В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Подземный бой - он трудный самый Назад
Николай Вардуль: Подземный бой - он трудный самый
Стратегия и тактика - это не совпадающие друг с другом маршруты движения к одной цели, которую и выбирает стратегия. На каких-то этапах продвижения к цели стратегия и тактика могут не только не совпадать, но и казаться разнонаправленными. Потому что у стратегии одни правила, у тактики - другие. Хотя конечная цель, повторяю, одна.

Чтобы у читателя совсем зарябило в глазах от частоты употребления производных от уже не раз приведенного слова "стратегия", проиллюстрирую сказанное на примере российского регулирования иностранных инвестиций к стратегическим месторождениям полезных ископаемых.

Законодательно закрепленный национальный контроль над стратегическими месторождениями - это еще и пресечение попыток в будущем повторить проект, который вынашивал ЮКОС
Главная цель - сохранить национальный, прежде всего государственный, контроль над крупными месторождениями. Это не значит, что иностранным инвесторам доступ к российским месторождениям заказан. Основной алгоритм: все флаги в гости, но именно в качестве гостей, а не хозяев. То есть иностранные инвесторы приветствуются в качестве младших партнеров.

Принято считать, что идея национального контроля выдвинута, чтобы расторгнуть заключенные в середине 1990-х годов соглашения о разделе продукции. Проверка их реализации показала, что иностранные инвесторы, завышая смету (а их инвестиционный вклад возмещался добываемым сырьем в первую очередь), фактически сами распоряжались месторождениями и к тому же, по оценке Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, наносили хищнический ущерб природе. Эти аргументы вынудили иностранных инвесторов, например, проекта "Сахалин-2" уступить контрольный пакет "Газпрому". Но дело не в одних соглашениях о разделе продукции. Законодательно закрепленный национальный контроль над стратегическими месторождениями - это еще и пресечение попыток в будущем повторить проект, который вынашивал ЮКОС: обмен активами с Chevron, который превращал российскую компанию в "дочку" американской.

Такова стратегия. Тактика, как и положено, более гибкая. 24 декабря министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что у иностранных компаний появляется шанс на разработку российских месторождений. Это однозначный сигнал потенциальным западным партнерам: все у вас будет. Прозвучал он более чем своевременно, совпав с официальным выдвижением Дмитрия Медведева кандидатом в будущие президенты. Но первым ответил министру "Газпром". Который, как и следовало ожидать, никому ничего уступать решительно не намерен.

"Газпром" не просто намеренно перепутал тактику со стратегией. Юрий Трутнев вовсе не разрубил топором шлагбаум перед иностранными инвесторами, собирающимися самостоятельно контролировать российские стратегические месторождения. Его позиция: если иностранный инвестор приобретает право на разработку 5% из фонда недр, то уведомляет ФАС и специальную правительственную комиссию. Если не меньше 10%, то необходимо разрешение этих органов. Так что национальный контроль сохраняется. Но "Газпром", похоже, больше устраивает, чтобы решения принимал он сам, как это фактически происходило при приглашении Total и StatoilHydro к разработке Штокмановского месторождения.

26.12.2007
Материал опубликован в "Газете" No244 от 27.12.2007г.

http://www.gzt.ru/business/2007/12/26/220100.html


Док. 411310
Перв. публик.: 26.12.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 355

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``