В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Эта вещь будет круче яиц Фаберже Назад
Николай Вардуль: Эта вещь будет круче яиц Фаберже
Социальная ответственность российского бизнеса самими бизнесменами понимается по-разному. Одни заявляют о готовности, "если надо", все предоставить в распоряжение родному им государству. Другие тихо, но твердо продолжают настаивать на том, что социальная ответственность - это предоставление рабочих мест, развитие экономики и уплата налогов; остальное - от лукавого. Самая громкая группа социально ответственных бизнесменов не скупится на широкие жесты и щедрые дары.

Виктор Вексельберг купил оптом ювелирную коллекцию яиц Фаберже, которую обещает экспонировать по всей стране. Алишер Усманов, купив художественную коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, отдал ее Константиновскому дворцу в Стрельне (кстати, одна из резиденций президента РФ).

Если уж говорить о социально ответственной скупке музейных экспонатов, то российские бизнесмены упустили главный лот
Но если уж говорить о социально ответственной скупке музейных экспонатов, то, на мой взгляд, российские бизнесмены упустили главный лот. На аукционе Sotheby#180;s в Нью-Йорке за $21,3 млн продана редкая копия Великой хартии вольностей.

Новым владельцем документа 1297 года, всего 17 экземпляров которого дошли до наших дней, стал совладелец компании The Carlyle Дэвид Рубенстайн.

Понятно, яйца Фаберже - это российская история, из соображений суверенности они России дороже. Но есть и другая логика.

Социальная ответственность - это ответственность перед обществом. Если эта ответственность выражается в умилении пышностью императорского двора, то обществу в отличие от музеев такая ответственность, на мой взгляд, на пользу не пойдет. В том самом, социально-политическом смысле. Я уверен, что для настоящего социального развития текст Великой хартии вольностей даст куда больше. Дело совсем не в том, что это документ английской истории, без него мировая история выглядела бы по-другому. Я согласен с Дэвидом Редденом, вице-президентом Sotheby#180;s, который назвал хартию самым важным документом мира. "Это символ свободы", - добавил он.

Хартия вольностей - это первый в истории (1215 год) общественный договор, даже прообраз конституции (без которой Англия, кстати, обходится до сих пор). Она ограничила права монарха и предоставила гарантии свобод, включая защиту прав частной собственности, людям, не находившимся в крепостной зависимости. Один из прямых результатов действия хартии - разгром лучшей в Европе рыцарской кавалерии Франции английскими лучниками-йоменами (свободными крестьянами, нанявшимися на службу английскому королю) в битве при Азенкуре в 1415 году.

Для сравнения: первый русский царь Иван Грозный (венчан на царство в 1547 году) свято верил, что царская воля - воля Божья. Стало быть, любой общественный договор - по меньшей мере ересь.

Если и после этого, по мнению российских бизнесменов, яйца Фаберже более социально ответственны, Россия как плутала, выбирая собственные пути в мировой истории, так и останется строителем прямо восходящих к Ивану Грозному и Иосифу Сталину моделей суверенной демократии.

19.12.2007
Материал опубликован в "Газете" No239 от 20.12.2007г.

http://www.gzt.ru/society/2007/12/19/220101.html


Док. 411315
Перв. публик.: 19.12.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 330

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``