В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Как не отдать кассу Назад
Николай Вардуль: Как не отдать кассу
Вчера мы не зря столкнули лбами Эльвиру Набиуллину с Алексеем Кудриным. Из-за того, что уважаемые министры-экономисты фактически в полный голос ведут друг с другом едва ли не схоластический спор: что было яйцом, из которого выросла кукушка сверхплановой инфляции, - денежное половодье или рывок цен на продовольствие на мировом рынке? Сегодня тему можно продолжить: очередное заявление сделал вице-премьер - министр финансов. Он утверждает, что и без рекордного роста цен на продовольствие было бы невозможно удержать показатель годовой инфляции в рамках обещанных 8%.

И главное: когда инфляция уже составляет не 2-3, а 9-11%, "то всегда очевидно, что ее 80-90% носят монетарный характер". Министр экономического развития и торговли пока промолчала.

Когда инфляция уже составляет не 2-3, а 9-11%, "то всегда очевидно, что ее 80-90% носят монетарный характер"
Алексей Кудрин вернулся к первопричине бунта цен, конечно, не ради спора с Эльвирой Набиуллиной, он защищал бюджет от допрасходов, а Стабфонд от очередных покушений. Еще с полгода назад Кудрин признал, что госрасходы в 2007 году зашкаливают за предельно допустимую черту. Но Кудрин не зря ветеран пусть кровопролитных, но зато до сих пор весьма успешно для него заканчивающихся боев с лоббистами расширения госрасходов.

Способов предохранения бюджета министр финансов знает немало. В том числе и совсем не обязательно головоломных. Расходы бюджета-2007 вместе с принятыми в течение года решениями по их увеличению выросли по сравнению с 2006 годом почти в полтора раза - на 47,4%. Это рекорд за все годы новой России. Но это на бумаге, фактически же по кассовому исполнению расходы бюджета выросли "всего" на 39,3%. И сколько бы премьер Виктор Зубков ни метал громы и молнии по поводу медленного доведения средств до бюджетополучателей, ни грозил ужесточением ответственности Минфина и других ведомств, факт экономии бюджетных средств налицо. Конечно, злой умысел Минфина недоказуем: так уж им организована и утверждена правительством процедура получения бюджетных средств, что ситуация их недодачи повторяется из года в год. Следующий ход также традиционен: часть средств все-таки отправится по назначению, разогревая инфляцию уже следующего года, но часть средств отойдет в резерв Минфина, откуда их смогут вернуть на свет разве что с участием президента.

Расходы бюджета-2008 Кудрин намерен серьезно подморозить. Его логика такова: расходы бюджета-2006 составляли 16% ВВП, бюджета-2007 - 18,3%. Больше ничего подобного произойти не должно. Взлет расходов 2007 года министр финансов политкорректно объясняет не предвыборной порой, а реализацией нацпроектов (что непосредственно связано с выборами) и вложением средств в институты развития. Кудрин надеется на то, что "институты развития - это разовые вложения", он заявляет: "Конечно, каждый год мы не сможем и не будем так наращивать расходы".

Такова линия обороны Минфина. Падут ли антиинфляционные укрепления - вопрос не только к лоббистам такой "политики развития", которая будет определяться не "бухгалтерами из Минфина". Есть и внешний фактор, впрямую относящийся к темпам инфляции: цены на нефть и прилив капиталов. Опыт 2007 года наглядно показал образцы не только беспрецедентного роста госрасходов, но и уязвимости денежной политики. Но от несуверенности рост цен не становится безопаснее.

28.11.2007
Материал опубликован в "Газете" No224 от 29.11.2007г.

http://www.gzt.ru/business/2007/11/28/220100.html


Док. 411332
Перв. публик.: 28.11.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 283

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``