зажгите свет!

27.11.2007
Материал опубликован в "Газете" No223 от 28.11.2007г.

http://www.gzt.ru/wallet/2007/11/27/220102.html


Док. 411333
Перв. публик.: 27.11.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 308

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``