В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Путин - преемник Путина Назад
Николай Вардуль: Путин - преемник Путина
Заявление Дмитрия Медведева, попросившего Владимира Путина возглавить правительство после выборов нового президента, что, конечно, было условием выдвижения Медведева кандидатом в президенты, окончательно проясняет смысл операции "Преемник". Главное - сохранение власти в руках Путина.

Это, конечно, не сенсация, но добиться этого непросто. Путин сделал немало для того, чтобы российская президентская республика стала режимом его личной власти. Все ее вертикали замыкаются в Кремле. И вдруг - перестройка.

Если впереди премьерская республика, то это шаг к другой по сравнению с сегодняшней демократии, какой бы суверенной она при этом ни оставалась
Опираться на высказывания самого Путина бессмысленно. Он их благоразумно сделал противоположными. Например, он говорил о том, что готов стать премьером, главное - найти пару (имелось в виду, что напарник - будущий президент). Это готовый ответ вчерашнему заявлению Медведева. Но уже после столь многообещающего высказывания по поводу парной игры или синхронного плавания Путин говорил совершенно другое: в премьеры он не собирается и парламентскую республику строить не намерен.

И вот - новый поворот. К двуглавому орлу во всей его красе или уродстве.

Представить себе Путина на вторых ролях трудно. Не для того из него делают "национального лидера". Значит, шаги, пусть не к парламентской, но точно премьерской республике, последуют. Есть эксперты, смело утверждающие, что и правки Конституции не потребуется. Сильный, не привычно технический, а сугубо политический премьер и к тому же лидер правящей партии и так во главе страны. Все правильно, но моральный авторитет и закадровые договоренности - это одно, а президентские указы, которых никто не отменял, - совсем другое. Помните первое слово, сказанное Борисом Ельциным, когда он пришел в себя после шунтирования? "Указ!" Он спешил вернуть себе властные полномочия. Любой премьер ходит под указом: указом его назначили, указом же его и снимут, в самый неожиданный для премьера момент.

Конституцию все-таки поправят, как и конституционный закон о правительстве. Это должно входить в план: преемник - премьер - Конституция. Да, Путин говорил, что нельзя править Конституцию ради одного человека. Но вчерашние слова политика завтра безнадежно устаревают.

Можно погрузиться в ответы на вопросы: что, как и когда нужно поправить в основном законе, но я хочу сказать о другом. Если впереди премьерская республика, то это шаг к другой по сравнению с сегодняшней демократии, какой бы суверенной она при этом ни оставалась. Это трудный, но, по-моему, давно необходимый поворот в том числе и в общественном сознании. Хватит следовать традиции, восходящей к доброму царю и злым боярам. "Бог, царь и герой" должны остаться в прошлом. Нам только что показали, как они самосохраняются во власти. Другое дело, если лидер-премьер будет опираться на победившие на выборах партии, то есть зависеть от проголосовавших за них избирателей. Важно: выстраивать заоблачный рейтинг одного человека на вершине власти гораздо проще, чем сделать то же самое с рейтингом партии. Да, есть цивилизованные страны, в которых одна и та же партия десятилетиями остается у власти (о чем, возможно, мечтает Путин), но, как правило, хронически правящая партия дробится на дочерние, каждая со своим лидером.

11.12.2007
Материал опубликован в "Газете" No233 от 12.12.2007г.

http://www.gzt.ru/politics/2007/12/11/220100.html


Док. 411323
Перв. публик.: 11.12.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 352

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``