В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: `Свобода, образование, здоровье` Назад
Николай Вардуль: `Свобода, образование, здоровье`
В России наконец найдена национальная идея. История ее поисков поучительна. Ее бросились искать, конечно, не все, а люди, готовые заняться этим видом деятельности на профессиональной основе. И ждали от этого заранее мифологизированного учения чудотворного эффекта консолидации и мобилизации общества, как обычно, на приближение светлого будущего. Но ни замены сакральной формуле графа Уварова: "Православие, самодержавие, народность", не говоря уж о мощи марксизма-ленинизма, не получалось.

Вульгарная экономика отодвинута в сторону (ее рост это позволяет). На роль национальной идеи выдвинулись суверенная демократия и национальные проекты
Потом внезапно восторжествовал воинственный прагматизм. Владимир Путин поставил задачу удвоения показателя ВВП на душу населения за 10 лет. Логика, предложенная его советником Андреем Илларионовым, была до вульгарности материалистичной: все блага - от экономики, значит, главное - добиться ее быстрого и стабильного роста. Только так уровень жизни в России может вырваться из сегодняшних пут, которые удерживают его в стандартах третьего мира, и приблизиться к европейскому качеству. Отсюда и знаменитый лозунг: "Догнать и перегнать Португалию!" Любопытно, что во времена популярности битвы за удвоение Илларионов легко абстрагировался от каких бы то ни было социально-политических критериев или, точнее, подменял их экономическими показателями. Так, он считал Россию более социалистической страной, чем Китай. Только потому, что в России выше доля госрасходов в ВВП, что, как уверен Илларионов, препятствовало ускорению экономического роста. Но идея удвоения отцвела. Формально задача остается в повестке дня, но она уже не на направлении главного удара.

Вульгарная экономика отодвинута в сторону (ее рост это позволяет). На роль национальной идеи выдвинулись суверенная демократия и национальные проекты. В первом случае верховная власть полностью контролирует все этажи организации общества. Во втором - речь идет о приоритетах государственной социальной политики. Другими словами, государство возвращает себе роль демиурга общественного развития.

Первые лица государства - и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев - официально от суверенной демократии открещиваются. Зато глобальные цели, ставящиеся перед национальными проектами, впечатляют. В программной статье, опубликованной в январе 2007 года, Дмитрий Медведев писал так: "Только вложения в человека способны помочь уйти от экономики ресурсной и индустриальной к экономике знаний, к экономике ежедневной технологической революции".

Однако не менее любопытно и то, о чем Медведев тогда не написал. В его статье не было ни слова ни о демократии, ни о свободах, без которых, я уверен, никакие нацпроекты не подготовят искомого революционера, способного на ежедневные технологические прорывы.

Но вот что сказал Дмитрий Медведев вчера: "Свободный, образованный и здоровый человек - главное, что определяет сегодня перспективу развития страны". Триада национальной идеи обновлена.

Согласен, между свободой как лозунгом и привычкой жить в условиях свободы без навязчивого госвмешательства в повседневную жизнь граждан - изрядная дистанция. Кстати, о том, что такое "народность" в предыдущей триаде, не мог отчетливо объяснить сам Уваров.

Жизнь - это одно, а нацидея - совсем другое.

25.12.2007
Материал опубликован в "Газете" No243 от 26.12.2007г.


http://www.gzt.ru/politics/2007/12/25/220100.html


Док. 411311
Перв. публик.: 25.12.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 373

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``